КИНО-ТЕАТР.РУ

«Офсайд»

18 октября 2012

Со 2-го по 7-ое октября шестой раз в Москве и впервые в Центральном Доме Художника проходил Международный кинофестиваль "2morrow/Завтра". Основной конкурс дополнил целый ряд практически самостоятельных программ, призванный показать срез современного кинематографа – не только художественного фестивального кино, но и документального, экспериментального, а также видео-арта. Но самым интересным и, уж точно, самым нестандартным событием за эти шесть дней стала презентация программы «Офсайд», посвящённой независимому кино из регионов России.

фото: Екатерина Аверина
В Якутии, Бурятии, Карелии картины местного производства пользуются спросом у зрителей, но путь в федеральный прокат им заказан, за редким исключением. Это кино возникает на местах стихийно, создаётся на чистом энтузиазме. Региональные кинематографии растут так стремительно, что постепенно начинают приковывать к себе внимание. Продвижению якутского кино, в частности, содействовал кинокритик Сергей Анашкин. В целом, оно было относительно на слуху: после того, как в 2007-ом был снят фильм «Тропа смерти», в республике начался настоящий бум хорроров, некоторые из которых можно найти в Интернете. Бурятия больше славится своими комедиями, в прошлом году одна из них («На Байкал») добралась до федерального проката. Но это лишь урывочные факты, а как таковую целостную картину того, что собой представляет российское кино, на самом деле, только предстоит составить.

фото: Екатерина Аверина
Шагом в этом направлении и стала программа «Офсайд». Выросла она из журналистского проекта Марии Кувшиновой и Ивана Чувиляева, посвящённого теме регионального кино. При попытке копнуть поглубже, оказалось, что материала настоящая бездна, и всё это кино не уместить в статьи. «Офсайд» - попытка расширить горизонты понятия «российское кино» для его носителей, нередко даже говорящих на разных языках. На начальном этапе - смотр достижений региональных кинематографий в столице, но в перспективе - институция, способная создать основу для их взаимодействия или хотя бы посодействовать нанесению их на карту. Кураторы делают акцент на независимом кино: фильмы в регионах часто снимаются без государственной поддержки, на отсутствие которой свойственно сетовать российским кинематографистам. На производство картины идут личные средства съёмочной группы, даже дистрибуция фильмов иногда ведётся самостоятельно: их создатели договариваются о прокате непосредственно с местными кинотеатрами. Таким образом, становление региональных кинематографий – это ещё и альтернативный способ формирования в нашей стране культуры независимого кинопроизводства, в своих специфических формах существующей в Европе и США.

фото: Екатерина Аверина
Спецификой этой ветви независимого кино в России является его ориентированность на зрителя. Это мейнстримное кино с региональной спецификой, способное по кассовым сборам в местном прокате обходить даже голливудские блокбастеры. Ощутимую часть регионального кино составляют малобюджетные, упомянутые выше комедии и хорроры. В соотношении 3 к 1 они и составили конкурсную программу «Офсайда».


Несколько особняком стоял в программе фильм открытия, «Шопинг-тур» Михаила Брашинского, в августе этого года удостоенный главного приза выборгского фестиваля российского кино «Окно в Европу». Михаил Брашинский успел поработать и на кинокритическом поприще: был обозревателем «Афиши», публиковался в «Сеансе» и других изданиях. В 2002-ом он дебютировал как режиссёр с фильмом «Гололёд» - картиной, известной не широко и, в основном, печально. К режиссуре Брашинский вернулся только спустя 8 лет, продолжив свои жанровые поиски, но на этот раз уже приложив к ним окрепшую режиссёрскую руку и вдохнув в новый фильм весь свой энтузиазм и любовь к кино. «Шопинг-тур», как история о петербуржцах в Финляндии, тоже по-своему обладает региональной спецификой. Фильм начинается как драма отношений между матерью и её 15-летним сыном на фоне недавней потери отца семейства. Главные герои в составе группы туристов отправляются в Финляндию, что придаёт фильму черты роуд-муви. Всё происходящее сын снимает на подаренный матерью телефон - типичный приём для современных хорроров, которым фильм и оборачивается по прибытии героев в Финляндию. Виной тому финская «традиция» поедать иностранцев после в день после празднования Иванова дня. При этом фильм от начала до конца исполнен юмора, который собирает воедино разветвлённую жанровую конструкцию, и на выходе получается фильм, который и тревожит зрителя, и заставляет его смеяться.


Следующим в расписании значился якутский фильм «Вольные боотуры», то есть богатыри. Именно ему и было суждено стать победителем. Создатели фильма Роман Дорофеев и Дмитрий Шадрин не только выступили режиссёрами, но и исполнили главные роли в собственной картине. Вообще же, они пришли в кино, закончив Щепкинское училище и послужив в «Саха-Театре». Идея снимать кино казалась привлекательной, а обернулась ещё и коммерчески выгодным делом. Роман и Дмитрий организовали собственную студию «Detsat», развернули масштабное кинопроизводство, выпуская малобюджетные фильмы, в основном – комедии, и даже создавая из них собственные якутские франшизы. Начав заниматься кино и осознав нехватку навыков, ребята успели съездить в Москву и закончить ГИТИС и ВГИК.

В рамках же «Офсайда» была показана новая их работа. «Вольные боотуры» - это народный эпос, воплощённый в жанре сумасбродной комедии.
Группа молодых ребят, путешествуя по окрестностям, решает заглянуть к дяде одного из героев. Дядя работает сторожем в музее и, усадив гостей перед собой на деревянную скамеечку, начинает свой былинный рассказ. Говорит про якутского царя, у которого похитили дочь, и вольных боотуров, которым предстоит эту дочь спасти.
Весь фильм, будучи иллюстрацией древнего народного сказания, выдержан в динамичной манере, смонтирован в рваном темпе и изобилует шутками разного уровня прямолинейности, что в итоге делает его парадоксальным произведением. Столкновение формы и содержания в нём – это то, что называют разрывом шаблона.


С режиссёром следующего фильма Иваном Кульневым Дмитрий Шадрин и Роман Дорофеев провели в рамках фестивальной образовательной программы - кинокампуса «Партизан» - лекцию, на которой рассказали, как пришли в кино и как его снимали. А по ходу фестиваля даже успели договориться о будущем сотрудничестве. Сам же Иван Кульнев приехал в Москву из Петрозаводска представить свой фильм «Человек из банки», первый полный метр в истории карельского кино. Это романтическая комедия про молодого парня, всю жизнь проведшего под крылом не в меру заботливой матушки. Лучше всего режиссеру удается гротескное изображение героя, олуха Царя Небесного, и антуража его парникового, «внутрибаночного» существования. Внезапный отъезд матери и увлечение живописью дают герою путёвку в новый мир, где зрителей ждёт любовная линия, с которой режиссёр справился не так удачно, как его герой. Да, фильм небезупречен, но подкупает тот энтузиазм, с которым Иван, к слову, режиссёр-самоучка, относится к делу. Фильм был снят им за кровные 2 000$ - сумму по меркам кино более чем скромную. Кульнев выступил и сценаристом, и оператором, и режиссёром, доведя фильм до проката в Петрозаводске. Это, конечно, пример в своём роде уникальный и достойный подражания.
Остался неназванным лишь один фильм программы – «Улан-Уdance», снятый бурятскими КВН-щиками Жаргалом Бадмацыреновым, Александром Кузьминовым и Евгением Замалиевым. Втроём они уже сняли ставший в Бурятии хитом «Чайник» - комедийный фильм о том, как бурятские пацаны хотят купить машину, а в итоге обретают себя. Замалиев ещё и выступил продюсером картины «На Байкал», проекта более масштабного, реализованного с привлечением государственных средств. «Улан-Уdance», как и «Чайник», исполнен в непритязательной манере и всё-таки больше похож на полнометражный выпуск программы КВН, чем на фильм. Сюжет схематичен, а сцены больше походят на комические зарисовки. На сей раз в центре внимания четверо парней, – вместе они популярный в условной бурятской деревне бойз-бенд. Однажды ребята принимают спонтанное решение покорить столицу и едут в Улан-Удэ. Проблем у них будет много, но закончится всё хорошо, не без помощи популярного в Бурятии персонажа по прозвищу Штырь (он фигурировал и в «Чайнике») – пожалуй, главной достопримечательности обоих фильмов. Штырь – гопник из Улан-Удэ, который знает в городе всех и умеет нормально решать вопросы. В данный момент создатели фильма работают над продолжением истории про народного любимца, потому в Москву выбраться не смогли, но сдаётся, что о бурятском кино мы ещё услышим.

фото: Екатерина Аверина
Фестиваль окончен, главный приз уехал в Якутию, а организаторы программы «Офсайд» намерены превратить это действо в полноценный Фестиваль независимого регионального кино, который будет проводиться в разных уголках России, открывая новые имена.

Даниил Медведев
фото: Екатерина Аверина


Персоны

Михаил Брашинский



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения