Евгения Симонова: «Я всю жизнь отчаянно боролась с амплуа лирической героини!»


интервью


22 марта 2013

Актрису Евгению Симонову публика полюбила с первого взгляда – с небольшой роли в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Затем были «Афоня», «Обыкновенное чудо» и много других фильмов. Но ценители театра знают её и как блистательную театральную актрису, которая уже почти 40 лет служит в труппе легендарного театра имени Маяковского. В этом году Евгения Павловна во второй раз примет участие в программе Дней Российской Культуры в Баден-Бадене, которые пройдут с 25 апреля по 8 мая 2013 года. Накануне фестиваля наш корреспондент побеседовал с этой прославленной актрисой театра и кино.

- Евгения Павловна, вы родились в Ленинграде, но затем оказались в Москве. Когда и почему Вы переехали в столицу СССР?
- Мой отец (Павел Васильевич Симонов, крупный учёный, член-корреспондент АН СССР. Прим автора) – очень известный нейрофизиолог, но в то время, когда мы переезжали из Ленинграда в Москву, он был совсем молодым, и его учитель –ученик Павлова Асратян (Эзрас Асратович Асратян – советский нейрофизиолог, член-корреспондент АН СССР. Прим автора) позвал в Москву, где он создавал институт, который отец затем возглавлял в течение двадцати лет, – Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Поскольку папа был фанатиком, и для него дело всегда стояло на первом месте, то он переехал в Москву. Какое-то время мы жили врозь, после чего мама забрала нас, и мы переехали к отцу (У Евгении Симоновой есть родной брат – Юрий Вяземский – известный учёный и телеведущий. Прим. автора).

- В детстве Вы занимались хореографией. А когда у Вас возникло желание стать актрисой – уже тогда или позже?
- В детстве у меня были мечты, как и у большинства девочек, но весьма абстрактные и неконкретные. Потом это ушло, и я училась в английской школе, а моя мама была замечательным педагогом и всю жизнь преподавала английский язык в языковом вузе, поэтому я хотела пойти по её стопам и в десятом классе я очень серьёзно готовилась к поступлению в педагогический институт на филфак.

- А почему Вы передумали?
- У моего отца были научные темы, которые часто носили пограничный характер, а в то время он занимался психологией творчества, и его пригласили прочитать цикл лекций в Школу-студию МХАТ. Мой папа обладал очень ярко выраженными актёрскими способностями (он вообще был весьма талантливым человеком), и я чрезвычайно любила его публичные лекции, которые всегда были немного спектаклями, а когда он приходил домой, то рассказывал о Школе-студии МХАТ и о том, как присутствовал на экзаменах. Это было так живо и интересно, и мне вдруг открылся незнакомый мир, что я решила попытаться поступать в театральный институт. В наше время (сорок лет назад) экзамены в театральные вузы проходили в июне-июле, а в «серьёзные» институты – в августе, поэтому я попробовала и поступила!

- Обычно абитуриенты подают документы во все театральные вузы. Почему Вы выбрали именно Щукинское училище?
- Я выбрала Щукинское училище, т.к. ни во МХАТ, ни в Щепкинское училище меня не взяли, причём очень категорично, подписав мне определённый «приговор», но педагоги Щукинского училища что-то во мне разглядели…

- Вашим педагогом в «Щуке» был известный артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев, воспитавший целую плеяду талантливых артистов. Насколько Вам сложно было учиться в театральном институте?
- Вы знаете, мне было очень трудно, потому что у меня абсолютно отсутствовал какой-то театральный опыт: я никогда не занималась в самодеятельности, ни в каких студиях или в школьных театрах. Моё движение на поступление явилось достаточно неосознанным и спонтанным, а лишь потом пришло осознание того, что я пошла в правильную сторону. У меня даже после окончания училища возникали такие периоды, когда я сомневалась в том, что сделала правильный выбор, так что учиться мне было очень трудно, особенно в первое время. Если бы ни Катин-Ярцев, то любой другой (не такой прозорливый) педагог меня просто бы отчислил. Я дико стеснялась и не могла выйти и сделать элементарный этюд, но я не стеснялась петь – я немного по-дилетантски играла на гитаре и пела разные песни, в том числе, и английские. Все делали упражнения, а Катин-Ярцев меня вызывал и говорил: «А теперь Женя нам попоёт!». И как-то постепенно я освободилась от зажима, и мне стало легче…

- В советское время за каждым актёром или актрисой закреплялось определенное амплуа. У вас было амплуа лирической героини?
- Да!

- Вот видите, я угадал…
- Я с этим амплуа всю жизнь отчаянно боролась, даже ещё в училище я как-то пыталась это сделать. Я помню однажды у нас был показ, когда мы самостоятельно выбрали отрывок, который сами захотели. Моим партнёром, к сожалению рано ушедшим и трагически погибшим, был Стас Жданько. Мы выбрали отрывок не очень известного писателя начала XX-го века Гаршина. Это был страшный рассказ, где я играла проститутку. Я отчаянно старалась её играть, и даже наш ректор училища Борис Захава – известный артист, сыгравший в своё время у Сергея Бондарчука роль Кутузова – долго терпел и смотрел на мои «подвиги», когда я изображала падшую женщину со всеми вытекающими, как мне казалось, манерами и жестами, но потом сказал: «Женя, я больше не могу! Занавес!». Дали занавес, я полтора часа рыдала в аудитории, потом ко мне подошёл Борис Евгеньевич и сказал: «Я не мог на это смотреть, я понимаю, что ты себя пробуешь в разных образах, но делай это не так резко!». После первого курса я начала сниматься в фильме «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, а после второго курса снялась в «Афоне» у Георгия Данелии, и вот это «клеймо» чистой невинной девушки – «ходячей добродетели» – принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Я получала колоссальное количество писем, и меня стали узнавать на улице, т.к. мои незатейливые «девочки» как-то проникали людям в душу. С одной стороны, я бесконечно благодарна Леониду Быкову и Георгию Данелии, но, с другой стороны, это стало некой «рамкой», в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!

- Мы ещё с Вами вернёмся к теме кино, а теперь немного поговорим о театре. Вы служите в театре имени Маяковского с 1976 года – почти сорок лет. Там не так давно состоялась премьера спектакля «Август: графство Осейдж». Меня очень заинтриговал его жанр – семейная история в 3D…
- Это – очень известная пьеса, её автор – Трейси Леттс, который за неё получил Пулитцеровскую премию, и эта пьеса идёт по всему миру, а сейчас в Голливуде снимают фильм, где роль, которую играю я, будет играть Мэрил Стрип, так что нам остался всего год доиграть свою историю, а потом Мэрил Стрип всех нас «заткнёт за пояс», и нам придётся «самораспуститься» (Улыбается). А если без шуток, это – очень лихо написанная семейная история, действие которой происходит в одном доме. И когда возник вопрос о том, как решать оформление этого дома, имеющего важное значение (там некогда жила большая семья, где все старались любить друг друга, но потом оттуда все убежали, а один герой – муж моей героини, уходя из этого дома, закончил жизнь самоубийством), то два замечательных латышских художника (Инета Сипунова и Индулис Гайланс. Прим. автора) придумали эту проекцию. Декорация представляет собой глухую картонную стену, а на авансцене находится стол, кресло и диван. Всё остальное –внутри дома: спальня, кабинет, гостиная, каминный зал, ванная и туалет, кухня – выполнено в проекции и это всё трансформируется. Моя героиня – наркоманка, которая в своё время не вынесла жизненных испытаний, связанных с её личной жизнью, и начала сначала принимать антидепрессанты, потом – транквилизаторы и превратилась в классическую и тяжёлую наркоманку. В момент её какого-то бреда дом начинает разваливаться на части, а когда внучка героини курит «травку», то с домом тоже происходят разные интересные моменты. В финале, когда героиня остаётся одна, все двери перед ней закрываются. Дом живёт своей жизнью, он – действующее лицо, что очень украшает спектакль, который поставили два режиссёра – Гиртс Эцис и наш художественный руководитель Миндаугас Карбаускис, помогавший закончить эту работу.

- Кроме спектаклей театра имени Маяковского Вы ещё участвовали и в антрепризных постановках, в частности, в «Анне Карениной» (Театральное Агентство «Богис»). Это, как я понимаю, был моноспектакль?
- Да, это был очень интересный эксперимент кинорежиссёра Андрея Эшпая, который известен своими фильмами «Дети Арбата», «Многоточие», «Иван Грозный», «Униженные и оскорблённые» – картина с Никитой Михалковым и Настасьей Кински, побывавшая на многих кинофестивалях. Он взял роман Толстого «Анна Каренина» и выбрал все внутренние монологи Анны – то, что, как правило, в инсценировках и в экранизациях остаётся «за кадром», потому что это – внутренний мир героини, и всё, что происходит в ней и с ней, когда губы сжаты, и человек мыслит. Андрей взял и «разжал» эти уста, и получился такой монолог – исповедь, как „De Profundis“ („De Profundis – письмо-исповедь Оскара Уайльда, обращённое к лорду Альфреду Дугласу, содержащее 50 тысяч слов. Прим. автора). Причём он выстроился в хронологическом порядке, и Андрей сделал очень интересную инсценировку: в этих монологах очень много Толстого, это – история семейной и личной драмы, что, безусловно, есть в романе «Анна Каренина», и безумно привлекательно, но, вместе с тем, открывается и дополнительный, очень философский смысл. Художник спектакля – Сергей Якунин, который является «затворником» и обычно не работает в театре, придумал и сделал очень условную, но очень красивую декорацию – у нас был такой центральный движущийся круг. И вообще это был спектакль одной актрисы и двух монтировщиков, которые сидели за этим кругом, двигали его, и круг жил своей жизнью и трансформировался: центральная часть превращалась то в собор, то в коляску и т.д., а в финале она превращалась в центрифугу. И был очень красивый финал, когда я говорила: «Вот оно – это железо, вот – о чём говорил этот мужик в моих кошмарах!» и я вставала, как в знаменитой картине Леонардо да Винчи («Витрувианский человек» – рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи. На нём изображена фигура обнажённого мужчины, вписанная в окружность. Прим. автора), в центре, и конструкция начинала двигаться вокруг, а потом я крутилась в центрифуге, и в определённый момент меня закрывала занавеска, и когда она уходила, то меня внутри уже не было, а купол всей этой конструкции открывался, и было такое ощущение, что Анна уходила не вниз, а её душа улетала вверх.

- И сколько просуществовал этот спектакль?
- Этот спектакль мы играли, к сожалению, недолго: в течение четырёх лет. Несмотря на то, что это была антреприза, спектакль «Анна Каренина» требовал большой сцены, поэтому каждый раз требовались серьёзные финансовые вложения, и мы с этим не справились, т.к. всё происходило в 90-е годы. Он был очень тяжёлый в физическом плане, я тогда была в своих ранних 40-х годах, поэтому я не смогла бы его долго играть…

- Теперь мы, как я и обещал, возвращаемся к теме «Кино». Вы уже сегодня назвали несколько фильмов с Вашим участием, сюда можно было добавить и «Обыкновенное чудо», где Вы сыграли роль принцессы. В Вашей фильмографии около 70-ти работ, а у Вас есть любимые роли в кино, которые Вы бы могли отметить?
- В моей жизни так получилось, что широкая масса зрителей помнит меня по ранним картинам, т.к. я рано начала и, в общем-то, рано закончила активно сниматься. Когда мне исполнилось 30 лет, и, казалось бы, уже появился какой-то опыт – человеческий, актёрский, но ещё не наступила старость, то в это время я очень много работала в театре, но в кино уже начался спад. Это были 90-е годы, когда всё обрушилось, и я не «вписалась» в новый контекст хотя, честно говоря, не очень-то и стремилась к этому, я снималась, но совсем немного. Если же назвать мои любимые работы, то я хочу вспомнить фильм литовского режиссёра Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека» по Чехову, который не имел всенародной любви, но был для меня очень серьёзным и значимым и побывавшим на кинофестивале в Венеции. В этом фильме снимались Александр Кайдановский, Георгий Тараторкин, Людмила Зайцева. Ещё я могу назвать фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», с которым я объездила весь мир, где я играла вторую жену Фёдора Михайловича – Анну Григорьевну Сниткину (режиссёр – Александр Зархи. Прим.автора). А потом был этот перерыв и достаточно бесславное существование, хотя я и играла в некоторых фильмах, но вспоминать о них не имеет смысла, после чего, благодаря Андрею Эшпаю, произошло некое возвращение, когда я появилась в многосерийном фильме «Дети Арбата» – уже седая и сильно повзрослевшая. Но я бесконечно люблю эту роль, а картина имела сумасшедший успех, хотя, к сожалению, её показали всего один раз по Первому каналу. А потом был фильм-подарок, который Андрей мне сделал на 50-летие – «Многоточие». Мы с этим фильмом тоже очень много ездили, но прокат картины был ограничен, потому что не было денег на рекламу, хотя я уверена, что он бы нашёл своего зрителя! Это – мелодрама, где есть абсолютно доступные человеческие вещи, а потом Эшпай снял совершенно арт-хаусную и изумительную картину «Событие» по пьесе Владимира Набокова, мы с ней объездили «Дни российского кино» по всему миру, а на Московском международном кинофестивале он получил приз в конкурсе «Перспектива». Я там играю такую харáктерную роль писательницы-графоманки – матери героини, которую блистательно играет Чулпан Хаматова.

- Поэт Юрий Левитанский как-то написал: «Жизнь моя кинематограф – чёрно-белое кино». В вашей жизни случались ситуации, похожие на сюжеты фильмов?
- Вы знаете, поскольку я – актриса, то у меня избирательное внимание: я в жизни фиксирую характеры каких-то людей, то, как они говорят, обращаю внимание на характерные жесты. Эти вещи я делаю иногда почти подсознательно, но если бы я была сценаристом, то меня больше увлекали бы жизненные коллизии, и я это бы запоминала, но должна сказать, что, конечно, жизнь настолько богата всякими неожиданностями, что лучше бы она была чуть победнее. Сюжеты, о которых ты слышишь с разных сторон, поистине бывают намного богаче, чем драматургия в кино. В жизни действительно встречаются такие необыкновенные сюжеты, которые очень похожи на сценарии фильмов!

- Вы уже несколько раз упоминали имя режиссёра Андрея Эшпая, и мы можем раскрыть все карты и сказать, что он является Вашим мужем. У Вас две дочери: старшая Зоя Кайдановская – тоже актриса и так же, как и Вы, работает в театре имени Маяковского, а о младшей – Маше практически ничего неизвестно. Чем она занимается?
- Мария Эшпай закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано, а сейчас учится в аспирантуре в Дании, в музыкальной академии (город Орхус) у профессора Аннэ Оланд.

- Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от прошлогоднего фестиваля русской культуры в Баден-Бадене…
- При очень разнообразной программе меня поразило количество людей и тот большой интерес, который публика проявила к этому фестивалю, проходившему в первый раз. Все залы были практически заполнены, прежде всего, представителями русской диаспоры, но среди зрителей присутствовало и большое количество коренного населения Германии. Они собирались и на музыкальные вечера, и на фильмы, которые шли с немецкими субтитрами. Мне кажется, что бы не происходило в нашей стране, какой бы не был строй, какими бы не были отношения между странами, а ситуации – сложными и неоднозначными, но интерес к русскому искусству всегда был неизменным. Иногда волна поднималась чуть активнее, иногда – чуть меньше, однако это – наше национальное богатство, которое проходит особой – красной строкой через нашу историю, потому что культурная жизнь в России кипит, бурлит, и то, что организаторы фестиваля берут на себя этот труд – тяжёлый, но очень благородный и стараются познакомить Германию с тем, что происходит в России – просто замечательно! Понятно, когда приезжает на гастроли театр и играет спектакль или приезжает симфонический оркестр – это тоже привычно, а здесь – фестиваль, где есть настолько разные формы – оперное искусство, и драматическое, и симфоническое, и фильмы, и выставки художников, а у людей есть возможность выбрать на свой вкус, куда пойти. И я уверена, куда бы они не пошли, они получат удовольствие, потому что все, кто постарается приехать на фестиваль в этом году, имеют знак высокого качества. Всё будет интересно, ярко, необычно и разнообразно!

- В этом году мероприятия пройдут не только в Баден-Бадене, но и в других городах Германии – Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Мангейме и т.д. А в чём будет заключаться Ваше участие? Это будет творческая встреча со зрителями?
- В прошлом году мы привозили фильм, который шёл с субтитрами, а в этот раз я ещё не могу окончательно сказать, привезём ли мы другой фильм, который ещё не показывался в Германии, – этот вопрос решается, но встречи со зрителями действительно будут. Конечно, с русскоязычной публикой, потому что актёры, в отличие от музыкантов или артистов балета, в этом плане имеют ограничения. У меня есть определённая программа, которую я собираюсь вынести на суд зрителей.

- Что Вы можете пожелать себе и нашим читателям?
- Я бы хотела, прежде всего, пожелать всем благополучия, здоровья, чтобы были силы и возможности жить интересно и разнообразно! Жизнь коротка, и в ней происходит очень много интересного. Я всю жизнь занимаюсь театром, снимаюсь в кино, но театр – это моё основное место деятельности. Я безумно люблю музыку, книги, живопись, и для меня любая встреча, когда я иду на спектакль или на концерт, – уникальная «зарядка» жизненной энергии, это то, что делает нашу жизнь богаче, содержательнее, поэтому я желаю всем, чтобы у них были бы эти возможности, прежде всего, физические, но и экономические тоже, т.к. часто посещение спектаклей требует определённых финансовых вложений, чтобы люди, несмотря на жизненные проблемы, могли найти возможность куда-нибудь пойти, что сразу прибавляет сил, – я в этом абсолютно уверена, и хочется, конечно, чтобы побольше людей думали так же, как и я!

- Большое Вам спасибо за эту интересную беседу! Я Вам желаю новых интересных работ в театре и в кино!
- Спасибо и Вам, Евгений!

Беседовал Евгений Кудряц
опубликовано в двух частях в журналах Германии „Neue Zeiten“ и «Немецко-русский курьер»



Интервью сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия интервью: //www.kino-teatr.ru/teatr/person/301/