КИНО-ТЕАТР.РУ

Двигатель кинематографа

25 апреля 2014

В Омске открылся 2-ой национальный фестиваль дебютов «Движение», который хочет быть сибирским «Кинотавром», но со своим колоритом и особенностями: одна из которых, например, мультиформатность.

И хотя все региональные кинофорумы так или иначе похожи друг на друга, каждый из них пытается найти свою нишу, в которой бы он был лучше других. «Движение» сосредоточилось на поддержке молодых талантов. И эта миссия уже потихоньку начинает давать свои плоды.


Так документальная драма «Линар» Насти Тарасовой, по словам организаторов омского фестиваля, выстрелила не без участия их киносмотра, который, кстати, в этом году по заявленной программе получился даже сильнее, чем в году предыдущем. По крайней мере, так уверяет президент фестиваля Артём Михалков.


- Весь конкурсный показ целиком состоит из премьер, - отметил на открывающей мероприятие пресс-конференции программный директор «Движения», кинокритик Стас Тыркин, – Все фильмы абсолютно разные. Мы принципиально выступаем за мультиформатность.

Под мультиформатностью, очевидно, имеется ввиду как жанровое разнообразие картин, так и их способ взаимодействия со зрителем: на «Движение» фильмы соседствуют с сериалами, и это вполне разумно, учитывая какое место последние сейчас занимают в нашей жизни.

Не менее важное, впрочем, слово в название фестиваля – это «дебюты».

- У нас в стране их снимается крайне мало, - не преминул заметить председатель жюри Владимир Хотиненко, – Надо, чтобы их было больше! В конце концов, можно даже устроить год дебютов. 50 хотя бы снять (в той же Франции их, по-моему, 90 снимается). Пока мы этого не сделаем, то не поймём, что в нашем кинематографе происходит.


Открывая новые имена, «Движение» также старается держать заданную планку. «В этом году, по сравнению с прошлым, бюджет фестиваля оказался меньше на 6 млн руб., но мы постарались не упасть в качестве, - говорит его генеральный продюсер Полина Зуева, – всего же он составил 27 млн руб. В его проведении нас поддержало министерство культуры РФ, правительство Омской области и фонд «Мечте навстречу».

Помимо культуртрегерской функции, «Движение» взяло на себя и благотворительную: на фестивале устроен сбор пожертвований, в ходе которого все собранные средства пойдут в центре помощи аутистам «Антон тут рядом», учреждённый киноведом Любовью Аркус.

Что касается открытия самого кинофорума, то оно включало в себя театрализованное представление с поездом (дабы, видимо, подчеркнуть важность движения) с участием членов жюри, а также с аллюзиями на «Мертвеца» Джима Джармуша и гитарными переборами Нила Янга.

Чтобы обратить внимание на ключевую роль продюсера в современном российском кинопроцессе, была вручена награда, которая станет традиционной. Приз за достижение в профессии получила Кира Саксаганская («Прогулка», «Я буду рядом», «Майор»).


Фильмом-открытием же фестиваля стала «Восьмёрка» Алексея Учителя. И хотя картина до этого уже засветилась на различных международных киносмотрах, показ в Омске стал всероссийской премьерой (в прокат лента выйдет 8 мая). По словам Алексея Учителя в фильме состоялось 5 актёрских дебютов, а главная роль досталась Алексею Манцыгину, актёру Омского драмтеатра, где, кстати, и проходило открытие фестиваля.

«Восьмёрка» - экранизация повести Захара Прилепина, попытка сделать брутальное кино. Катастрофически неудачная. Действие происходит на рубеже тысячелетий в промышленном городе. Пока русский народ готовится встретить нулевые и несколько ошарашен преждевременным уходом Ельцина, на этом сломе эпох четверо омоновцев-отморозков занимаются тем, что ломают другим отморозкам кости.


Как и в приснопамятном фильме «Начало» Кристофера Нолана, когда его героям в определённый момент надо просто перестать стрелять, чтобы драматургия картины обрела хоть какую-нибудь вменяемость, также персонажам «Восьмёрки» надо просто перестать драться.

Понятно, что их неумение и нежелание останавливаться – это концепт, однако в связи с этим экшен в фильме начинает выглядеть невероятно монотонным (в том числе и за счёт долбящего по глазам и мозгам монтажа), а насилие приобретает совсем уж какой-то мультяшный характер. Чтобы его испугаться, надо, как минимум, вырасти в резервации элоев и ни разу в своей жизни не увидеть ни одного морлока.

Похоже, каждое новое поколение получает тот «Бумер», который оно заслужила. А в случае «Восьмёрки» все аллюзии (пусть, вероятно, и непреднамеренные) на фильм Петра Буслова на лицо: начиная от вынесенного в название автомобиля, до количества главных действующих лиц. Главное же отличие той картины от этой заключается в том, что к героям «Восьмёрки» не испытываешь никакой эмпатии. Как говорили в совершенно другой ленте: ни любви, ни тоски, ни жалости.

Евгений Ткачёв

Ссылки по теме

Круглый стол и мастер-классы на фестивале «Движение»
Объявлен фильм открытия фестиваля «Движение»
«Движение». Лауреаты
«Движение». Открытие

Персоны

Любовь Аркус, Артём Михалков, Настя Тарасова, Алексей Учитель

Фильмы

Антон тут рядом, Восьмёрка



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения