КИНО-ТЕАТР.РУ

Здравствуй, грусть... Памяти Игоря Апасяна

13 августа 2008

Здравствуй, грусть!
Так мог бы называться в будущем один из новых фильмов Игоря Апасяна. Сразу оговорюсь, что это не факт и не дневниковые наброски мастера, а моя фантазия. На мой взгляд, известная история девушки по имени Сесиль стала бы логичным продолжением, а точнее, зеркалом, многих картин режиссера.
Но этому не суждено было случиться. Девятого августа Игоря Карповича Апасяна не стало. А вместе с ним закрылась еще одна страница истории отечественного кинематографа.
И меня с того дня охватила грусть. Она не отпускает ни на секунду и требует, чтобы я что-то сделал. Но что я могу сделать – хорошего человека больше нет. Остается только сесть за стол и напечатать на клавиатуре то, что думается…
Грустно оттого, что это все произошло так внезапно. Хотя смерть всегда приходит нежданно-негаданно и ни у кого никогда не спрашивает на то разрешения. Грустно, что это случилось в те дни, когда никому не было дела до такой трагедии. Все СМИ были перегружены пресловутыми известиями о конфликте, и даже такое масштабное шоу, как Олимпиада, было задвинуто на задворки стенгазет. И только у нас появилось сообщение о невосполнимой потере, благодаря добрым людям, которые постучались к нам со скорбными словами.
За это им большое спасибо, иначе и мы бы ничего не знали…
Я говорю про «мы», потому что это трагедия не только общая, но и личная. Дело в том, что в свое время Денис Евстигнеев познакомил ребят из нашего института с Андреем Новиковым. А спустя некоторое время Андрей пригласил нас на последний премьерный показ в столице фильма «Граффити». Там-то и состоялось наше знакомство с Игорем Карповичем.
В те дни казалось, что мастер еще сделает немало фильмов, где не последнюю роль будет играть Андрей Новиков. Но оказалось, у Судьбы на этот счет были совсем другие планы, и «Граффити» превратился в «лебединую песню». Сильную, яркую и незабываемую. Словно песни Анны Герман или Луи Армстронга. Да и основная композиция «Шаг-Вдох» группы «Анимал Джаzz» осталась в сердцах у многих, видевших эту замечательную, но недооцененную картину.
Элегическим настроением, несмотря на жизнерадостность художника, были проникнуты практически все его работы. Начиная с «Незнайки с нашего двора», где еще совсем малышкой сыграла Мария Саффо, а также появились в качестве волшебников братья Торсуевы. Весь этот спор о том, что есть ли волшебство в нашем мире, выглядит спустя много лет теософским размышлением. Тем более что Пилюлькин утверждал, что души нет. А она существует. Во всех картинах Игоря Апасяна. В отличие от многих блокбастеров, которые предлагает зрителю наш современный кинематограф.
На элегии построен и шедевр «Вино из одуванчиков». Главный герой переживает утрату друга, пожилого полковника и прабабушки до такой степени, что и сам в конце концов чуть не умирает. Его спасает не только персонаж Льва Перфилова, но и его вера в Человека, его душа. Снято это все так безошибочно, что становится радостно за Рэя Бредбери, чей гениальный текст удалось так удачно адаптировать.
Игорь Карпович открыл нам так много имен. У него начинали Николай Чиндяйкин, Андрей Новиков, Сергей Потапов, Виталий Кудрявцев и многие другие. Новые грани своего таланта проявили Алексей Серебряков, Андрей Руденский, Лариса Гузеева и Валентин Гафт. У него последние роли играли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Фомкин. Он вернул в кино Виктора Перевалова. И это все о нем…
Но его работа с молодыми заключалась не только в том, что они играли у него в фильмах. Еще во времена СССР он показывал начинающим актерам зарубежные фильмы, которые считал нужными для познания (неужели с него списан один из персонажей «Козленка в молоке»?!). Именно у него можно было посмотреть «Инопланетянина» Спилберга тогда, когда еще не было и в помине видеосалонов…
Мастер ушел, оставив после себя восемь полнометражных фильмов. О некоторых мне практически ничего неизвестно, потому как они были сделаны в тот период, когда фильмы могли запросто исчезнуть. А некоторые, как «Незнайка…», «Морской волк» и «Вино из одуванчиков» стали классикой. Но нельзя забывать и о работах, которые появились совсем недавно. Про «Граффити» я уже не раз и не два говорил, а про «Дни ангела» разговоров все-таки было меньше. Название, в принципе, говорит само за себя. Игорю Карповичу всегда был интересен духовный мир, он этим жил. И, конечно же, он в конце концов должен был обратиться к божественному, рассказать о том, как живется ИМ. Тем, кто призван охранять человека. Ангелам. И вновь возникает в этом случае образ волшебников из «Незнайки», когда они приболели. Только на этот раз простудился Ангел, потому как вверенный ему на попечение человек попросту ни во что не верит.
Вера и Душа. Эти два начала всегда сопутствовали картинам мастера. И очень жаль, что его теперь нет с нами. Он бы многое еще успел рассказать, если бы…
Это «если бы» преследует каждого из нас. Я, например, очень много смотрю и читаю о смерти, но после такой потери мне хочется, как Стивену Кингу, больше не подвергать себя такому соблазну. Хотя мне известно, что такова натура человека. Она стремится к запретному… И вскоре я вновь погружусь в мир ужасов и прочей инфернальности. Но, несмотря ни на что, фильмы Игоря Апасяна будут жить во мне, как и во многих других.
Вчера мы простились с мастером. Было немного народу (у актеров самая горячая съемочная пора, но знали о случившемся многие). Было много хороших слов, и каждое открывало новую грань человека. Было тихо и мирно в сосновом лесу. Не хватало только волшебного вина из одуванчиков, хотя волшебство, по сути, можно было заметить в лицах и жестах людей, в атмосфере, нас окружавшей, и в наследии, которое осталось после художника, – его фильмах.
Здравствуй, грусть…

С вами был «печальный» Макс.

Персоны

Игорь Апасян, Валентин Гафт, Лариса Гузеева, Виталий Кудрявцев, Мария Майкова, Андрей Новиков, Виктор Перевалов, Лев Перфилов, Сергей Потапов, Андрей Руденский, Алексей Серебряков, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Торсуев, Юрий Торсуев, Алексей Фомкин, Николай Чиндяйкин, Сергей Члиянц

Фильмы

Вино из одуванчиков, Граффити, Дни ангела, Морской Волк, Незнайка с нашего двора



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения