«Рассказы»
13 ноября 2012
Четыре новеллы. Четыре жанра. Четыре взгляда на одну и ту же проблему – духовное обнищание нации в эпоху неудержимого потребительства. Нация, как вы уже догадались, - русская. А фильм – «Рассказы» Михаила Сегала, выросший из его блестящей короткометражки «Мир крепежа».
Именно с нее и начинается этот неоднозначный альманах, чьи новеллы связаны сквозным сюжетом. В издательство приходит молодой писатель и предлагает опубликовать свои рассказы. Ему, разумеется, дают от ворот поворот, и подшивка с творениями отправляется в урну. Но ведь надо же как-то убить время, пока нет никаких срочных заказов, и рассказы начинают кочевать из рук в руки. Читая их, каждый начинает узнавать в персонажах себя. Молодая редакторша вспоминает, как точно так же, как и в новелле, пыталась организовать свадьбу, а организатор свадебного торжества дошел до того, что распланировал всю ее жизнь вплоть до финальной точки – похорон. Еще один сотрудник узнал себя в персонаже рассказа «Круговорот денег», в котором взятка переходит из рук в руки и, наконец, доходит до Президента Российской Федерации, впоследствии выступившего перед россиянами (в том числе и теми, кто давал взятку) с экрана телевизора. Третья новелла повествует о библиотекарше, которая благодаря произведениям Пушкина обрела магические способности, но погибла при поисках девочки, решившей согреться ночью в лесу при помощи книг. И, наконец, за рассказы берется главный редактор и с удивлением обнаруживает на страницах свою недавнюю интрижку с молоденькой сексапильной дамочкой, из-за которой он отсыпался в офисном туалете. Их мимолетный роман распался, когда он узнал, что его подружка ничего не знает о прошлом собственной страны («О чем с тобой трахаться?!»).
Все эти истории органично связаны друг с другом благодаря идее с издательством, но все же перед нами не шедевр, а просто хороший пример продуманной (но далеко не прочувствованной) картины. Фильму не хватает тепла и сопереживания автора своим героям. Лишь в последней новелле чувствуется, что Сегала действительно цепляет за живое все то, что происходит в современной России. Остальные же рассказы оставляют привкус расчета, да и эмоционально от них веет холодом и отстраненностью. Хотя в сюжете про библиотекаршу-мага все же есть нотка сердечности, но мимолетная, так как все моментально сгорает, как и сама героиня Тамары Мироновой. Кстати, сама идея тесной связи чародея с вещами, при которой магической силой обладает не сам маг, а вещь, мне показалась хорошей находкой, способной навеять отдельный мистический или фантастический сюжет.
Но с остальными компонентами в киноальманахе полный порядок. Юмор подается дозированными порциями, и он сам по себе не пошлый. Сценарий прописан до мельчайших деталей. Музыка, включая песню в исполнении Владислава Лешкевича, органично вписывается в кинопространство, каковое прекрасно подчеркнуто оператором Эдуардом Мошковичем. Возможно, кому-то покажутся излишними эротические сцены, но они, на мой взгляд, чуть ли не самые лучшие в отечественном кинематографе, который, если мне не изменяет, не часто балует зрителя профессиональными постельными сценами.
И, конечно же, самая большая заслуга фильма – это актеры. В «Мире крепежа» вся троица (Мерзликин, Носик, Петров) выглядит безупречно. Появление в новелле про деньги Президента в исполнении Игоря Угольникова смотрится настолько завораживающе, что даже обидно за актера, растратившего свой талант на многочисленные шоу. Тамара Миронова надолго запоминается образом библиотекарши-мага. Что касается Константина Юшкевича, то он сыграл так же органично, как и у Виктора Шамирова. Про его партнершу по финальной новелле – Любовь Новикову – трудно что-то сказать определенное, так как по сюжету главенствовала ее обнаженная фигура, а не речь или мимика.
В итоге, перед нами одно из лучших киновысказываний о современной России с ее бесами, глупостями и бедами. Пусть и лишенное авторского сопереживания героям, т.е. жителям этой несчастной страны, переживающей не лучшие времена.
«Рассказы» в прокате с 15 ноября.
Ссылки по теме:
12 фильмов ноября'12
«Меридианы Тихого». Итоги
«Московская премьера». Итоги
«Рассказы»: Фестивальная жизнь
Итоги 23-его «Кинотавра»
Трейлер
Макс Милиан
Персоны
Любовь Аксёнова, Роман Дервоед, Анастасия Кавуновская, Андрей Кретов, Владислав Лешкевич, Андрей Мерзликин, Тамара Миронова, Василий Мичков, Эдуард Мошкович, Елена Нестерова, Дарья Носик, Глеб Орлов, Анджей Петрас, Андрей Петров (IV), Михаил Сегал, Виталий Труханенко, Игорь Угольников, Сергей Фетисов, Константин Юшкевич
Фильмы
Мир крепежа, Рассказы
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения