Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

интервью >>

Для актера Евгения Матвеева этот год отмечен двумя важными событиями. Сначала - премьера спектакля «В ожидании Годо» в Мастерской, который вышел на подмостки в марте этого года и вернется на сцену уже в январе следующего. Затем - показ в рамках короткометражной программы 25-го «Кинотавра» фильма Антона Коломееца «Тоня плачет на мосту влюбленных». В планах - режиссерский дебют (не обязательно скоро), «Декамерон» Боккаччо на сцене «Современника» в постановке Кирилла Вытоптова и, конечно, съемки в кино. Мы поговорили с Матвеевым о Беккете, обучении у Олега Кудряшова, Кирилле Вытоптове и о том, что с российским кинематографом все в порядке.

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

На сайте театра «Современник» написано, что ты закончил режиссерский факультет, а на сайте Мастерской Олега Кудряшова - что актерский. Как на самом деле?
В ГИТИСе есть актерско-режиссеркий факультет - там учатся вместе актеры и режиссеры – его я и окончил.

За выпускниками Мастерской Олега Кудряшова следят с особым интересом, есть к ним особое отношение. Как ты думаешь, почему? Что тебе дало обучение?
Там воспитывают вкус к театру, к профессии. Олег Львович учит коллективному творчеству. Присутствует элемент братства. Для Олега Львовича очень важно, чтобы была команда.

На том же курсе учились, например, Надежда Лумпова и Григорий Добрыгин. В профессиональном плане вы легко находите общий язык?
Да, если мы встречаемся, то какие-то вещи мы можем вместе делать, и никто не будет говорить - это не то, то не так. Споры, конечно, будут, но все понимают, про что и зачем.

Следишь за работами однокурсников? Фильмы с их участием были в этом году на «Кинотавре», также там показывали короткометражку Антона Коломееца «Тоня плачет на мосту влюбленных» с твоим участием.
Особенно не слежу. Я не был на «Кинотавре», не знаю, что там происходило.

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

На сайте Мастерской также написано, что важные для тебя картины - это французские ленты: «Мужское-женское» Годара и «400 ударов» Трюффо. У «Тони» тоже ощущается влияние французского кино, «новой волны». Вы с Антоном Коломеецом познакомились на почве этого взаимного интереса?
Антон позвал меня на роль, потому что это его какая-то личная история. И когда мы с ним начали разговаривать, я сказал: «Твой сценарий напоминает “Маленькие секреты”». Он сказал: «В принципе, да, но это моя история, она произошла в России». Он даже позвал однокурсников, которые учились с ним когда-то в Новосибирске, потому что они это все знают, это с ними когда-то случилось.

Атмосфера понимания, которая была в Мастерской Кудряшова, которая, думаю, была и на съемках «Тони» - насколько она для тебя важна? От спектакля «В ожидании Годо» тоже остается впечатление, что его делают люди, которые прекрасно друг друга понимают.
Смотри. В ГИТИСе есть три этажа. Первый и второй - актерский факультет. Третий - актерско-режиссерский, там находятся четыре курса. Мастерская Женовача, Кудряшова, Каменьковича и Хейфица. Саша Паль и Олег Ребров учились у Хейфица, я учился у Кудряшова, Гриша Калинин с нами не учился, но он нас всех понимает. Курсы разные, но третий этаж славится тем, что все там друг друга знают и знают, в какой каше они варятся. Понять друг друга, если вы учились на третьем этаже, нетрудно. У всех вкус хороший. Конечно, отличается специфика работы. У Кудряшова своя школа, у Хейфица - своя, но точки соприкосновения - они есть.

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

Какие произведения помогли тебе в формировании вкуса во время обучения?
Достоевский. До учебы я Достоевского знал и читал, но в Мастерской он как-то совсем по-другому для меня открылся.

Пьеса Беккета во время работы над «В ожидании» открылась с каких-то новых сторон? Хоть она поставлена и довольно близко к тексту, режиссер Кирилл Вытоптов многое добавил и многое сократил.
Тут большое спасибо хочется сказать Кириллу, потому что после прочтения пьесы она не вызвала у меня вообще ничего. Она какая-то безэмоциональная. Много непонятного. Может быть, в этом плюс, потому что здесь нужно включать фантазию. Но, пожалуй, Беккет относится к тем авторам, которых я не могу читать.

В спектаклях по каким авторам тебе наиболее комфортно работать - интересно работать с текстом?
Пушкин. («Станционного смотрителя» в ГИТИСе поставил Кирилл Вытоптов, одну из ролей играл Матвеев - прим. редакции)

А Камю? Ты же играешь в спектакле «Посторонний» в Современнике.
Нет. Камю можно читать - это очень умная литература, философская. Но я видел только один удачный спектакль - по пьесе «Калигула». Видел на записи спектакль Бутусова, а главную роль играл Хабенский. Просто режиссер попал в точку, все остальное, что я видел по произведением Камю, у меня не вызывало никаких чувств.

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

Актерско-режиссерский факультет подразумевает, что рано или поздно его выпускники будут сами что-то ставить. Сейчас Григорий Добрыгин этим активно занимается. У тебя есть уже какие-то планы?
Есть, но я не знаю, когда это будет осуществляться. У меня есть спектакль, есть работа, есть съемки. Наверно, я до этого еще не дошел - что-то снять или поставить. Задумки есть, но я полагаю, что пока еще не время.

Хорошо, а как актер ты сейчас над чем работаешь?
В театре «Современник» у нас «Декамерон» Бокаччо - режиссер Кирилл Вытоптов (улыбается). Сейчас снимаюсь в фильме выпускника Московской школы нового кино. Вчера мы снимали сцену в лесу - было очень холодно, пили коньяк. У фильма еще нет названия. Это история про человека, который много всего совершил и об этом сожалеет.

Ты нередко играешь у Кирилла Вытоптова. Можешь сказать, что это твой режиссер, который позволяет раскрыться с новых сторон?
Кирилл дает свободу определенную - это очень важно для актера. Он дает свободу и в то же время может на тебя очень сильно надавить в психологическом плане.

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

Какой процент свободы, импровизации в «В ожидании Годо»?
Там всегда импровизация, там без импровизации нельзя. Это жанр такой. Если не импровизировать, то спектакль будет мертвый, застроенный. Но есть какие-то вещи, которые застолблены, которые отвечают за смысл. Текст Беккета оставался неизменным.

Сколько времени у вас ушло, чтобы пробраться к современному понимаю Беккета, к тому, чтобы спектакль не был «мертвым»?
Два года назад пьесу решили ставить. Полтора прошло с первой репетиции. Мы собирались в театре «Современник» и репетировали: сначала втроем - я, Саша (Паль - прим. редакции) и Кирилл (Вытоптов - прим. редакции). У нас тогда не было Поццо и Лакки - мы их искали. Потом мы нашли Поццо - тогда это был не Олег (Ребров – прим. редакции), и репетировали вчетвером. Поццо играл мой однокурсник - Тема Цуканов, но он не смог работать, потому что у него были съемки - и он отказался от проекта. Репетировали мы очень тяжко. Это был поиск с ссорами, скандалами. Жестоко было.

Каково сейчас быть молодым артистом в России? Какие есть возможности у актера, когда он только выпустился?
Тут каждый выбирает лодку и весло. Понятно, что сложно. Для этого мастерская и существует - чтобы ты был сильный и понимал, что после ГИТИСа будет совсем другой мир.

Какую лодку ты выбрал - театра или кино? Или планируешь совмещать?
Я выбрал театр, потому что так получилось. В дальнейшем я буду по-другому совсем выстраивать политику в отношении карьеры. Мне сейчас интереснее кино.

Почему?
Это другой процесс. Кто-то говорит, что в кино сниматься достаточно легко, но там совершенно другая техника. С театром - разница огромная.

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

Возвращаясь к французскому кино: тебе нравится что-то из современных фильмов?
Фильм «1+1». «Париж» - от режиссера «Хористов» (и сами «Хористы»). Картины Леоса Каракса.

К отечественному кинопроцессу преобладает пренебрежительное отношение, как тебе кажется - как обстоит дело с российским кино?
Я не могу сказать, что все плохо. Я с этим совершенно не согласен. У нас достаточно много классных кинорежиссеров. Понятно, что это преимущественно авторское кино - не как в Голливуде. Мне нравятся фильмы Звягинцева. И картины Хлебникова, Вырыпаева. Много есть очень достойных фильмов, получивших призы в Венеции, в Берлине. Попогребский, например.

Нет ощущения, что нужно что-то менять?
Я когда слышу, что у нас вообще нет кино (кто-то так считает), я вообще не понимаю, как можно так говорить. Нужно настолько жить прошлым, не видеть очевидные вещи, чтобы так говорить.

Евгений Матвеев: «У нас достаточно много классных кинорежиссеров»

Алексей Филиппов
Подписаться на рассылку новостей
Ссылки по теме
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
боевик, научная фантастика, триллер, фильм-катастрофа
США, 2017
драма, триллер, эротика
Франция, 2017
исторический фильм, спортивный фильм
Италия, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Испания, 2017
все фильмы в прокате >>