«Книга мастеров»
28 октября 2009
Когда лет пять назад наши кинематографисты рискнули снять сказку «Лесная царевна», то лично у меня появилась надежда на возрождение у нас этого замечательного жанра. Но, видать, я поторопился, потому как с выходом в прокат фильма «Книга мастеров» наша общая мечта обратилась в труху.
Хотя, если призадуматься, то и картина Басова и Эсадзе далека от идеала, просто тогда она показалась глотком воздуха после пепелища, оставшегося после советских времен.
Не хочется повторять вслед за нашим корреспондентом, побывавшим на пресс-показе, все промахи, допущенные режиссером новой сказки, но со многими тезисами я полностью согласен. Посему выражусь просто и ясно, как один знакомый актер на премьере этого «шедевра»: полная лабуда.
Проблема «Книги мастеров», заявленной как «первый российский фильм с логотипом Диснея», не в зрителях и не в актерах. С ними все в порядке. Зрители – народ подготовленный и насмотренный, ему подавай хлеба и зрелищ, а не жалкую пародию на «Властелина колец» с «Зачарованной». Актеры же в свою очередь честно отрабатывают свою копейку, и ни к кому из них нет никаких претензий. Достаточно вспомнить Тридцать Четвертого Богатыря или любовницу Кащея (как, впрочем, и его самого), чтобы улыбка заиграла на устах. Но и только…
Проблема в том, что сценарий сам по себе был «мертв» еще на стадии разработки, несмотря на участие наблюдателей с американской студии, которые обучали наших сценаристов, как строить «диснеевский» сюжет. Вроде все учли, а самое главное проморгали. В фильме нет действия. Да, в сказке нет банального противостояния между Добром и Злом, точнее, между хорошим и плохим. Конечно, никто не хотел показывать детям насилие, но победу-то Добра над Злом надо было хоть как-то отобразить! Но нет, все закончилось «светлым будущим», словно перед нами не жесткая и своенравная Каменная Княжна, а милейшая Любовь Орлова, марширующая в строю спортсменов.
Представляете, как обидно будет зрителю. Он весь фильм ждал схватки, а ему подсовывают плохо нарисованный задник и слезу на лице Апексимовой. И все. Ах, ну да, была комичная драка между кузнецом и охотниками-алкашами с полотна Перова (или просто детинами - уже и не вспомню из-за той неразберихи...). Но она не в счет, так как носит пародийный характер.
Ну, про спецэффекты, выполненные на уровне первых «Doom’ов», и говорить не приходится. Достаточно представить себе башню и огненный вихрь, чтобы понять, откуда что взялось. Позабавил среди всего этого «пиршества для глаз» клубок-навигатор – хорошая задумка, из которой можно было бы вытянуть намного больше, чем показано в фильме.
Про актеров я на сей раз зарекся говорить, потому как заметил, что слишком уж повторяюсь в каждой своей рецензии. Хотя… все-таки можно было найти на главную роль более талантливого актера, а не новичка.
И, наконец, я добрался до юмора, которым славились все наши старые-добрые сказки. Шутки вроде были все к месту, но выяснения отношений между Кащеем и Русалкой все-таки слишком взрослые для семейного просмотра. Родители потом устанут повторять одно и то же своим деткам.
Разумеется, имеется множество цитат (в тему и не в тему), ассоциаций, о чем сам режиссер с гордостью заявил, что делал это намеренно, потому как российскому зрителю будет интересно узнавать и угадывать все то, что он видел ранее. Ну, он и угадывает, потому как больше, собственно, на просмотре этой сказки делать и нечего.
В общем, не знаю, стоит ли советовать вам смотреть это произведение. Если бы не отсутствие внятного сюжета и зрелищных схваток, «Книга мастеров» смотрелась бы живо и естественно. А пока же нам остается лишь на большом экране еще раз посмотреть практически никак несвязанные (не считать же перелистывание страниц монтажом!) между собой скетчи из «Большой разницы». Если вы готовы к подобному приключению, милости просим. И не забудьте дождаться Ольги Аросевой, иначе попадетесь на ее удочку…
Макс Милиан
Персоны
Ирина Апексимова, Ольга Аросева, Екатерина Вилкова, Михаил Ефремов, Николай Ефремов, Гоша Куценко, Максим Локтионов, Вадим Соколовский
Фильмы
Книга мастеров
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения