Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Олег Басилашвили: «Современный театр не имеет чувств и стремится только к развлечению зрителя!»

интервью >>

Его называют московским петербуржцем с грузинскими корнями, так как этот замечательный артист родился и учился в Москве, а прославился в знаменитом ленинградском театре БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Многим нашим читателям этот актёр хорошо известен по ярким ролям в фильмах «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и другим киноработам. Речь идёт о народном артисте СССР Олеге Басилашвили, с которым удалось побеседовать нашему корреспонденту.

- Уважаемый Олег Валерианович, в 2010 году, в рамках телепрограммы "Моя родословная", Вы ездили в село, где родился Ваш дед. Какую роль эта поездка сыграла в Вашей жизни?
- Вы знаете, дело в том, что кроме этой программы ещё раньше снимался многосерийный фильм (кажется, 6 серий), который назывался «Путешествие по родным местам» и был посвящён моему 75-ти летию, начиная от детства и заканчивая сегодняшним днём. Я был не только в грузинской деревне Карби – на родине моего деда и отца, но так же побывал и в других местах – и в Москве, у Донского монастыря, где похоронена моя бабушка, и в Хотьково, где был наш дом, и мы жили около сорока лет, – это было что-то наподобие дачи под Москвой. А как это на меня повлияло? Скорее, в отрицательном плане, потому что я в то время как раз собирался написать книгу, но меня попросили обязательно сделать такую передачу, и мне пришлось всё то, что я хотел написать в книге, перенести в неё, поэтому, когда я стал писать, то мне это очень мешало, и после съёмок пришлось сделать большой перерыв для того, чтобы как-то иначе воспринять всё то, о чём я рассказал в том фильме.

- Вы сейчас говорите о книге "Неужели это я?! Господи…", которая вышла в прошлом году?
- Да-да конечно…

- Я как раз хотел Вас об этом спросить. В одном из интервью Вы сказали, что, "возможно, эта книга станет хорошим практическим пособием начинающим актерам". А кто у Вас был авторитетом из театрального мира, когда Вы делали первые шаги в театре?
- Моим кумиром был Московский художественный театр 40-50-х годов. Это – великий театр, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко, и в данном случае, если говорить о кумире и о человеке, которому я хотел бы соответствовать и на кого я равнялся, то это, конечно, был Константин Сергеевич Станиславский. Я прекрасно понимаю, где – я и где – он, но я всё-таки пытался это сделать и, видимо, до сих пор мной руководят те принципы, которые я почерпнул из его книг.

- Говоря о кино, многие обычно вспоминают Ваши работы в фильмах "Служебный роман", "Осенний марафон", "Вокзал для двоих", "О бедном гусаре замолвите слово". Но, возможно, в отличие от зрителей, у Вас есть и другие любимые роли в кинематографе?
- Сейчас я уже могу говорить откровенно: если смотреть мои старые фильмы, в которых я снимался 20, 30 и 35 лет тому назад, то многое из того, что я сделал, мне нравится. Если Вы спросите любого честного артиста, какое впечатление на него производит фильм, снятый только что, и какое впечатление он получит от первого просмотра себя на экране, то кроме чувства омерзения и стыда, он ничего не испытывает. Я Вам так скажу: я испытывал чувство стыда – за то, что я был так не интересен на экране, и т.д. Но есть некоторые старые картины, которыми можно не просто гордиться, а под которыми можно и подписаться, что в них я сделал всё именно так, как мне хотелось!

- Не так давно отметили юбилеи ваши "сослуживцы" по "Служебному роману" – Андрей Мягков и Лия Ахеджакова. Вы с ними как-нибудь пересекаетесь, учитывая то, что Вы живёте в разных городах?
- Сейчас это происходит очень редко, а раньше мы встречались, в основном, на съёмочной площадке – в павильонах «Мосфильма», а теперь Лию, Андрея и меня (по естественным причинам) всё реже начинают приглашать в кино, поэтому мы всё реже и реже видимся! Но каждая встреча для меня – это большая радость, не знаю, правда, как для них! (Улыбается). Мы впервые познакомились с Ахеджаковой на «Служебном романе», а потом ещё снимались в «Небесах обетованных». Лия – замечательная актриса и очень трогательный человек, который нашёл в себе мужество во время путча выступить по телевидению и призвать народ к сопротивлению. Её стремление и жизненная позиция мне очень близки!

- А это правда, что в «Служебном романе» Вы хотели сыграть роль Новосельцева, а не Самохвалова?
- Нет, такого не было, это кто-то выдумал!

- Вы живёте в Санкт-Петербурге уже почти 55 лет. Можно сказать, что Вы стали питерцем, и "Северная Пальмира" Вас признала, как своего, ведь в 2012 году Вам было присвоено высокое звание "Почётный гражданин Санкт-Петербурга»?
- Мне не только присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга». Я хочу похвастаться: я теперь и почётный гражданин города Тбилиси! Что касается Санкт-Петербурга, то я не могу сказать, что этот город стал мне родным. Родной город – это тот, где ты родился и провёл первые годы твоей жизни. Я родился в 1934 году в Москве, а покинул её – в 1956, так что я 22 года прожил в столице, где учился в школе-студии МХАТа, куда я стремился. Там жила наша семья, где находятся могилы моих родных – на Ваганьковском кладбище и возле Донского монастыря, а Петербург стал моим вторым домом, в котором я иногда получаю наслаждение, идя по улицам и наблюдая за тем, как архитектурная музыка сфер ласкает мою душу…

- Станиславский как-то сказал, что «театр начинается с вешалки». А с чего он начинается для Вас, если говорить фигурально?
- Театр в России всегда был вторым университетом, кафедрой и трибуной демократических и либеральных взглядов русской интеллигенции и рядовых людей. Мне кажется, что театр не должен ронять этот флаг борьбы за свободу, за искренность, за порядочность, за честность и служить тем идеалам, которые, может быть, никогда не осуществятся, но, всё-таки, стремиться к ним нужно! Современный театр не имеет чувств и стремится только к развлечению зрителя и больше ни к чему. Развлекать, конечно, можно, но и в этом должно быть нечто такое, о чём можно задуматься или почувствовать…

- Какие из театральных работ Вам дороги?
- Это – совсем разные театральные работы. Одной из ролей, по которой я скучаю, стала роль Андрея Прозорова из «Трёх сестёр» Чехова. Это был великий спектакль Георгия Александровича Товстоногова, а также можно вспомнить ещё один чеховский спектакль «Дядя Ваня», где я играл Ивана Петровича Войницкого. Это тоже – замечательный спектакль с определённым настроением, но есть и противоположные роли, например, Хлестаков в гоголевском «Ревизоре» или «Человек с простым лицом» в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди». Ещё я играл персонажа Джингля из пьесы «Пиквикский клуб». Это – пройдоха, жулик и аферист, чинящий всякие препятствия…

- Кроме репертуарного театра, Вы участвовали и в антрепризных постановках. Как Вы относитесь к антрепризе? За 20 лет в ней произошли какие-то качественные изменения?
- Вы знаете, я был одним из первых, кто начал антрепризное дело. Вначале появился Юрский со спектаклем «Игроки». Это был очень интересный спектакль, где участвовали артисты из разных театров, но почему-то он очень быстро прекратил своё существование. Потом меня пригласил московский режиссёр Леонид Трушкин в свой театр Антона Чехова в спектакль французского драматурга Франсиса Вебера «Ужин с дураком», который идёт при полных аншлагах уже пятнадцатый год! Это – очень смешная комедия по принципу: «Сказка – ложь, но в ней – намёк, добру молодцу – урок!». Я должен сказать, что режиссёры в плане антрепризы делали очень интересные вещи. Тот же Трушкин поставил «Вишнёвый сад» и «Сирано де Бержерак», но антреприза зависит от количества публики и от цен на билеты, и если они будут слишком высоки, то народ просто не пойдёт на спектакль: надо иметь какое-то равновесие и баланс. Я играл в антрепризном спектакле «Цена» по замечательной пьесе Артура Миллера, где были подняты вопросы о совести, о чести и о деньгах, что важнее – финансовый успех или любовь к людям? Этот спектакль мне очень нравился, там прекрасно играл покойный Равикович старого еврея – перекупщика мебели Грегори Соломона, там же роль моего брата Виктора исполнял покойный Валерий Золотухин, а я играл роль Уолтера Франца – человека, многого добившегося в жизни. Надо сказать, что эта – одна из самых моих любимых ролей. Я играл в этом же спектакле и в БДТ, он там тоже шёл в постановке Розы Сирóты, и я испытывал гигантское наслаждение, работая со своими партнёрами – В.Стржельчиком и В.Ковель. Мне эта роль очень близка, хотя, когда пытаются купить мою дружбу, я выгляжу нелепо и глупо. Видимо, современную публику мало интересуют эти проблемы, и чтобы набрать полный зал на этот спектакль, необходимо было продавать билеты в течение двух месяцев! Сейчас этот спектакль, к сожалению, не идёт, а современная антреприза построена на щекотании живота ниже пупка, что безумно нравится публике. Здесь театр предаёт тот идеал, во имя которого он создан и существует! Мы с Вами говорили на данную тему в начале нашего разговора, и это – очень опасная тенденция!

- Дорогой Олег Валерианович, огромное вам спасибо за эту интересную беседу. От имени наших читателей я Вам желаю успехов и новых интересных ролей. Всего Вам доброго!
- Как говорят у вас: „Aufwidersehen“! До свидания!

Беседовал Евгений Кудряц (Санкт-Петербург-Аугсбург)
Фотографии предоставлены администрацией БДТ
Журнал „Neue Zeiten“, сентябрь 2013 года
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 6
Степан1978 (Алсу-орда)   26.09.2014 - 20:11
Сказал несколько слов - и получил тысячу врагов!Сила актерсково слова...Каково? читать далее>>
№ 5
Katrein (Bern)   23.05.2014 - 00:34
А что такое особенное в этом Басилашвили? И не надо делать из него сверх-актера! Обыкновенный, каких тысячи! читать далее>>
№ 4
Эвгений (анапа)   3.02.2014 - 04:13
Запомните раз и навсегда: "Театр начинается с вешалки" сказал не К.С.Станиславский, а М.А.Булгаков! Не в первый раз уже вижу-слышу этот ляп. Как О.В.Басилашвили этот снес-проглотил, удивляюсь!... читать далее>>
№ 3
И.А. (Харьков)   5.10.2013 - 18:57
По-моему, Сдесь - это опечатка, а "извиняюсь" вместо ИЗВИНИТЕ неприятно на слух. Впрочем, к превосходному языку отличного актёра Олега Басилашвили эти мелочи не имеют отношения. читать далее>>
№ 2
Ирина Сафонова (Москва)   4.10.2013 - 11:29
Очень извиняюсь, а где это "сдесь"? Вы изобрели новое слово, или это элементарная безграмотность? Да, и "!" после слова "это" - абсолютно лишний. И очень хотелось бы знать,... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, военный фильм, исторический фильм, триллер
Великобритания, Франция, Чехия, 2016
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2017
военный фильм, драма, мелодрама
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>