КИНО-ТЕАТР.РУ

Предфестивальные итоги

25 января 2008

Так уж сложилось, что прошлый год прошел у меня под знаком кино, и я очень мало вспоминал про театр – от силы написал три-четыре рецензии, не более того. Поэтому и хочется мне подвести итоги именно ушедшего кинематографического года, тем более что сегодня состоится вручение национальной премии «Золотой Орел».
Но прежде все-таки следует вспомнить о спектаклях, увиденных мной между делом. Это «Любовь», «Потрясенная Татьяна», «Дядя Ваня», «Джексон моей жены» и «Арлекино», о котором я еще не успел рассказать, что исправлю в ближайшее время. Все постановки разные и по-своему талантливые, хотя есть среди них и фавориты (например, спектакли «Чеховской лаборатории» и «Практики»). Жаль, конечно, что не увидел настоящих премьер, но тут ничего не попишешь – я с головой погрузился в море кинофестивалей.
Среди последних особое место, безусловно, занимает ММКФ, чью программу я постарался осветить в дозорной, превращенной ненадолго в фестивальный дневник. Для меня это был настоящий праздник, хотя многие отрицательно относились к программе Московского Международного. Не хватало прорывов и эпатажа, но я радовался тому, что у меня появилась возможность лицезреть все воочию…
Фестивалей было много, и каждый запомнился лицами, картинами и своей особой аурой. Но не только ковровые дорожки занимали мой ум – я стал часто бывать на пресс-показах и съемках (например, мне на всю жизнь запомнилась поездка на площадку фильма «Сердце врага» в Пущино, а также впечатлили съемки «СМЕРШа», «Мишени» и «Индиго»).
Что касается самих фильмов, то среди всех просмотренных в 2007-м я особо выделяю всего несколько картин. Начать своеобразный обзор нужно, пожалуй, с иностранных лент, которые я не упускал возможности посмотреть, несмотря на обилие отечественной продукции.
Разумеется, как поклонник всего необычного (и это может быть не только арт-хаус!), я не могу не вспомнить о Дейвиде Линче и его «Внутренней империи». Он заставляет напрягать все мыслительные функции, что меня всегда радовало, хотя я и не всегда, признаюсь, его понимаю.
И, конечно же, я в восторге от проекта Тарантино и Родригеса под общим названием «Grindhouse». Такое могли придумать только заядлые киноманы, но довольно сложно сказать, насколько сильно повлияет их совместная работа на кинематограф в целом.
Порадовал меня также новый фильм Клода Лелуша «Железнодорожный роман». Одновременно серьезный и легкий, веселый и печальный, с прекрасными работами Одри Дана, Фани Ардан и Доминика Пинона… Зрители, кстати, его скоро смогут увидеть в широком прокате.
С российским кино все (как и всегда, впрочем) гораздо сложнее. Многие вещи вызывают умиление и радость, но почти в каждой много огрехов и недочетов. С течением времени уже не хочется серьезно воспринимать ни «Мертвых дочерей», ни «Параграф», ни «Любовь-морковь». «Изгнание» потеряло тяжелое очарование «Возвращения», а картины Андрея Кончаловского и Валерия Тодоровского вызывают порой удивление подростковой угловатостью. Вот что происходит с нашими новыми фильмами по прошествии нескольких месяцев.
И все-таки есть образцы, с которыми трудно соперничать. Я не буду сейчас твердить о Михалкове и его очередной номинации на «Оскар», так как не видел «12», и из-за этого у меня другие предпочтения, которые, кстати, совпали с мнением наших критиков. На днях они наградили главным призом шедевр Алексея Балабанова «Груз 200», и этот факт, наконец, примирил меня со всеми фестивалями, которые его проигнорировали (среди них, кстати, и «Золотой Орел», в чью программу он даже не был включен).
«Груз 200» почему-то принято называть трэшем или ужастиком, хотя за натуралистичными и жестокими сценами скрывается не бездна смыслов (не угадали…), а простая правда о нас самих, о нашем прошлом и настоящем, несмотря на отсылку к восьмидесятым. Похоже, все забыли те тяжелые времена - никому нет охоты копаться в грязи. И только Балабанов постоянно выкапывает все наши низменные стороны, что довольно чревато для него в настоящее время.
Режиссер показал нам те ужасы, что кроются за прилизанным фасадом, и должно быть стыдно тем, кто считает его лгуном. Даже от меня, порой страдающего потерей памяти, не укрылись многозначительные картинки из прошлого. И это не только километровые очереди, пустые прилавки и коллекция умирающих членов Политбюро. Это преследование милицией по дворам каких-то несчастных. Это избиение какого-то пьяницы среди бела дня опять же стражами порядка. Что-то это напоминает… Правильно, то же самое можно увидеть и сейчас. Мы никогда не менялись, как были «совки» - так и останемся до скончания веков. И каждый, кто придет к власти, будет также ездить на наших горбах, как и все остальные. А мы будем молчать, и даже подобные Балабанову не расшевелят омертвевшие мозги…
Еще пара фильмов, которые достойны внимания, вспомнилась мне. О них я уже говорил, и, тем не менее, они достойны лишнего упоминания. Это картина «Я остаюсь», ставшая последней работой Андрея Краско, и «Русалка» Анны Меликян, после которой заговорили о новой «звезде» - Маше Шалаевой.
Обе картины выделяются из целого ряда однотипных и необдуманных произведений, хотя милы по-своему «Кука», «Беглянки», «Слушая тишину», «Внук Гагарина» и «Одна любовь на миллион».
Кстати, о режиссерском дебюте Андрея Панина стоит поговорить отдельно, потому что с ним связана скандальная история... Как известно, родственники Юрия Гагарина подали в суд на создателей картины «Внук Гагарина» за то, что главный герой (негритенок!) порочит имя космонавта примерно такими словами: «Мой отец - сын Гагарина. А я его внук. Гагарин по миру мотался, баб всех… ну, в общем, понимаешь… без мата…». Нашли, к чему придраться…
Если так будет продолжаться (подобный же казус произошел с картиной Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной»), то скоро от нашего кино останутся только рожки да ножки.
Мало ли о ком могут говорить персонажи фильмов и книг! Представьте себе, что будет, если все мы начнем обижаться на использование своих фамилий (особенно такие, как я, - Петровы).
Так и видится мне будущее искусства, к которому уже сейчас прокладывают дорогу Ларс фон Триер или Андрей Звягинцев: пустое помещение с пометками «стол», «стул», «кровать» и два актера, избегающие любых жестов, прикосновений и упоминания конкретных имен. Вам нравится такая идея? Мне – нет.
Еще один тревожный звонок поступил в нашу студию...
Многие отечественные картины, заявленные как «блокбастеры» (например, «1612»), не оправдали ожиданий, провалившись в прокате. Что уж говорить о фильмах ограниченного показа, на производство которых ушла немалая сумма. Незавидная судьба у таких неплохих лент, как «Кука», «Кружение в пределах кольцевой»
Что же нас ждет в этом году?
Ограничение отечественного кинопроизводства? Жесткая цензура? Новые потери?
Прошлый год унес с собой Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова, Александра Дедюшко, и новый в этом смысле не отстает. Но не будем о грустном, несмотря на то, что сегодня юбилей Высоцкого. Ведь кроме этого мы празднуем Татьянин день, а значит, надо поздравлять студентов и не простых, а из театральных и кинематографических вузов.
С праздником, и пусть все мечты сбудутся, особенно в мире искусства!

Итоги подвел Макс.

Персоны

Алексей Балабанов, Владимир Высоцкий, Александр Дедюшко, Андрей Звягинцев, Андрей Кончаловский, Андрей Краско, Кирилл Лавров, Анна Меликян, Никита Михалков, Андрей Панин, Валерий Тодоровский, Михаил Ульянов, Мария Шалаева

Фильмы

12, 1612: Хроники Смутного времени, Беглянки, Внук космонавта, Возвращение, Глянец, Груз 200, Запрещенная реальность, Заяц над бездной, Изгнание, Индиго, Кука, Любовь-морковь, Мишень, Одна любовь на миллион, Параграф 78, Параграф 78: пункт 2, Русалка, Сердце врага, Слушая тишину, Тиски, Я остаюсь

Театры

"Международная Чеховская лаборатория", Театр "Практика"



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения