Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Наталья Щукина: «Мастера никогда не самоутверждались за счёт молодых!»

интервью >>

Заслуженная артистка России Наталья Щукина хорошо известна по киноролям в фильмах «Интердевочка», «Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные», «Приходи на меня посмотреть» и другим ролям. Однако она уже 20 лет является актрисой легендарного «Ленкома» и считает себя, прежде всего, артисткой театра. Именно за театральные роли она была дважды удостоена высоких наград: независимой премией "Триумф" (2003 г.) и дважды премией имени Е.П.Леонова за лучшие роли в спектаклях «Тартюф» (2007 г.) и «Пять вечеров» (2012/13 гг.).

- Наташа, твоя «актёрская» фамилия как-то повлияла на то, что ты решила стать актрисой?
- Нет, это никак не повлияло, и тут нет каких-то аналогий. Я училась в Щукинском училище и вовсе не потому, что я – Щукина, а потому, что оно находилось недалеко от моего дома, – это было самое ближайшее учебное заведение. Я его выбрала интуитивно, так как абсолютно не понимала разницу между театральными школами.

- Ты родилась в Барнауле. А чем был вызван переезд в Москву?
- Это произошло не по моей воле: в Москву меня перевезла мама, когда мне было пять лет, поэтому в школу я пошла уже там, я выросла в Москве, а в Барнауле бывала только на летних каникулах у бабушки с дедушкой.

- Как в твоей жизни возник театр-студия Вячеслава Спесивцева? Это была твоя инициатива или мамина?
- Я росла советской девочкой, моя мама, которая растила меня одна, работала на трёх работах, поэтому пыталась заработать какую-нибудь «копеечку», а я была предоставлена сама себе. Я пыталась заниматься танцами и гимнастикой, училась в музыкальной школе. Когда мне было 10 лет, к нам в школу пришли артисты из театра на Красной Пресне и сказали, что производится набор в театральную студию. Мы с подружками туда пошли и там задержались. Уже потом, позже, Спесивцев организовал театральную школу, и мы там были первым классом. Она сейчас до сих пор существует, но уже в несколько ином виде, а идея была замечательной, так как, по сути, это просто – классная «продлёнка»!

- Там ты получила первые азы театральной школы, и это, как я понимаю, и стало причиной для поступления в театральное училище?
- Да, естественно! Я могу сказать, что самые лучшие качества моего характера появились у меня благодаря этой театральной студии! Там мы получили очень жёсткую закалку: нас так гоняли, что позже мне уже многое было знакомо – то, что обычно удивляет студентов и молодых актёров в театре.

- Это правда, что ты поступала в училище с басней «Щука»?
- Да, я уже решила для полноты «картины» выбрать басню не «Лебедь, Рак и Щука», а нашла басню Крылова «Щука». Это была своеобразная шутка и некая тавтология: Щукина поступает в Щукинское училище с басней «Щука»!

- Но с первого раза ты не поступила?
- Нет, у меня этого не получилось. Уже потом, разговаривая с педагогами, которые у меня преподавали, когда я уже училась, я выяснила, что в то время вообще тех, кто снимается в кино, не очень «жаловали». Они боялись, что нам было привито много разного и постороннего, и это – действительно так: дети, которые снимаются в раннем возрасте, а потом идут в театральный институт, вместе с собой приносят дурновкусие. Приёмная комиссия опасались этого, а также того, что я продолжу сниматься, буду постоянно что-то пересдавать и вообще не стану появляться на занятиях. Ещё педагоги боялись моего напора, потому что я тогда была очень напористой!

- У тебя произошло какое-то переосознание?
- Когда я поступала в первый раз, то у меня была стопроцентная уверенность в том, что меня возьмут и просто не могут не взять. И когда меня не приняли, то это стало для меня первым ударом по самолюбию и по «задранному» носу: меня тогда, конечно, хорошо «припечатали», но что ни делается, то делается к лучшему!

- И как ты провела этот год, чем занималась?
- Я снималась, но не могу сказать, что очень активно. Потом мне тогда было 17 лет, я гуляла по Москве, пела с друзьями под гитару. В то время вопрос о заработке не стоял, потому что мама хорошо зарабатывала, и это не было главным, а кормили меня в любой семье…

- Как проходила твоя учёба – легко или были какие-то «подводные течения»?
- Вы знаете, учёба и студенчество – всегда самое счастливое время, мы были абсолютно увлечены своим делом, а все «революции» проходили мимо нас. По этому поводу я вспоминаю такую историю: как-то у одной ученицы Вахтангова спросили: «Как же вы это всё вынесли – революцию и нищету?», а она ответила: «Мы этого даже и не заметили: у нас были в это время репетиции!».

- Твоя учёба как раз пришлась на переломный момент истории, когда развалился Советский Союз…
- Да, это как раз был конец 80-хх и начало 90-хх годов.

- Я читал, что ещё во время учёбы ты была занята в спектакле театра Александра Калягина „Et Cetera“, а как потом в твоей жизни возник «Ленком»?
- В театр „Et Cetera“ меня пригласил режиссёр, который у нас на курсе делал дипломный спектакль, и Калягин предложил ему поставить его у себя, но тогда театра как такового ещё не существовало: не было своего помещения и репертуара, а первой постановкой театра „Et Cetera“ стал спектакль «Дядя Ваня», в котором мне ныне покойный режиссёр Александр Биненбойм (Сабинин. Прим. автора) предложил роль Сони. Это всё было в конце четвёртого курса. А в «Ленком» меня привёл Дима Марьянов, который там репетировал в спектакле, где в то время была постоянная «текучка», а постановка была детской и музыкальной, поэтому там, в основном, участвовали, приглашённые артисты, но исполнительницы женских ролей оттуда убегали, потому что им там было очень тяжело, а «перспектива» – играть на детских каникулах по четыре спектакля в день: в 10.00, в 13.00, в 16.00 и в 19.00 – явно не «улыбалась». И Дима мне сказал: «У нас из спектакля ушла девочка, ты не хочешь показаться?». Я не могу сказать, что сразу же туда побежала, особенно после того, как он мне обрисовал ситуацию, так как я себя видела в главных ролях на лучших сценах страны. Это были амбиции четверокурсницы, которые тоже понятны, но, тем не менее, я туда пошла, и меня тут же взяли, а через неделю я уже играла премьеру этого детского спектакля. Под конец сезона меня к себе вызвал Марк Анатольевич (Захаров. Прим. автора), видимо, ему обо мне говорили, что в спектакле «Бременские музыканты» есть такая девочка Наташа и сказал, что, хотя ему обо мне много говорили, но он меня нигде не видел и хочет мне предложить работу в театре. И я совершенно без какого-то «камня за пазухой» ему ответила: «Я подумаю!», потому что думала, что меня ждёт „La Scala“ – не меньше!

- И сколько по времени ты думала?
- Долго думать мне не пришлось, так как этот разговор состоялся в конце сезона, театр ушёл в отпуск, а когда все вернулись после летнего перерыва, то выяснилось, что артистка Елена Шанина беременна, и ей нужна срочная замена в спектакле «Поминальная молитва». Потом начались перестановки и в репетирующемся спектакле «Женитьба Фигаро», поэтому, как только я пришла на открытие сезона, то мне было сказано следующее: «Сначала идёшь смотришь спектакль «Поминальная молитва» и играешь его через неделю, а затем берёшь пьесу «Женитьба Фигаро» и приступаешь к репетициям!». Так, собственно, и началась моя взрослая жизнь!

- И твоя театральная жизнь в «Ленкоме» продолжается уже 20 лет! Расскажи, как тебя в самом начале встретили мэтры этого легендарного театра: Броневой, Збруев, Караченцов, Чурикова, Леонов, Янковский?
- Вы знаете, почему я так долго живу в этом театре, хотя у меня бывали разные мысли? Самое главное, это – совершенно выдающийся коллектив, и, конечно, молодого артиста принимают всегда очень настороженно, и я была в числе таких актрис, но это можно сравнивать с появлением нового человека в какой-то компании: ему подают некие сигналы и смотрят на то, как он на них реагирует. Моя реакция была такой, что меня приняли, однако, когда я сейчас об этом вспоминаю, то помню недоброжелательные взгляды, но тем и прекрасны те выдающиеся артисты, которых Вы перечислили, что они всегда отличались невероятным тактом, у них никогда не было традиционной «звёздности», а если они чего-то и требуют от молодых, то всего только по делу: мастера никогда не самоутверждались за счёт молодых! НИ-КОГ-ДА!

- Наташа, я посмотрел текущий репертуар театра и увидел, что один из последних премьерных спектаклей (его премьера состоялась 23 февраля 2013 года) – это «Пять вечеров», где ты играешь роль Зои. Скажи, насколько сейчас данная пьеса, написанная Александром Володиным в конце 50-хх годов прошлого века, созвучна сегодняшнему времени и понятна молодому поколению 30-летних людей, для которых всё, что происходит на сцене, воспринимается как ретро?
- Я хочу сказать, что пьеса «Пять вечеров», по которой поставлен наш спектакль, слава Богу, это – не ретро-история, он получился о людях, поэтому тема одиночества и поиска любви никогда не устареет. Когда моя дочь посмотрела этот спектакль, то она поняла и «прочитала» всё то, что, прежде всего, заложено в пьесе талантливым автором. В процессе репетиций мы ему доверились, и когда это – замечательный драматург, как Володин, то этого оказалось достаточно, в результате чего, и, по-моему, у нас всё получилось! Я очень люблю этот спектакль!

- Ты несколько раз в нашем разговоре затрагивала тему кино, поэтому мы никак не сможем её обойти. Я знаю, что ты дебютировала в 15-летнем возрасте в фильме «Фотография на память», где ты сыграла роль Оли Костиной. Как ты попала в эту картину? Это произошло благодаря твоему участию в театральной школе Спесивцева?
- Этот фильм снимали на Свердловской киностудии, и мне действительно было 15 лет, но тогда, конечно, не было никаких актёрских агентств или Интернета, где можно найти любую информацию. В то время ассистенты по актёрам (сейчас эта должность называется кастинг-директор) тупо ходили по театрам и знали всех и всё. Это сейчас никто никуда не ходит и не смотрит, и порой мне приходится рассказывать режиссёрам, где я работаю, с кем я работаю и кто – главный режиссёр моего театра. Когда они меня просят рассказать о себе, то мне всегда хочется им сказать: «А Вы не хотите рассказать о себе?». Принято считать, что артисты – это «товар», который покупают, но сегодня многие режиссёры – вообще непонятно кто! И кто им доверил снимать фильмы и пустил в мир киноискусства – большой вопрос!

- Да, ты права: мир перевернулся, но ты немного отошла от темы вопроса: как ты попала в фильм «Фотография на память»?
- Меня и ещё несколько человек из нашего театрального класса просто вызвали на пробы, мы поехали в Свердловск, где они и состоялись, так что вместе со мной в этом фильме снимались и мои одноклассники.

- Ты снималась в четырёх фильмах Эльдара Рязанова: «Дорогая Елена Сергеевна!», «Небеса обетованные», «Ключ от спальни», «Андерсен. Жизнь без любви». Когда я брал интервью у Дмитрия Марьянова, то он мне рассказал о том, что во время съёмок фильма «Дорогая Елена Сергеевна!» у Рязанова были проблемы и конфликты с ребятами, после чего он зарёкся снимать подростков. Это касалось только мальчиков или нет?
- Нет, это всё относилось и ко мне, потому что нам тогда было по 17-18 лет, и мы состояли на 99% из дури, а из 1% – всего остального. Наше поведение временами могло шокировать Эльдара Саныча – человека совсем другого поколения. Кроме всего прочего, он нас настолько идентифицировал с нашими героями, что просто подсознательно нас ненавидел, и иногда бывали такие конфликты, которые, как мне казалось, возникали на пустом месте, хотя это было не так: просто у Рязанова не выдерживали нервы, и он конфликтовал, но у таких людей, как Эльдар Саныч, есть хорошее свойство: быстро «воспламеняться» и тут же «остывать» и даже просить прощения, поэтому мы все с ним остались в очень теплых отношениях. Он приглашал и Фёдора (Дунаевского. Прим. автора) сниматься, и очень любит Диму Марьянова, поэтому при каждой нашей встрече всегда о нём спрашивает.

- Какую свою кинороль хотелось бы отметить и почему?
- Вы знаете, я не могу выделить какие-то работы: многие из них, где мне было наиболее комфортно, прошли довольно незаметно и не имели большого зрительского успеха, поэтому это уже – мои какие-то личные достижения. Каждый раз, стоя перед камерой, я всегда решаю свои внутренние проблемы и пытаюсь что-то для себя понять, что-то в себе изведать новое. Если мне это удаётся, то это совершенно никак не связано с тем, какой сценарий, кто – режиссёр и т.д. Бывает так, что некоторые сценарии мне помогают, а иногда происходит наоборот, но я всегда привыкла справляться с собой сама!

………………………………………………………………………………………
- В заключение нашего разговора я тебя попрошу ответить на некоторые вопросы посетителей сайта кино-театр.ру:
Люда:
- Кто ваш главный критик? Чьё мнение играет важную роль? Заранее большое спасибо!

- Самый главный для меня критик – это я сама! Уж поверьте, как я сама могу себя раскритиковать, так меня не раскритикует никто!

IRINA:
- Наталья, Вы верите в знаки судьбы? Если да, случалось ли в Вашей жизни что-то знаковое?

- Я верю в Бога и в то, что Там всё знают!

Людмила:
- Наталья Юрьевна, кто ваш любимый партнёр на сцене?

- Мои любимые партнёры – это артисты театра «Ленком»!

Дик:
- Что для вас поклонники?

- Поклонники – это люди, которые мне помогают справиться с собственной критикой. Они меня поддерживают, и я очень рада этой поддержке, которую мне оказывают, в частности, на моём сайте (http://www.schukina.ru. Прим. автора).

Марина:
- Наталья Юрьевна, можете ли Вы назвать имена актёров/актрис, на которых стоит равняться? Или в Вашей профессии такого быть не должно?

- Это должно быть обязательно. У меня нет кумиров, чьи фотографии я бы держала над кроватью, но опять же это – те великие артисты, с которыми мне посчастливилось работать: мои партнёры по театру и не только великие, но для меня это – тоже пример работы и невероятного таланта. Но, конечно же, и в кино! Меня очень многому могут научить неизвестные артисты.

ЛЕА:
- Что в людях притягивает Вас?

- В людях меня притягивает доброта и искренность!
………………………………………………………………………………………

- Большое тебе спасибо, Наташа, за это интервью, мне было очень интересно с тобой беседовать!
- Спасибо и Вам, Евгений!

Беседовал Евгений Кудряц
Фото Полины Жигалкиной
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, мистика, триллер
Россия, 2016
киноповесть
Германия, США, Франция, 2016
семейное кино, фильм о животных, экранизация
США, 2017
мистика, триллер
Германия, США, 2017
комедия
Австралия, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
триллер, экранизация
Великобритания, Канада, США, 2017
все фильмы в прокате >>