КИНО-ТЕАТР.РУ

Кино против коронавируса: 21 любимый фильм 2020 года

29 декабря 2020

Заканчивается 2020 год — самое время вспомнить, каким он был для кино. В этом году редакционный топ не уложился в традиционную 20-ку — пришлось взять на борт дополнительного пассажира. Вероятно, это хороший знак.

Гораздо сложнее — как и всегда — оказалось определить «фильмы этого года»: одни прокатились по фестивалям в 2019-м, а до проката добрались только в этом, — и мы решили, что 2020-й должен быть годом объединяющим. Так что все под одной вывеской: прокат, цифровые премьеры и пара фестивальных жемчужин.

Заодно интересно сравнить, кто же лучше себя продемонстрировал в этом году: онлайн или офлайн? Количественно традиционный прокат все еще перевешивает (13 против восьми), но качественно — явно уступает (весь пьедестал отдан стриминговым сервисам).



19-21. ДУМАЮ, КАК ВСЕ ЗАКОНЧИТЬ (онлайн)


фото: "Думаю, как все закончить"

Грандиозную шараду Чарли Кауфмана — сценариста «Вечного сияния чистого разума» и режиссера абсурдистской драмы «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — многие называют «Доводом» для интеллектуалов. Действительно, любитель покопаться в своей и чужой голове выстроил самую грандиозную конструкцию в карьере, упомянул, кажется, всех значимых для себя поэтов, режиссеров и даже кинокритиков — и все это для запутанной и давящей истории о том, как чужие мысли влияют на человека.

Слушайте подкаст о фильме «Думаю, как все закончить»


19-21. ДЖЕНТЛЬМЕНЫ (прокат)


фото: "Джентльмены"

Гай Ричи получил известность благодаря криминальным комедиям о темной стороне Лондона, в которых действовали неизменно колоритные персонажи, а интриги изящно накладывались одна на другую. Затем лет десять Ричи занимался очень разными проектами – от фильмов о Шерлоке Холмсе до семейных блокбастеров про Аладдина – но в «Джентльменах» он возвращается к своим корням. Это очередная история о британском криминальном мире, поданная с характерной для Ричи легкостью, несмотря на внушительный хронометраж и детективный сюжет, в котором диалоги важнее перестрелок.

Читать рецензию целиком


19-21. КРОВЬ МАШИН (прокат)


фото: "Кровь машин"

Киберпанк. Фантасмагория. Космическая опера. Притча. Фантастический триллер/хоррор. Эротика. Картину Сета Иккермана (под этим псевдонимом работают Рафаэль Эрнандез и Савитри Джоли-Гонфард) можно причислить ко всем перечисленным, но сути это не изменит. Перед нами 50-минутный видеоклип в духе «Триллера» Джона Лэндиса на песню Майкла Джексона с соответствующими стилистикой, хореографией и визуальным рядом. Здесь всё подчинено музыкальному произведению с его нотами, паузами, тональностями и другими премудростями этого искусства.

Читать рецензию целиком


16-18. ЦВЕТ ИЗ ИНЫХ МИРОВ (прокат)


фото: "Цвет из иных миров"

Не зря Ричард Стэнли взял длинную паузу в игровом кино после культовых «Железяк», наращивая опыт на съемках документального кино. По итогу у него получилась одна из лучших адаптаций лавкрафтовского текста, соответствующая духу и передающая вселенский ужас безумного гения.


16-18. ЭММА. (прокат)


фото: "Эмма."

Не лишенная комедийности картина по мотивам «Эммы» Джейн Остин, нарушающая обывательское представление о «правилах» британских экранизаций и эталоне актеров для них (как считается, что лучше Колина Ферта на роль мистера Дарси в «Гордости и предубеждении» актера не найти, а Эммой для многих навсегда останется Гвинет Пэлтроу из более ранней версии). Однако игра звезды хорроров Ани Тейлор-Джой, выстрелившей на весь мир чуть позже с «Ходом королевы», отлично вписывается в музыкальность костюмированного дебюта Отем ДеУайлд, известной, в первую очередь, клипами для Бека и Florence + The machine. Благодаря этому опыту ДеУайлд фильм и сам напоминает один яркий и длинный клип с Аней Тейлор-Джой, почти постоянно смотрящей прямо по центру камеры, и осовремененными взаимоотношений между героями.


16-18. ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ БАНДЫ КЕЛЛИ (прокат)


фото: "Подлинная история банды Келли"

Джастин Курзель – австралийский режиссер, который привлек к себе внимание криминальной семейной драмой «Снежный город», затем в Англии он снял визионерского «Макбета» с Майклом Фассбендером, а в Голливуде – с ним же – провальную экранизацию видеоигры «Кредо убийцы». После сокрушительного фиаско он решил вернуться на родину – если не буквально, то духовно. Рассказать о Неде Келли — народном австралийском герое, местном Робин Гуде – оказалось идеальным материалом для реванша.

Читать рецензию целиком
Слушать подкаст о Неде Келли и австралийском кино


14-15. БЕСКРАЙНЯЯ НОЧЬ (онлайн)


фото: "Бескрайняя ночь"

Один из самых заметных дебютов этого года (богатого на яркие первые фильмы) — лапидарный сай-фай о маленьком городке, поймавшем загадочный сигнал с небес. Эндрю Паттерсон снимает о мифологизированных 1950-х так, как в то время не позволяла техника, но рассказывает историю ровно так же, как Род Серлинг в «Сумеречной зоне» (1959-1964), с которой фильм не сравнил только ленивый. Вместе с тем это размышление об отношениях человека с технологиями — радио, телевидением и далее по списку.

Слушайте подкаст о фильме «Бескрайняя ночь»


14-15. ТЕЛО ХРИСТОВО (онлайн)


фото: "Тело Христово"

Грандиозная и очень красиво снятая драма Яна Комаса, ставшая фантастически успешной в прошлом году: 48 наград, в том числе — «Лучший иностранный фильм» по мнению Французского синдиката кинокритиков и номинация на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке», где он несправедливо уступил перебравшим с призами «Паразитам». «Тело Христово» рассказывает о молодом парне, вышедшем из колонии по УДО и направленном с трудовой задачей на ближайшую лесопилку. Вместо этого он прикидывается священником в небольшом поселке и открывает в себе редкий талант — помогать людям, залечивая их сердечные раны и переворачивая привычный жизненный уклад. Уверяют, что в основе фильма – реальная история, и поддельные священники в Польше не редкость. Но вряд ли у каждого — невероятное лицо актера Бартоша Беленя. Лицо грешника, принявшего облик Спасителя.


12-13. ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ (прокат)


фото: "Тайная жизнь"

Терренс Малик, начинавший одним из апостолов Нового Голливуда, уже 20 лет избегает стройного нарратива, предпочитая визуальную и сюжетную монтажность. Уже в «Тонкой красной линии» (1998) он столько раз переписал сценарий и так перетасовал историю на монтажном столе, что оттуда выпало несколько актеров, а Эдриан Броуди, начинавший съемки в статусе главного героя, остался при двух репликах. История повторилась с «Новым Светом» (2005) и частично с «Древом жизни» (2010), где эхом изначальной задумки присутствовал Шон Пенн. Следующие десять лет истории становились все более абстрактными, а слова и движение сюжетных линий все больше выглядели напылением к эффектному созерцанию. Основанная на реальных событиях «Тайная жизнь» на этом фоне выглядит непривычно стройно, хотя драматургическое путешествие из точки А в точку Б режиссера «Путешествия времени» по-прежнему мало интересует. Можно даже предположить, что и Егерштеттер ему интересен в привычной надгорной оптике – как идея, как Человек в густой сложности морального выбора.

Читать рецензию целиком


12-13. ЕЩЕ ПО ОДНОЙ (прокат)


фото: "Еще по одной"

Новая картина Томаса Винтерберга, которая планировала поднимать skol (шведский аналог «Будем!») на Каннском кинофестивале, и сама напоминает попойку. Бойкое начало: старшеклассники носятся вокруг пруда с ящиками пива, потом гурьбой пьют, стараясь блевать одновременно (за это списывают время); празднество переносится в общественный транспорт, где датская полиция бессильна перед напором молодости и оказывается прикована к поручням. Склейка: и вот четверо мужчин, 40 лет назад отрывавшихся в похожей манере, не понимают, как они засахарились в счастье семейной жизни. Хорошие дома, семьи, машины — но также тянет блевать.

Читать рецензию целиком
Читайте портрет Томаса Винтерберга


11. 1917 (прокат)


фото: "1917"

Соединение общего и частного — ключевой прием новой картины Сэма Мендеса. Сюжетная канва «1917» вдохновлена мемуарами его деда – Альфреда Мендеса, тринидадца, трудившегося гонцом британской армии на Западном фронте. Вместе со сценаристкой Кристи Уолсон-Кернс, написавшей «Страшные сказки» (продюсер – Мендес), режиссер перенес фронтовой опыт деда в условия другого сражения Первой мировой – мясорубки для Великобритании более важной, чем Вторая.

Читать рецензию целиком


9-10. УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МАРОНЫ (онлайн)


фото: "Удивительная история Мароны"

Пронзительная история о дворняжке, которая в течение мультфильма сменяет несколько хозяев, поражает визуальными решениями, которые сообщают образам и сюжетам плавность и глубину (к анимации приложил руку комиксист Брехт Эвенс). Эти три новеллы про по-своему несчастных людей — и их метущуюся душу, олицетворением которой становится собачка с ушами-крыльями. Выкуси, Pixar.


9-10. ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА (прокат)


фото: "Человек из Подольска"

Режиссер Семен Серзин, даром что дебютант, ловко переносит истинно театральную пьесу на экран, пленяя визуальной легкостью и гармоничной работой с актерами. Допрос здесь превращается в искусство, поток разговоров в остроумный обмен репликами, перемежающийся яркими сценами – музыкальными, если можно так назвать, упражнениями, которыми заставляют расслабиться напряженного Колю сердобольные полицейские.

Читать рецензию целиком


8. ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ! (прокат)


фото: "Дорогие товарищи!"

Андрей Кончаловский, написавший сценарий «Дорогих товарищей!» вместе с теперь уже постоянным соавтором Еленой Киселевой, ответственной за народную документальность или документальную народность всех работ мастера, начиная с «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына», видит себя в этой истории в рядах советской интеллигенции, находящейся между бессмысленным и беспощадным народным бунтом и многоголовым чудовищем, именуемым властью.

Читать рецензию целиком


7. МАЯК (прокат)


фото: "Маяк"

Фаллический символизм маяка, о чем уместно вспомнить в связи со второй картиной Роберта Эггерса, на первых порах не так важен. Сперва, выглядывая из тумана, он напоминает о стремлении человечества прорваться за грань: закрыть на планете все белые пятна, преодолеть земное притяжение, освоить космос, нарушить социальную иерархию. Не таков маяк Эггерса, который погружает героев и зрителей в пучину нутряных переживаний. Его свет – отголосок безумия, которое охватило Джека Торренса в «Сиянии». Его свет – воплощение надежд, к которым стремятся обманутые души, верящие, что где-то в подлунном мире есть филиал царствия небесного.

Читать рецензию целиком
Слушайте подкаст о Роберте Эггерсе


6. ДОВОД (прокат)


фото: "Довод"

В новой работе Кристофер Нолан подводит своего рода итог размышлениям о времени, которые занимали его долгие годы. Во многих фильмах («Помни», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк») Нолан обращался к проблемам многослойного, нелинейного восприятия времени, которое создает множественные варианты как будущего, так и прошлого. В «Доводе» сделана – без преувеличения – грандиозная попытка связать все эти темы воедино, встроив их в сюжет шпионского боевика.

Читать рецензию целиком


5. КИТОБОЙ (прокат)


фото: "Китобой"

В первую очередь, «Китобой» – кино об ожидании первой любви, очень чистой и очень чувственной. Дебютант Филипп Юрьев, окончивший во ВГИКе мастерскую Алексея Учителя, образно рифмует сексуальное поведение юноши с суровым китобойным промыслом. Охота у чукотских мужчин не носит характер демонстрации силы и брутальности. Они охотятся почти молча, без суеты кидая гарпуны в морского зверя. Чукчи движимы первобытным основным инстинктом – выжить, сохранить жизнь племени. И кровь, вытекающая из кита в море, – словно кровь убитой невинности, необходимая для того, чтобы продолжить род. Наиболее ярко образы женщины и кита связываются в единственном мифическом эпизоде картины, когда Алешка встречает в тундре исполинский китовый череп, словно религиозный тотем стоящий в земле и так похожий на женское лоно.

Читать рецензию целиком



3-4. ЗАВИСНУТЬ В ПАЛМ-СПРИНГС (онлайн)


фото: "Зависнуть в Палм-Спрингс"

С классическим ромкомом «День сурка» с Биллом Мюрреем про повторяющееся сотни и тысячи раз 2 февраля у нового фильма, конечно, один каркас. И там, и тут герои застревают друг с другом во временном пространстве, преодолевают истерию, сближаются, глядят на себя со стороны, пересматривают свои ценности и выходят из ситуации победителями. Отличия в стиле, языке, отделке истории. В «Палм-Спрингс» комизм возводится в гротеск, а героев не назовешь милыми. Найлз и Сара дерзки и друг друга стоят. Являясь легкими на подъем, изо дня в день они оба познают новые острые ощущения: от эксцентричных выходок в баре до полетов на самолете, которые заканчиваются неминуемой смертью (благо, что быстрой)

Читать рецензию целиком


3-4. СПУТНИК (онлайн)


фото: "Спутник"

Дебют Егора Абраменко соткан из американских и не только аналогов так же, как сюжет – из бахромы представлений о советском. Вешняков и в космосе, и в заточении таскает за собой неваляшку – воплощение мифа о неубиваемом национальном характере, – эхом эстрады фигурирует лишь Пугачева, по телевизору показывают «Через тернии к звездам» (1981) и упоминают, как Куба благодарна Андропову за поддержку в конфронтации с США. Жанровая копия знакомых рефлексов (например, «Чужого») в антураже разнобойных общих мест. И все же под этой простой для препарации оболочкой проскакивает пульс иной жизни. Работа не с жанровыми мускулами или достоверностью эпохи, но разряженным полем советской мифологии и хорошо знакомыми иностранными кошмарами, вдохновленными холодным светом звезд. В конце концов, как Вешняков оказывается скафандром для инопланетного, так и драматические рефлексы «Спутника» пытаются описать нечто совершенно иное.

Читать рецензию целиком


2. ЛЕГЕНДА О ВОЛКАХ (онлайн)


фото: "Легенда о волках"

«Легенда о волках» — третье звено так называемой ирландской трилогии Томма Мура, куда входят «Тайна Келлс» (2008) и «Песнь моря» (2014). Первое — история создания знаменитого Келлского евангелия в IX веке, оживающая на большом экране: с жуткими квадратными викингами, ракушечными узорами Келлского аббатства и задорными подростковыми приключениями. Второе — пронзительная история о детях, потерявших мать и нашедших утешение в мифах: не счастье забытья, но мудрость принятия раны, рифмующее мифы и реалии конца XX века.

Читать рецензию целиком


1. МАНК (онлайн)


фото: "Манк"

«Манк» Дэвида Финчера — фильм с ускользающим героем. Это точно не картина о том, кто же в итоге написал «Гражданина Кейна» — отправная точка и финальная версия деликатно спрятаны в затемнении, отсечены от повествования монтажной склейкой. Это не совсем фильм про примечательную личность, поочередно носившую маски мужа-трудоголика, мастера остроумной импровизации, циника с представлениями о чести, донкихотствующего шута-интеллектуала или поточного автора, который ухватился за историю всей жизни — в прямом и переносном смысле, — а потому желавшего и упоминание в титрах, и столько страниц, сколько поместится у него в голове. Если бы рецензию на «Манка» писали в 1930-е, вероятно, там была бы такая строчка: «Тот, кто хотя бы в паре сцен не узнал себя в Манке — либо счастливец, либо глупец».

Читать рецензию целиком
Читать портрет Дэвида Финчера
Слушать подкаст о «Манке»

Поиск по меткам

Итоги года

Персоны

Егор Абраменко, Макс Барбаков, Томас Винтерберг, Отем ДеУайлд, Чарли Кауфман, Ян Комаса, Андрей Кончаловский, Джастин Курзель, Терренс Малик, Сэм Мендес, Томм Мур, Кристофер Нолан, Гай Ричи, Семён Серзин, Ричард Стэнли, Дэвид Финчер, Роберт Эггерс, Филипп Юрьев

Фильмы

1917, Джентльмены, Довод, Дорогие товарищи, Думаю, как всё закончить, Ещё по одной, Зависнуть в Палм-Спрингс, Китобой, Кровь машин, Легенда о волках, Манк, Маяк, Подлинная история банды Келли, Спутник, Тайная жизнь, Тело Христово, Удивительная история Мароны, Цвет из иных миров, Человек из Подольска, Эмма.



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения