КИНО-ТЕАТР.РУ

У каждого свое кино

14 июля 2008

У каждого свое кино…
Какое правильное название подобрали сборнику, посвященному юбилею Каннского кинофестиваля…
У каждого творца свой почерк, свои идеи, свое видение мира. И фильм раскрыл нам, кто обладает неповторимым стилем, а кто – нет. Например, из толпы выделяются сюжеты Вонга Кар-Вая, Андрея Кончаловского, Гаса Ван Сента, Дейвида Кроненберга, Такеши Китано именно тем, что они легко узнаваемы и до боли родны (на протяжении всего просмотра я только и делал, что угадывал, чья же это работа…). И как много среди этих новелл незаметных, бесцветных и незапоминающихся. А порой и вовсе неожиданны, как история Романа Поланского, который вернулся к своим истокам – к черному юмору, царившему в «Бале вампиров» или «Китайском квартале». Но все-таки не получилось цельной картины, как в других кино-коллажах: «Париж, я тебя люблю», «На десять минут старше…».
Ярким стилем, а вместе с тем и интересными идеями, обладают немногие режиссеры. В конкурсной программе ММКФ, например, их и вовсе не хватало. Можно вспомнить Явора Гырдева, Файта Хелмера и нашего Сергея Овчарова. Остальным же не хватило риска и таланта.
Зато вне конкурса хватало интересных работ. «Больше Бена» Сьюзи Хэйлвуд, «Два дня в Париже» Жюли Делпи, «Тюльпан» Сергея Дворцевого и другие.
«Тюльпан» я, как известно, еще посмотрел на ММКФ, а фильмы двух женщин-режиссеров мне удалось посмотреть уже после нашего биеннале, у себя в четырех стенах. И, как оказалось, зря я их не посмотрел сразу.
«Больше Бена» - яркая экранизация англичанкой автобиографической книги наших соотечественников: популярных авторов рунета Павла "Собакки" Тетерского и Сергея "Спайкера" Сакина.
История двух парней, задумавших «развести на деньги» Лондон, вызывает с одной стороны улыбку, а с другой – сочувствие. Мы сочувствуем им, так как понимаем, насколько они наивны в своем стремлении. И немудрено, что их пути в конце концов разошлись: один устроился в конце концов на работу, а второй стал законченным наркоманом.
Манера подачи этого материала цепляет тем, что зритель может проследить их путь от начала до конца, познавая иногда весьма полезную информацию о социально-экономической структуре «Большого Бена». Вам расскажут, как можно открыть свой счет, что требуется для того, чтобы устроиться на работу и т.д. и т.п. Но информация подается нам с иронией, которая должна насторожить любого здравомыслящего человека. Цифры в уголке экрана нас оповещают, сколько осталось деньжат у героев, а каждый эпизод, как и в книге, озаглавлен в стиле дневниковых записей. «Наша первая…» квартира, кража, наркота…
Радует, что вместе с Беном Барнсом, еще не известным нам под именем «принц Каспиан», сыграл Андрей Чадов. Правда, на его долю выпала не очень положительная роль – именно он играет наркомана. И как играет! Как всегда, наши переигрывают иностранцев по всем статьям…
Еще больше мне понравилась новая работа Жюли Делпи, которую узнаешь не столько по стилю, сколько по ее ролям у таких маститых режиссеров, как Фолькер Шлендорф и Кшиштоф Кесьлевский. К тому же я являюсь ее поклонником, люблю ее героинь в таких неоднозначных фильмах, как «Путешественник» и «Убить Зои». И, разумеется, мое мнение о «Двух днях в Париже» чисто субъективное.
Здесь, как и в «Больше Бена», описано, как двое людей приезжают в большой город. На этот раз это Париж, и он – родной для Марион, но чужой – для ее возлюбленного, американца Джека. С этого-то и начинаются их разногласия, которые лишь усиливаются оттого, что на сцене появляются то родители, то сестра, то бывшие любовники Марион.
Жюли Делпи в этой камерной истории успевает затронуть многие темы, но основной остается, конечно же, тотальное непонимание и отчуждение между людьми. И, как следствие, фильм превращается в вопль об одиночестве. Трудно сказать, насколько удалась роль Адаму Голдбергу – мне показалось, что он просто играет самого себя. Жюли Делпи же, как уже кто-то правильно заметил, остается неразгаданной загадкой. Но вполне возможно, что эта картина – о ней самой, о ее семье, о ее Франции, которую она обожает, несмотря на экстремизм, расизм и прочие заразы, распространенные по всей планете…
Кино у каждого свое, но порой режиссеры каждый свой фильм снимают по-разному. Например, «Серебряный самурай» получился у Владимира Котта, как типичный телевизионный детектив, несмотря на яркие актерские работы. Хотя до этого многие были потрясены его необычной «Мухой». И уж совсем неожиданным в какой-то степени оказался новый фильм Никиты Михалкова «12». Как бы я не относился к самому Никите Сергеевичу, но его картина, обласканная Каннами, должен признать, выделяется среди предыдущих работ, хотя и не лишена монархических ноток «Сибирского цирюльника». И, кстати, совсем далека от шедевра Сиднея Люмета «12 разгневанных мужчин». Там все-таки солировал Хенри Фонда, а у Михалкова весь актерский состав дышит в унисон.
Порой не важна и яркость стиля. Обделена какими-то изысками картина «Вероника больше не придет», но от этого она не становится менее душещипательной и трогательной. И все благодаря Римме Марковой, которая, наконец-то, показала свой талант во всей красе. Финальная сцена с коляской – удачная находка авторов, за которую можно простить многие погрешности.
И наоборот, даже при всей самобытности художник может ошибиться, как София Коппола в «Марии-Антуанетте». Многие любят эту девушку-режиссера за «Девственниц-самоубийц» и «Трудности перевода», но ее последняя работа просела во многих местах. Хотя задумка интересная. Попробуйте рассказать о последней королеве Франции современным языком, да еще и с использованием музыки известных групп последнего десятилетия, и я посмотрю, как это у вас получится. Как раз в тех местах, где герои прошлого ведут себя, словно на вечеринке времен клуба «Студия 54», и буксует повествование. И все-таки я уважаю Софию за то, что она попыталась рассказать нам о детях, ставших поневоле последними царственными особами Франции (кстати, с праздником, французы!).
Кто еще из отечественных режиссеров обладает своим неповторимым почерком?
На ум сразу приходят Алексей Балабанов, Анна Меликян, Кирилл Серебренников, Александр Рогожкин… «Кукушка» и «Перегон» последнего сильно схожи между собой еще и потому, что их снимал замечательный оператор Андрей Жегалов. Кстати, сюжет «Перегона» основан на реальных событиях, и о планах Рогожкина я узнал еще задолго до съемок фильма. Дело в том, что дед одного из моих друзей детства участвовал в этих рейдах… Ну, а один из тех режиссеров, на которых возложены большие надежды, - везет свой «Юрьев день» на фестиваль в Локарно.
Своей манерой обладают не только режиссеры, операторы и композиторы, но, разумеется, и актеры. Неповторимы Рената Литвинова, Мария Шалаева, Елена Морозова. Гениальна была и Нонна Мордюкова, которую мы потеряли совсем недавно. Хотя что я перечисляю, вы и так знаете, что наши актеры незаменимы…
Каждому свое кино…
Зритель разный, как и фильмы. Есть особая категория людей, которые смотрят только Тарковского и Сокурова. Имеются и бездумные «пожиратели поп-корна». Есть свой зритель у таких лент, как «Вероника больше не придет», «Ван Гог не виноват» и «Свои дети».
Мы все разные, и кино по большей части удовлетворяет запросы многих. Существуют и универсальные картины, которые редко кому не нравятся: «Инопланетянин», «ВАЛЛ-И», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие.
Это касается не только кино, но и всего, что придумала наша цивилизация. Кто-то любит читать, кто-то – слушать музыку, кто-то – играть в компьютерные игры. Развлечения и увлечения разнообразны, и этим наполнена наша нелегкая жизнь, позволяя нам передохнуть от тяжелых мыслей и физических нагрузок, а порой и задуматься о смысле бытия.
Смотрите, читайте, слушайте, творите. Чем больше будет разности, тем легче пережить эти трудные времена…

С вам был благодарный зритель Макс

Персоны

Алексей Балабанов, Сергей Дворцевой, Андрей Жегалов, Андрей Кончаловский, Владимир Котт, Рената Литвинова, Римма Маркова, Анна Меликян, Никита Михалков, Нонна Мордюкова, Елена Морозова, Сергей Овчаров, Александр Рогожкин, Кирилл Серебренников, Александр Сокуров, Андрей Тарковский, Андрей Чадов, Мария Шалаева

Фильмы

12, Больше Бена, Ван Гог не виноват, Вероника не придёт, Иван Васильевич меняет профессию, Кукушка, Муха, Ораниенбаум. Серебряный самурай, Перегон, Свои дети, Сибирский цирюльникъ, Тюльпан, У каждого своё кино, Юрьев день



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения