«Голиаф»: Слабость как сила
27 сентября 2022
В прокат выходит новый фильм Адильхана Ержанова — одного из самых известных в России казахстанских режиссеров, неутомимого труженика и любимца кинофестивалей (премьера «Голиафа» состоялась в Венеции, а потом фильм открывал сочинский «Новый сезон»). Алексей Филиппов рассказывает, чем похожи «Голиаф» и «Левиафан», как драма о беззаконии оборачивается истерном — и как перестать бояться того, что больше и могущественнее тебя.
Голиаф — фигура видная. Исполин-филистимлянин вызывал трепет одним своим видом. Однако финал его известен. Меткий выстрел из пращи Давида, нокаут и усекновение головы. С тех пор аналогии с непропорциональными оппонентами можно встретить повсеместно — особенно любят приплетать их в спорте. Где еще с такой частотой встречаются фаворит и андердог, аутсайдер, тот, на кого бы никто не поставил?
Читать: Рецензия на «Штурм» — фильм о захвате школы и безразличии мира
Если присмотреться — повсеместно. Взять хотя бы удаленный казахстанский поселок Каратас — вымышленного тезку реального населенного пункта (и не одного), где режиссер Адильхан Ержанов раз за разом снимает брутальные драмы с потенциалом притчи (не так давно состоялась премьера его предыдущей картины — «Штурм»). Арзу (Берик Айтжанов) живет с братом Кешей (Еркен Губашев) и дочерью Рабиюшкой (Рабия Абиш), денег нет, но они держатся. Арзу контужен во время армейских учений, сильно хромает, голова в проплешинах, почти не говорит — каждое слово дается с боем. Так и сливался бы со степью, если бы не жена (Альмира Турсын), ушедшая из семьи два года назад. Написала в полицию о бесчинствах местного авторитета Пошаева (Данияр Алшинов). Тот ее и пристрелил. «Она мне не оставила выбора». Арзу покорно качает головой на похоронах, претензий не имеет, за работу, которую бандит тут же предлагает — покорно благодарит. Пошаев, разумеется, и есть местный Голиаф. Но исполин падет — ведь Карфаген должен быть разрушен.
Трудно избежать очевидной рифмы: казахстанский «Голиаф» — это криминальная пара к российскому «Левиафану». У Звягинцева простого человека затягивало в пучину беззакония, перемалывая до рыбьего скелета, потому что все рычаги — у воров да шулеров. У Ержанова все прозрачнее: Пошаев без стеснения заменяет все ветви власти, лоббирует работу местных на предприятии по добыче минералов, не дает спуску наркотраффику — в общем, суров, но справедлив. Правда, может убить, если кому что-то не нравится. И всем как будто нормально — жить можно. Да и кто ты против Пошаева — у него автомат, вооруженная банда, телохранитель (Дмитрий Чеботарев), в конце концов. Все схвачено.
Смотреть онлайн: 7 фильмов Адильхана Ержанова
И тут в уравнении появляется Арзу. Несгибаемый — в силу проблем со здоровьем, наделенный правом мести — хотя и всячески отрицает такое желание. Однако маховик судьбы запущен: все ему намекают, что смерть Пошаева — дело нужное. И Аллах простит, и полиция глаза закроет. Как бы его ни унижали, как бы ни выставляли тотальным одиночкой, контуженный вдовец будто напитывается надеждами односельчан. Даже выцветшей соседки Тани (Александра Ревенко), которая сливается с обстановкой похлеще самого Арзу. Похожим образом в остроумнейшем комиксе Тома Голда выяснялось, что Голиаф — просто детина из лагеря филистимлян, обычный писарь великанского роста, которого решили превратить в символ армейской ярости для устрашения неприятеля. Так он и пал — жертвой габаритов и информационной войны.
Версия Ержанова более жизнеподобная, а в последней трети — боевая. Настоящий истерн, как «Свой среди чужих, чужой среди своих», где фатум настигал красноармейцев, истлевающих в новом мире, который они и приближали с шашками наголо. Арзу ни к чему не стремится и ни во что уже, кажется, не верит, хотя вокруг постоянно звучат молитвы, а весь Каратас посещает намаз с Пошаевым во главе. Степь одна, а интересы у каждого свои. И местный Давид, в соответствии с цитатами Макиавелли, которые возникают в начале и конце фильма, вершит не столько правосудие, сколько очищает родной край от скверны. И никто, парадоксальным образом, не уходит обиженным. Каждый за что боролся — на то и напоролся.
«Голиаф» в прокате с 29 сентября.
«Голиаф»
Алексей Филиппов
Поиск по меткам
"Новый сезон", Алексей Филиппов, Казахское кино
Персоны
Берик Айтжанов, Данияр Алшинов, Еркен Губашев, Адильхан Ержанов, Андрей Звягинцев, Александра Ревенко, Альмира Турсын, Дмитрий Чеботарёв
Фильмы
Голиаф, Левиафан, Свой среди чужих, чужой среди своих, Штурм
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения