Чеховские сюжеты
19 января 2008
Чехов уже давно превратился в нарицательное имя, означающее высокое качество русского драматического театра. К нему можно относиться с непониманием и даже неприязнью, но от факта некуда деться – Чехов сделал для нас даже больше, чем Шекспир для становления английского театра.
Мое отношение к Чехову носит двойственный характер: я уважаю и ценю его творчество, но многие его мысли все равно ускользают от моего ума, и из-за этого возникает неловкость и зависть к тем людям, которые щелкают его пьесы, как орешки, раскрывая все их глубинные смысли.
И все-таки чеховские сюжеты мне понятны, потому как я живу в стране, родившей миру не только его имя, но и других мастеров психологического портрета: Достоевского, Толстого, Набокова…
Не могу похвастаться, что видел много постановок чеховских пьес. Гораздо больше мне попадались на глаза экранизации его рассказов и повестей. Перечислять их не имеет смысла, потому как мало кто не видел «Даму с собачкой» Хейфица , «Шведскую спичку» Юдина, «Неоконченную пьесу для механического пианино» или «Дядю Ваню» от братьев Михалковых (ни та, ни другая мне, кстати, не нравятся, как и оригинальная картина Луи Маля «Ваня с 42-й улицы»). Чеховские сюжеты позволили актерам раскрыться не только на сцене, но и на экране, достаточно вспомнить Ию Саввину, Алексея Баталова, Евгению Симонову, Александра Калягина, Алексея Грибова и многих других. А Кира Муратова и вовсе раскрыла у каждого человека свои, особенные «Чеховские мотивы».
Но сегодня все-таки речь не о кино.
Мне захотелось вспомнить все чеховское, увиденное мною на сцене. И на первой же полке памяти я вижу неординарный спектакль «А чой-то ты во фраке?». В этой переработке рассказа «Предложение» в жанре оперы и балета блистательно играли в свое время Эммануил Виторган и Евгений Стычкин. Особенно запомнился, конечно же, Стычкин, чье обаяние дарило постановке незабываемый шарм, но все-таки это постановка не пьесы, а рассказа, что существенно влияет на восприятие спектакля.
Есть и другой примечательный пример того, как следует ставить спектакли по рассказам Чехова. К сожалению, его видели немногие и только в столице. А все потому, что это дипломная работа студентов Щукинского института под названием «Сюжеты». Возможно, и до Камчатки дошли слухи об этом замечательном спектакле выпускников курса Юрия Шлыкова (2001 года), да и о самих ребятах обычные зрители наслышаны. Достаточно упомянуть одного из самых талантливых – Юрия Чурсина, чтобы понять, какие силы скрываются за той давнишней постановкой. Но кроме него в спектакле были заняты Максим Браматкин, Сергей Епишев, Алексей Ильин, Олег Долин и другие молодые таланты.
В «Сюжетах» были использованы такие произведения Чехова, как «Дама с собачкой» (где блеснул в полную силу Чурсин), «Палата № 6» и «Анюта» (с участием Ильина), а смотрелся этот калейдоскоп легко и непринужденно, что не скажешь о многих постановках пьес великого автора.
До поры до времени мне, кстати, не очень везло с драматургией Чехова. Ни «Вишневый сад» театра им. Моссовета, ни «Три сестры» «Современника» меня ничем не впечатлили, кроме блистательных актерских работ. В первом ярко играли Ольга Остроумова и Евгений Стеблов, а во втором, конечно же, поражала воображение Чулпан Хаматова, хотя и Ольга Дроздова с Галиной Петровой также были хороши. Но, в целом, мысли, темы, идеи меня не взволновали (тем более, в случае с театром Галины Волчек…). Несомненно, сей факт весьма печальный, но таково уж устройство моих слабых мозгов – если им что-то не подходит, то они блокируют понимание простых вещей.
Все изменилось совсем недавно, когда мне удалось попасть на «Дядю Ваню» в «Чеховскую лабораторию». Как я уже говорил, ни одна из кинематографических версий этой пьесы меня не устроила, и, что вполне естественно, шел я на постановку Гульченко с дурным предчувствием и скептицизмом. А зря…
На фоне всех унылых и неудобоваримых попыток новый «Дядя Ваня» выглядит, словно глоток чистого воздуха в подземелье. Теперь я прекрасно понимаю первых зрителей Чехова, которые также не смогли оценить всей красоты не только первой редакции пьесы, называвшейся «Лешим», но и окончательного варианта. Видимо, лишь Станиславский с Немировичем-Данченко сумели раскрыть всем это сокровище. И теперь это удалось Виктору Гульченко.
В его спектакле нет ни занудства, ни высокопарности, ни грамма театральности. Актеры не играют, они живут, буквально, в метре от зрителя (постановка осуществлена на одной из самых маленьких сцен Москвы – Театрального особняка). Каждый жест, каждое слово тотчас отзываются в сердце, и главное, чего так не хватает другим постановкам, а здесь расцветает во всей красе - это тонкий юмор, который режиссер сумел разглядеть между строк и ремарок пьесы.
Юмор разбивает все преграды между смыслом постановки и зрителем. Благодаря ему, ты свыкаешься с мыслью, что в этом чеховском сюжете, как и в жизни, все взаимосвязано: трагедия уживается с комедией, скорбь - с радостью, а смерть – с рождением. Жизнь – это река, в которой есть воронки, быстрое течение и коряги, и человеку не всегда удается попасть в свою струю.
Истории маленьких людей здесь не раздражают. Каждый персонаж не требует к себе жалости или сочувствия, а наоборот, доказывает всеми силами, что он не пешка, а именно Человек с большой буквы. Можно позавидовать актерам, которым посчастливилось играть такие роли. Интересны, безусловно, все. Анастасия Зыкова обворожительна в образе Елены Андреевны. Андрей Невраев сдержан, исполняя роль Войницкого. За простотой Сони в исполнении Анастасии Сафроновой скрывается неординарная и сильная натура. Сергей Терещук (Астров) и Олег Дуленин (Вафля) составили своеобразный комичный дуэт в некоторых сценах, а Григорий Острин (Серебряков) вызывает улыбку, когда начинает жаловаться на свои болячки.
Спектакль рассказывает нам не о том, что было, а о том, что происходит с нами сейчас. Это свойство присуще всем произведениям Чехова. Он чутко уловил главные вневременные человеческие слабости и пороки и постоянно разъясняет нам суть вещей, потому как мы забывчивы из-за своей гонки за временем и постоянством. Его сюжеты служат нам точкой опоры и пристанищем для размышлений. И не стоит о нем забывать, как и о многих бессмертных авторах, которые даруют нам ответы на вопросы мироздания.
С вами был «театральный» Макс
Фоторепортаж со спектакля «Дядя Ваня» - Валерий Лукьянов
Персоны
Алексей Баталов, Максим Браматкин, Эммануил Виторган, Галина Волчек, Алексей Грибов, Виктор Гульченко, Олег Долин, Ольга Дроздова, Олег Дуленин, Сергей Епишев, Анастасия Зыкова, Алексей Ильин, Александр Калягин, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Андрей Невраев, Василий Немирович-Данченко, Григорий Острин, Ольга Остроумова, Галина Петрова, Ия Саввина, Анастасия Сафронова, Евгения Симонова, Евгений Стеблов, Евгений Стычкин, Сергей Терещук, Чулпан Хаматова, Иосиф Хейфиц, Юрий Чурсин, Юрий Шлыков, Константин Юдин
Фильмы
А чой-то ты во фраке?, Дама с собачкой, Дядя Ваня, Неоконченная пьеса для механического пианино, Чеховские мотивы, Шведская спичка
Театры
"Международная Чеховская лаборатория", "Современник", Театр им. Моссовета, Театр на Трубной, Учебный театр Театрального ин-та им.Б.Щукина
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения