«2morrow/Завтра». День последний
23 октября 2011
Джафар Панахи – режиссер, которому иранский суд запретил заниматься профессиональной деятельностью. В течение 20 лет ему нельзя снимать фильмы и писать сценарии. Разумеется, нельзя и уезжать из страны – вот уж, действительно, главное наказание - быть дома.
В ответ на это решение судей, в ожидании результатов апелляции, Панахи приглашает своего друга оператора и режиссера Моджтабу Миртахмасба к себе домой, чтобы прочитать ему на камеру свой последний сценарий игрового фильма. «В приговоре ничего не говорится о запрете актерской игры и чтения сценариев, надеюсь, это не сочтут за фильм», - говорит Джафар. Фильм показывает один день из жизни режиссера в самый драматичный период его жизни. Он наполнен размышлениями о том, что же его теперь ждет. Апелляцию, похоже, не только не удовлетворят, есть даже риск, что наказание увеличат и посадят режиссера в тюрьму на 6 лет.
То, что получается в результате этой съемки-фиксации, Джафар назвал «Это не фильм». Вместо титров в нем - впечатляющие до мурашек многоточия в два столбика (страшно навредить людям, которые помогали). Политическое высказывание получилось глубоким и завершенным. Однако, сквозь размышления о своей судьбе и о родине нет-нет, да и прорывается неумолимая, беспокойная Госпожа Жизнь: звонок от жены, соседка с дурацкой собачкой, умоляющая подержать у себя Микки только пару часов, новости по телевизору, салют за окном. Все это выглядит как уместная самоирония Панахи. Решается судьба одного человека, но жизнь от этого не замирает, все идет своим чередом.
Помимо размышлений о тоталитарном государстве и возможности существования в нем независимого искусства, в работе Панахи есть второй слой - рассуждение о природе кино, об истоках кинематографа и его границах. Джафар пытается рассказать и показать сценарий фильма, строит декорацию а-ля догвиль и читает сцены из фильма, и это ему очень не нравится (привет проекту «Кино без пленки»). Еще он смотрит кусочки своих старых фильмов и вспоминает о том, как однажды на съемках юная актриса не захотела больше играть роль, потому что ей было неприятно притворяться другим человеком. Панахи пытается определить границы кино, чтобы понять, как он будет жить дальше.
На самом деле, никто пока не может сказать, что такое кино? И где кончается фильм и начинается НЕфильм?
Екатерина Визгалова
Итак, фестиваль «Завтра» подошел к своему логическому завершению. Фильмом закрытия стала документальная картина «Мир Кормана: Деяния голливудского бунтаря». Стали известны и победители. Главный приз - зрительских симпатий - достался документальному триптиху Ивана Черняева «Тяга», а Жюри молодых критиков отметило картину «Это не фильм» Джафара Панахи и Моджтаба Миртахмасба.
Фестиваль подарил нам немало приятных минут и интересных открытий-имен. Были и незабываемые встречи. Например, перед закрытием «Завтра» в кино-лаунже DOME состоялся мастер-класс знаменитого французского актера с незабываемым лицом - Доминика Пинона.
Мастер поделился своими воспоминаниями о работе с такими режиссерами, как Жан-Пьер Жене, рассказал про то, как стал актером, и признался, что его сейчас больше интересует театр, чем кино, так как в последнее время ему предлагают интересные роли. Доминик, кстати, уже не первый раз в Москве. Несколько лет назад он приезжал на ММКФ вместе с Клодом Лелушем и Одри Дана, чтобы представить фильм «Железнодорожный роман»...
Последний день фестиваля прошел под жирным знаком документального кино.
В «Ролане» показали «Лешу» Елены Демидовой - выпускницы курса известного документалиста Марины Разбежкиной (Иван Черняев, кстати, тоже ее ученик). Картина - это лишь эпизод альманаха про пожары, бушевавшие в России летом 2010 года. Полчаса нам изливает душу житель сгоревшей дотла деревни, который по сути является героем поневоле, так как ему пришлось выводить пожилых людей из домов, чтобы спасти их от гибели. Проникновенный рассказ с минимумом выразительных средств...
Еще одна стоящая внимания работа - это картина Эй Джея Шнака «Курт Кобейн: История сына». Курта здесь практически не показывают, но зато слышен его голос, записанный во время интервью разных лет. Легендарный музыкант в течение полутора часов размышляет о жизни и музыке, шутит, вспоминает свое детство и признается в употреблении наркотиков. Звучат и слова о скорой смерти. В фильме много музыки, но не самой «Нирваны», а ее коллег по цеху: Брюса Спрингстина, Дэвида Боуи и других. Режиссер для усиления эффекта решил обойтись без хроники (лишь иногда мелькают фотографии с концертов) и соединил голос Кобейна с живой картиной современной Америки. Перед нами лесопилка, все так же работающая, как и во времена детства Курта. Леса сменяются городами, в которых когда-то жил и нищенствовал будущий всемирно известный музыкант. И много лиц: молодых и не очень, эффектных и неприметных. Все эти люди - наши обычные современники, живущие там, где в 80-90-х творилась история рока. Это захватывающее путешествие по тому, что когда-то любил и ненавидел Курт Кобейн. И нам остается лишь в очередной раз сожалеть о его раннем уходе из жизни...
Последнее, о чем хочется сказать перед тем, как завершить обзор фестиваля «Завтра» в этом году, - это программа «Омаж Элии Казану», посвященная творчеству великого американского режиссера. Шедевр мастера «Америка, Америка» чудесно переплетается смыслом и настроением с документальной картиной Мартина Скорсезе и Кента Джонса «Письмо к Элии». Скорсезе в некотором смысле является учеником Казана, и для него эта лента является личным признанием в любви к своему наставнику. Именно с его картин «В порту» и «К востоку от рая» и началось творческое становление будущего создателя «Злых улиц» и «Таксиста». А про Элиа Казана мы узнаем из фильма, что это был художник, мало понимаемый и порицаемый своими современниками. Он стал известным режиссером лишь тогда, когда нащупал свои собственные тему и стиль. И теперь на его фильмах оттачивают свое мастерству будущие скорсезе и малики. Ведь кино не может обойтись без настоящих энтузиастов своего дела, иначе оно превратится всего лишь в набор штампов...
Мы прощаемся с фестивалем и очень надеемся, что в следующем году он нас будет удивлять, как и прежде. И, желательно, не пересекаясь по времени с другими киносмотрами.
Макс Милиан
Персоны
Дэвид Боуи, Элиа Казан, Роджер Корман, Джафар Панахи, Доминик Пинон, Мартин Скорсезе
Фильмы
Америка, Америка, В порту, К востоку от рая, Курт Кобейн: Рассказ о сыне
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения