Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Наталья Щукина: «Мастера никогда не самоутверждались за счёт молодых!»

интервью >>

Заслуженная артистка России Наталья Щукина хорошо известна по киноролям в фильмах «Интердевочка», «Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные», «Приходи на меня посмотреть» и другим ролям. Однако она уже 20 лет является актрисой легендарного «Ленкома» и считает себя, прежде всего, артисткой театра. Именно за театральные роли она была дважды удостоена высоких наград: независимой премией "Триумф" (2003 г.) и дважды премией имени Е.П.Леонова за лучшие роли в спектаклях «Тартюф» (2007 г.) и «Пять вечеров» (2012/13 гг.).

- Наташа, твоя «актёрская» фамилия как-то повлияла на то, что ты решила стать актрисой?
- Нет, это никак не повлияло, и тут нет каких-то аналогий. Я училась в Щукинском училище и вовсе не потому, что я – Щукина, а потому, что оно находилось недалеко от моего дома, – это было самое ближайшее учебное заведение. Я его выбрала интуитивно, так как абсолютно не понимала разницу между театральными школами.

- Ты родилась в Барнауле. А чем был вызван переезд в Москву?
- Это произошло не по моей воле: в Москву меня перевезла мама, когда мне было пять лет, поэтому в школу я пошла уже там, я выросла в Москве, а в Барнауле бывала только на летних каникулах у бабушки с дедушкой.

- Как в твоей жизни возник театр-студия Вячеслава Спесивцева? Это была твоя инициатива или мамина?
- Я росла советской девочкой, моя мама, которая растила меня одна, работала на трёх работах, поэтому пыталась заработать какую-нибудь «копеечку», а я была предоставлена сама себе. Я пыталась заниматься танцами и гимнастикой, училась в музыкальной школе. Когда мне было 10 лет, к нам в школу пришли артисты из театра на Красной Пресне и сказали, что производится набор в театральную студию. Мы с подружками туда пошли и там задержались. Уже потом, позже, Спесивцев организовал театральную школу, и мы там были первым классом. Она сейчас до сих пор существует, но уже в несколько ином виде, а идея была замечательной, так как, по сути, это просто – классная «продлёнка»!

- Там ты получила первые азы театральной школы, и это, как я понимаю, и стало причиной для поступления в театральное училище?
- Да, естественно! Я могу сказать, что самые лучшие качества моего характера появились у меня благодаря этой театральной студии! Там мы получили очень жёсткую закалку: нас так гоняли, что позже мне уже многое было знакомо – то, что обычно удивляет студентов и молодых актёров в театре.

- Это правда, что ты поступала в училище с басней «Щука»?
- Да, я уже решила для полноты «картины» выбрать басню не «Лебедь, Рак и Щука», а нашла басню Крылова «Щука». Это была своеобразная шутка и некая тавтология: Щукина поступает в Щукинское училище с басней «Щука»!

- Но с первого раза ты не поступила?
- Нет, у меня этого не получилось. Уже потом, разговаривая с педагогами, которые у меня преподавали, когда я уже училась, я выяснила, что в то время вообще тех, кто снимается в кино, не очень «жаловали». Они боялись, что нам было привито много разного и постороннего, и это – действительно так: дети, которые снимаются в раннем возрасте, а потом идут в театральный институт, вместе с собой приносят дурновкусие. Приёмная комиссия опасались этого, а также того, что я продолжу сниматься, буду постоянно что-то пересдавать и вообще не стану появляться на занятиях. Ещё педагоги боялись моего напора, потому что я тогда была очень напористой!

- У тебя произошло какое-то переосознание?
- Когда я поступала в первый раз, то у меня была стопроцентная уверенность в том, что меня возьмут и просто не могут не взять. И когда меня не приняли, то это стало для меня первым ударом по самолюбию и по «задранному» носу: меня тогда, конечно, хорошо «припечатали», но что ни делается, то делается к лучшему!

- И как ты провела этот год, чем занималась?
- Я снималась, но не могу сказать, что очень активно. Потом мне тогда было 17 лет, я гуляла по Москве, пела с друзьями под гитару. В то время вопрос о заработке не стоял, потому что мама хорошо зарабатывала, и это не было главным, а кормили меня в любой семье…

- Как проходила твоя учёба – легко или были какие-то «подводные течения»?
- Вы знаете, учёба и студенчество – всегда самое счастливое время, мы были абсолютно увлечены своим делом, а все «революции» проходили мимо нас. По этому поводу я вспоминаю такую историю: как-то у одной ученицы Вахтангова спросили: «Как же вы это всё вынесли – революцию и нищету?», а она ответила: «Мы этого даже и не заметили: у нас были в это время репетиции!».

- Твоя учёба как раз пришлась на переломный момент истории, когда развалился Советский Союз…
- Да, это как раз был конец 80-хх и начало 90-хх годов.

- Я читал, что ещё во время учёбы ты была занята в спектакле театра Александра Калягина „Et Cetera“, а как потом в твоей жизни возник «Ленком»?
- В театр „Et Cetera“ меня пригласил режиссёр, который у нас на курсе делал дипломный спектакль, и Калягин предложил ему поставить его у себя, но тогда театра как такового ещё не существовало: не было своего помещения и репертуара, а первой постановкой театра „Et Cetera“ стал спектакль «Дядя Ваня», в котором мне ныне покойный режиссёр Александр Биненбойм (Сабинин. Прим. автора) предложил роль Сони. Это всё было в конце четвёртого курса. А в «Ленком» меня привёл Дима Марьянов, который там репетировал в спектакле, где в то время была постоянная «текучка», а постановка была детской и музыкальной, поэтому там, в основном, участвовали, приглашённые артисты, но исполнительницы женских ролей оттуда убегали, потому что им там было очень тяжело, а «перспектива» – играть на детских каникулах по четыре спектакля в день: в 10.00, в 13.00, в 16.00 и в 19.00 – явно не «улыбалась». И Дима мне сказал: «У нас из спектакля ушла девочка, ты не хочешь показаться?». Я не могу сказать, что сразу же туда побежала, особенно после того, как он мне обрисовал ситуацию, так как я себя видела в главных ролях на лучших сценах страны. Это были амбиции четверокурсницы, которые тоже понятны, но, тем не менее, я туда пошла, и меня тут же взяли, а через неделю я уже играла премьеру этого детского спектакля. Под конец сезона меня к себе вызвал Марк Анатольевич (Захаров. Прим. автора), видимо, ему обо мне говорили, что в спектакле «Бременские музыканты» есть такая девочка Наташа и сказал, что, хотя ему обо мне много говорили, но он меня нигде не видел и хочет мне предложить работу в театре. И я совершенно без какого-то «камня за пазухой» ему ответила: «Я подумаю!», потому что думала, что меня ждёт „La Scala“ – не меньше!

- И сколько по времени ты думала?
- Долго думать мне не пришлось, так как этот разговор состоялся в конце сезона, театр ушёл в отпуск, а когда все вернулись после летнего перерыва, то выяснилось, что артистка Елена Шанина беременна, и ей нужна срочная замена в спектакле «Поминальная молитва». Потом начались перестановки и в репетирующемся спектакле «Женитьба Фигаро», поэтому, как только я пришла на открытие сезона, то мне было сказано следующее: «Сначала идёшь смотришь спектакль «Поминальная молитва» и играешь его через неделю, а затем берёшь пьесу «Женитьба Фигаро» и приступаешь к репетициям!». Так, собственно, и началась моя взрослая жизнь!

- И твоя театральная жизнь в «Ленкоме» продолжается уже 20 лет! Расскажи, как тебя в самом начале встретили мэтры этого легендарного театра: Броневой, Збруев, Караченцов, Чурикова, Леонов, Янковский?
- Вы знаете, почему я так долго живу в этом театре, хотя у меня бывали разные мысли? Самое главное, это – совершенно выдающийся коллектив, и, конечно, молодого артиста принимают всегда очень настороженно, и я была в числе таких актрис, но это можно сравнивать с появлением нового человека в какой-то компании: ему подают некие сигналы и смотрят на то, как он на них реагирует. Моя реакция была такой, что меня приняли, однако, когда я сейчас об этом вспоминаю, то помню недоброжелательные взгляды, но тем и прекрасны те выдающиеся артисты, которых Вы перечислили, что они всегда отличались невероятным тактом, у них никогда не было традиционной «звёздности», а если они чего-то и требуют от молодых, то всего только по делу: мастера никогда не самоутверждались за счёт молодых! НИ-КОГ-ДА!

- Наташа, я посмотрел текущий репертуар театра и увидел, что один из последних премьерных спектаклей (его премьера состоялась 23 февраля 2013 года) – это «Пять вечеров», где ты играешь роль Зои. Скажи, насколько сейчас данная пьеса, написанная Александром Володиным в конце 50-хх годов прошлого века, созвучна сегодняшнему времени и понятна молодому поколению 30-летних людей, для которых всё, что происходит на сцене, воспринимается как ретро?
- Я хочу сказать, что пьеса «Пять вечеров», по которой поставлен наш спектакль, слава Богу, это – не ретро-история, он получился о людях, поэтому тема одиночества и поиска любви никогда не устареет. Когда моя дочь посмотрела этот спектакль, то она поняла и «прочитала» всё то, что, прежде всего, заложено в пьесе талантливым автором. В процессе репетиций мы ему доверились, и когда это – замечательный драматург, как Володин, то этого оказалось достаточно, в результате чего, и, по-моему, у нас всё получилось! Я очень люблю этот спектакль!

- Ты несколько раз в нашем разговоре затрагивала тему кино, поэтому мы никак не сможем её обойти. Я знаю, что ты дебютировала в 15-летнем возрасте в фильме «Фотография на память», где ты сыграла роль Оли Костиной. Как ты попала в эту картину? Это произошло благодаря твоему участию в театральной школе Спесивцева?
- Этот фильм снимали на Свердловской киностудии, и мне действительно было 15 лет, но тогда, конечно, не было никаких актёрских агентств или Интернета, где можно найти любую информацию. В то время ассистенты по актёрам (сейчас эта должность называется кастинг-директор) тупо ходили по театрам и знали всех и всё. Это сейчас никто никуда не ходит и не смотрит, и порой мне приходится рассказывать режиссёрам, где я работаю, с кем я работаю и кто – главный режиссёр моего театра. Когда они меня просят рассказать о себе, то мне всегда хочется им сказать: «А Вы не хотите рассказать о себе?». Принято считать, что артисты – это «товар», который покупают, но сегодня многие режиссёры – вообще непонятно кто! И кто им доверил снимать фильмы и пустил в мир киноискусства – большой вопрос!

- Да, ты права: мир перевернулся, но ты немного отошла от темы вопроса: как ты попала в фильм «Фотография на память»?
- Меня и ещё несколько человек из нашего театрального класса просто вызвали на пробы, мы поехали в Свердловск, где они и состоялись, так что вместе со мной в этом фильме снимались и мои одноклассники.

- Ты снималась в четырёх фильмах Эльдара Рязанова: «Дорогая Елена Сергеевна!», «Небеса обетованные», «Ключ от спальни», «Андерсен. Жизнь без любви». Когда я брал интервью у Дмитрия Марьянова, то он мне рассказал о том, что во время съёмок фильма «Дорогая Елена Сергеевна!» у Рязанова были проблемы и конфликты с ребятами, после чего он зарёкся снимать подростков. Это касалось только мальчиков или нет?
- Нет, это всё относилось и ко мне, потому что нам тогда было по 17-18 лет, и мы состояли на 99% из дури, а из 1% – всего остального. Наше поведение временами могло шокировать Эльдара Саныча – человека совсем другого поколения. Кроме всего прочего, он нас настолько идентифицировал с нашими героями, что просто подсознательно нас ненавидел, и иногда бывали такие конфликты, которые, как мне казалось, возникали на пустом месте, хотя это было не так: просто у Рязанова не выдерживали нервы, и он конфликтовал, но у таких людей, как Эльдар Саныч, есть хорошее свойство: быстро «воспламеняться» и тут же «остывать» и даже просить прощения, поэтому мы все с ним остались в очень теплых отношениях. Он приглашал и Фёдора (Дунаевского. Прим. автора) сниматься, и очень любит Диму Марьянова, поэтому при каждой нашей встрече всегда о нём спрашивает.

- Какую свою кинороль хотелось бы отметить и почему?
- Вы знаете, я не могу выделить какие-то работы: многие из них, где мне было наиболее комфортно, прошли довольно незаметно и не имели большого зрительского успеха, поэтому это уже – мои какие-то личные достижения. Каждый раз, стоя перед камерой, я всегда решаю свои внутренние проблемы и пытаюсь что-то для себя понять, что-то в себе изведать новое. Если мне это удаётся, то это совершенно никак не связано с тем, какой сценарий, кто – режиссёр и т.д. Бывает так, что некоторые сценарии мне помогают, а иногда происходит наоборот, но я всегда привыкла справляться с собой сама!

………………………………………………………………………………………
- В заключение нашего разговора я тебя попрошу ответить на некоторые вопросы посетителей сайта кино-театр.ру:
Люда:
- Кто ваш главный критик? Чьё мнение играет важную роль? Заранее большое спасибо!

- Самый главный для меня критик – это я сама! Уж поверьте, как я сама могу себя раскритиковать, так меня не раскритикует никто!

IRINA:
- Наталья, Вы верите в знаки судьбы? Если да, случалось ли в Вашей жизни что-то знаковое?

- Я верю в Бога и в то, что Там всё знают!

Людмила:
- Наталья Юрьевна, кто ваш любимый партнёр на сцене?

- Мои любимые партнёры – это артисты театра «Ленком»!

Дик:
- Что для вас поклонники?

- Поклонники – это люди, которые мне помогают справиться с собственной критикой. Они меня поддерживают, и я очень рада этой поддержке, которую мне оказывают, в частности, на моём сайте (http://www.schukina.ru. Прим. автора).

Марина:
- Наталья Юрьевна, можете ли Вы назвать имена актёров/актрис, на которых стоит равняться? Или в Вашей профессии такого быть не должно?

- Это должно быть обязательно. У меня нет кумиров, чьи фотографии я бы держала над кроватью, но опять же это – те великие артисты, с которыми мне посчастливилось работать: мои партнёры по театру и не только великие, но для меня это – тоже пример работы и невероятного таланта. Но, конечно же, и в кино! Меня очень многому могут научить неизвестные артисты.

ЛЕА:
- Что в людях притягивает Вас?

- В людях меня притягивает доброта и искренность!
………………………………………………………………………………………

- Большое тебе спасибо, Наташа, за это интервью, мне было очень интересно с тобой беседовать!
- Спасибо и Вам, Евгений!

Беседовал Евгений Кудряц
Фото Полины Жигалкиной
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
боевик, научная фантастика, триллер, фильм-катастрофа
США, 2017
драма, триллер, эротика
Франция, 2017
исторический фильм, спортивный фильм
Италия, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Испания, 2017
все фильмы в прокате >>