КИНО-ТЕАТР.РУ

«Великая»: Кейт Уинслет в ванной Гитлера

20 ноября 2024

С 21 ноября в российский прокат выходит байопик Ли Миллер, одной из самых известных женщин — военных фотографов времен Второй мировой. «Великая» (в оригинале просто «Ли») основана на книге «Жизнь Ли Миллер», написанной ее сыном Энтони Пенроузом, и фокусируется лишь на одном десятилетии жизни героини – с 1938 по 1948 год. Главную роль исполнила Кейт Уинслет, ставшая также одним из продюсеров проекта и его идейной вдохновительницей.

«Великая»: Кейт Уинслет в ванной Гитлера

Ли Миллер преклонных лет (Кейт Уинслет в возрастном гриме), в окружении пустых бутылок и архивных фотографий, рассказывает о насыщенной жизни в интервью молодому человеку (Джош О'Коннор), отчаянно желающему узнать о ней всю правду. Ее повествование хронологически последовательно и начинается на Французской Ривьере 1938 года, где Ли с друзьями-художниками устраивает голую вечеринку пикник на природе топлесс. Ранее известная модель, она к этому времени успела стать успешным фотографом обнаженной натуры. На том загородном пикнике они обсуждают набирающий обороты нацизм в Европе и решают, что единственный разумный путь противостоять тирании — творить, пить и танцевать. Там же Ли знакомится с художником Роландом Пенроузом (Александр Скарсгорд), который позже уговаривает ее улететь в Англию. Где их и застанет война.

Читать также: Интервью сыном Ли Миллер Энтони Пенроузом


Следующая экспозиция – Лондон 1940-го. Миллер сотрудничает с британским Vogue, снимая, как авиаудары превращают улицы в сплошное месиво, становясь опасной рутиной для женщин, которые в одиночку растят детей, пока мужья ушли воевать. Запечатлевая повседневную жизнь военных, Ли не может добиться разрешения поехать на фронт, и даже в аккредитации на военные объекты ей отказывают. Ссылаясь на то, что женщинам «не положено», ей рекомендуют фотографировать сушащиеся трусы в женском общежитии (на счет публикации этого снимка у редакторов Vogue выйдет бурная полемика). Тогда же амбициозная Ли, умеющая работать в одиночку, знакомится с Дэвидом Шерманом (Энди Сэмберг) из журнала Life. Неожиданно с ним они будут действовать в команде до самого конца войны. Добившись отправки на фронт, уже в 1944-м, они вместе снимут освобождение Парижа, концлагерей Бухенвальд и Дахау, а также сделают в мюнхенской ванной Гитлера свой самый известный снимок, символизирующий крах нацистского режима.

«Великая»: Кейт Уинслет в ванной Гитлера

Ли Миллер была сильной личностью, сделавшей крайне необычный выбор для женщины того времени — запечатлевать реальность войны. Ее жизнь достаточно насыщенна и могла бы стать сюжетом для сериала или нескольких фильмов. Однако дебютантка в режиссуре Эллен Курас, известная как оператор культовых лент «Вечное сияние чистого разума», «Кокаин», «Кофе и сигареты», предусмотрительно сфокусировалась на одном из возможных ракурсов. В рамках выбранного периода она достоверно иллюстрирует ужасы войны, а также пробует запечатлеть сложный характер главной героини. Заглавный образ, как и всю картину, на своих плечах самоотверженно выносит Кейт Уинслет, присутствуя практически в каждой сцене и демонстрируя невероятный актерский талант. С одной стороны, она проницательно раскрывает женскую суть Ли, ее решительность, амбициозность и упорство, а с другой — показывает неутешительный жизненный итог человека, изломанного войной. В старости Миллер — неласковая мать, страдающая от ПТСР и проблем с алкоголем. Работа Уинслет достойна самых высоких наград и заслуживает войти в историю кино.

Смотреть онлайн: Фильм «Громче, чем бомбы» с Изабель Юппер в роли военного фотографа


Без Кейт «Великая» не могла бы реализоваться, но важны и другие замечательные актеры, чьи персонажи придают картине дополнительные ракурсы. Александр Скарсгорд в роли Роданда – воплощение элегантности и достоинства, а известный комедиант Энди Сэмберг открывает новые грани актерского мастерства, изображая друга Ли Дэвида Шермана. Эпизодическое появление Марион Котийяр, играющей французского фэшн-директора Vogue Соланж Д'Айен – женщину, которая потеряла из-за войны все, – вызывает подлинное сопереживание. Заслуживает похвалы и Андреа Райзборо, чья решительная и сострадательная Одри Уизерс — редактор, полагающий, что миссия журнала в военное время – вдохновлять британок служить стране.

«Великая»: Кейт Уинслет в ванной Гитлера

Фильм прямолинейно выступает против гендерного неравенства и насилия, показывая героиню, которая не только была женщиной-первопроходцем в мире мужчин, но и, пережив в детстве изнасилование, в зрелом возрасте защищала тех, кого унижают. Например, она проявляет сострадание, глядя на прилюдно остриженных француженок-коллаборационисток. Эмпатия порой мешает Ли переступать чужие границы и нажимать на «пуск» фотоаппарата: там, где возможно, она спрашивает разрешение на снимок. Если же спрашивать некого, Миллер, не жалея себя, фотографирует всё, что считает нужным оставить в памяти потомков: горы трупов в концентрационных лагерях или мертвецов в товарных вагонах, не доехавших до точки назначения. Трудно представить, как человек может увидеть такое воочию и не сойти с ума. Для Миллер все это потом обернется алкогольной зависимостью.

Читать также: Ты снимешь мою казнь? Рецензия на фильм «Падение империи»


Вопрос о том, должен ли знать мир о произошедшем, или надо щадить человеческие чувства, остается предметом дискуссии и по сей день. Это дилемма не только документалистики и новостной повестки дня — в игровом кино тоже появляются фильмы о военных корреспондентах. Скажем, в начале года мы смотрели антиутопию «Падение империи», где Кирстен Данст сыграла репортера, чей образ был вдохновлен как раз Ли Миллер. Этические разногласия запечатлены и в «Великой»: через беседы с сослуживцами и интервьюером героиня не раз задается вопросом, как далеко должен заходить журналист, освещающий войну. Отказ британского Vogue от публикации шокирующих снимков – «люди будут расстроены и подавлены» — вызывает у Ли приступ ярости, в ходе которого она начинает резать негативы на куски. При этом Эллен Курас, реконструирующая самые известные снимки Миллер и обстоятельства их появления, не желает травмировать зрителей, показывая жестокие сцены очень щадящим образом. «Великая» не пытается оригинальничать, открывая какие-то новые сведения о роковых сороковых, а идет проторенной тропой биографической картины, делая акцент на судьбе и личности необыкновенного человека. В череде вышедших в этом году байопиков этот, пожалуй, лучший: оригинальный и, безусловно, захватывающий.

«Великая» в кинотеатрах с 21 ноября.

«Великая»


Екатерина Визгалова

Поиск по меткам

Британское кино, война, Екатерина Визгалова, журналисты

Персоны

Марион Котийяр, Эллен Курас, Джош О'Коннор, Энтони Пенроуз, Андреа Райзборо, Александр Скарсгард, Энди Сэмберг, Кейт Уинслет

Фильмы

Великая, Вечное сияние чистого разума, Кокаин, Кофе и сигареты, Падение империи



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения