Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Евгения Симонова: «Я всю жизнь отчаянно боролась с амплуа лирической героини!»

интервью >>

Актрису Евгению Симонову публика полюбила с первого взгляда – с небольшой роли в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Затем были «Афоня», «Обыкновенное чудо» и много других фильмов. Но ценители театра знают её и как блистательную театральную актрису, которая уже почти 40 лет служит в труппе легендарного театра имени Маяковского. В этом году Евгения Павловна во второй раз примет участие в программе Дней Российской Культуры в Баден-Бадене, которые пройдут с 25 апреля по 8 мая 2013 года. Накануне фестиваля наш корреспондент побеседовал с этой прославленной актрисой театра и кино.

- Евгения Павловна, вы родились в Ленинграде, но затем оказались в Москве. Когда и почему Вы переехали в столицу СССР?
- Мой отец (Павел Васильевич Симонов, крупный учёный, член-корреспондент АН СССР. Прим автора) – очень известный нейрофизиолог, но в то время, когда мы переезжали из Ленинграда в Москву, он был совсем молодым, и его учитель –ученик Павлова Асратян (Эзрас Асратович Асратян – советский нейрофизиолог, член-корреспондент АН СССР. Прим автора) позвал в Москву, где он создавал институт, который отец затем возглавлял в течение двадцати лет, – Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Поскольку папа был фанатиком, и для него дело всегда стояло на первом месте, то он переехал в Москву. Какое-то время мы жили врозь, после чего мама забрала нас, и мы переехали к отцу (У Евгении Симоновой есть родной брат – Юрий Вяземский – известный учёный и телеведущий. Прим. автора).

- В детстве Вы занимались хореографией. А когда у Вас возникло желание стать актрисой – уже тогда или позже?
- В детстве у меня были мечты, как и у большинства девочек, но весьма абстрактные и неконкретные. Потом это ушло, и я училась в английской школе, а моя мама была замечательным педагогом и всю жизнь преподавала английский язык в языковом вузе, поэтому я хотела пойти по её стопам и в десятом классе я очень серьёзно готовилась к поступлению в педагогический институт на филфак.

- А почему Вы передумали?
- У моего отца были научные темы, которые часто носили пограничный характер, а в то время он занимался психологией творчества, и его пригласили прочитать цикл лекций в Школу-студию МХАТ. Мой папа обладал очень ярко выраженными актёрскими способностями (он вообще был весьма талантливым человеком), и я чрезвычайно любила его публичные лекции, которые всегда были немного спектаклями, а когда он приходил домой, то рассказывал о Школе-студии МХАТ и о том, как присутствовал на экзаменах. Это было так живо и интересно, и мне вдруг открылся незнакомый мир, что я решила попытаться поступать в театральный институт. В наше время (сорок лет назад) экзамены в театральные вузы проходили в июне-июле, а в «серьёзные» институты – в августе, поэтому я попробовала и поступила!

- Обычно абитуриенты подают документы во все театральные вузы. Почему Вы выбрали именно Щукинское училище?
- Я выбрала Щукинское училище, т.к. ни во МХАТ, ни в Щепкинское училище меня не взяли, причём очень категорично, подписав мне определённый «приговор», но педагоги Щукинского училища что-то во мне разглядели…

- Вашим педагогом в «Щуке» был известный артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев, воспитавший целую плеяду талантливых артистов. Насколько Вам сложно было учиться в театральном институте?
- Вы знаете, мне было очень трудно, потому что у меня абсолютно отсутствовал какой-то театральный опыт: я никогда не занималась в самодеятельности, ни в каких студиях или в школьных театрах. Моё движение на поступление явилось достаточно неосознанным и спонтанным, а лишь потом пришло осознание того, что я пошла в правильную сторону. У меня даже после окончания училища возникали такие периоды, когда я сомневалась в том, что сделала правильный выбор, так что учиться мне было очень трудно, особенно в первое время. Если бы ни Катин-Ярцев, то любой другой (не такой прозорливый) педагог меня просто бы отчислил. Я дико стеснялась и не могла выйти и сделать элементарный этюд, но я не стеснялась петь – я немного по-дилетантски играла на гитаре и пела разные песни, в том числе, и английские. Все делали упражнения, а Катин-Ярцев меня вызывал и говорил: «А теперь Женя нам попоёт!». И как-то постепенно я освободилась от зажима, и мне стало легче…

- В советское время за каждым актёром или актрисой закреплялось определенное амплуа. У вас было амплуа лирической героини?
- Да!

- Вот видите, я угадал…
- Я с этим амплуа всю жизнь отчаянно боролась, даже ещё в училище я как-то пыталась это сделать. Я помню однажды у нас был показ, когда мы самостоятельно выбрали отрывок, который сами захотели. Моим партнёром, к сожалению рано ушедшим и трагически погибшим, был Стас Жданько. Мы выбрали отрывок не очень известного писателя начала XX-го века Гаршина. Это был страшный рассказ, где я играла проститутку. Я отчаянно старалась её играть, и даже наш ректор училища Борис Захава – известный артист, сыгравший в своё время у Сергея Бондарчука роль Кутузова – долго терпел и смотрел на мои «подвиги», когда я изображала падшую женщину со всеми вытекающими, как мне казалось, манерами и жестами, но потом сказал: «Женя, я больше не могу! Занавес!». Дали занавес, я полтора часа рыдала в аудитории, потом ко мне подошёл Борис Евгеньевич и сказал: «Я не мог на это смотреть, я понимаю, что ты себя пробуешь в разных образах, но делай это не так резко!». После первого курса я начала сниматься в фильме «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, а после второго курса снялась в «Афоне» у Георгия Данелии, и вот это «клеймо» чистой невинной девушки – «ходячей добродетели» – принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Я получала колоссальное количество писем, и меня стали узнавать на улице, т.к. мои незатейливые «девочки» как-то проникали людям в душу. С одной стороны, я бесконечно благодарна Леониду Быкову и Георгию Данелии, но, с другой стороны, это стало некой «рамкой», в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!

- Мы ещё с Вами вернёмся к теме кино, а теперь немного поговорим о театре. Вы служите в театре имени Маяковского с 1976 года – почти сорок лет. Там не так давно состоялась премьера спектакля «Август: графство Осейдж». Меня очень заинтриговал его жанр – семейная история в 3D…
- Это – очень известная пьеса, её автор – Трейси Леттс, который за неё получил Пулитцеровскую премию, и эта пьеса идёт по всему миру, а сейчас в Голливуде снимают фильм, где роль, которую играю я, будет играть Мэрил Стрип, так что нам остался всего год доиграть свою историю, а потом Мэрил Стрип всех нас «заткнёт за пояс», и нам придётся «самораспуститься» (Улыбается). А если без шуток, это – очень лихо написанная семейная история, действие которой происходит в одном доме. И когда возник вопрос о том, как решать оформление этого дома, имеющего важное значение (там некогда жила большая семья, где все старались любить друг друга, но потом оттуда все убежали, а один герой – муж моей героини, уходя из этого дома, закончил жизнь самоубийством), то два замечательных латышских художника (Инета Сипунова и Индулис Гайланс. Прим. автора) придумали эту проекцию. Декорация представляет собой глухую картонную стену, а на авансцене находится стол, кресло и диван. Всё остальное –внутри дома: спальня, кабинет, гостиная, каминный зал, ванная и туалет, кухня – выполнено в проекции и это всё трансформируется. Моя героиня – наркоманка, которая в своё время не вынесла жизненных испытаний, связанных с её личной жизнью, и начала сначала принимать антидепрессанты, потом – транквилизаторы и превратилась в классическую и тяжёлую наркоманку. В момент её какого-то бреда дом начинает разваливаться на части, а когда внучка героини курит «травку», то с домом тоже происходят разные интересные моменты. В финале, когда героиня остаётся одна, все двери перед ней закрываются. Дом живёт своей жизнью, он – действующее лицо, что очень украшает спектакль, который поставили два режиссёра – Гиртс Эцис и наш художественный руководитель Миндаугас Карбаускис, помогавший закончить эту работу.

- Кроме спектаклей театра имени Маяковского Вы ещё участвовали и в антрепризных постановках, в частности, в «Анне Карениной» (Театральное Агентство «Богис»). Это, как я понимаю, был моноспектакль?
- Да, это был очень интересный эксперимент кинорежиссёра Андрея Эшпая, который известен своими фильмами «Дети Арбата», «Многоточие», «Иван Грозный», «Униженные и оскорблённые» – картина с Никитой Михалковым и Настасьей Кински, побывавшая на многих кинофестивалях. Он взял роман Толстого «Анна Каренина» и выбрал все внутренние монологи Анны – то, что, как правило, в инсценировках и в экранизациях остаётся «за кадром», потому что это – внутренний мир героини, и всё, что происходит в ней и с ней, когда губы сжаты, и человек мыслит. Андрей взял и «разжал» эти уста, и получился такой монолог – исповедь, как „De Profundis“ („De Profundis – письмо-исповедь Оскара Уайльда, обращённое к лорду Альфреду Дугласу, содержащее 50 тысяч слов. Прим. автора). Причём он выстроился в хронологическом порядке, и Андрей сделал очень интересную инсценировку: в этих монологах очень много Толстого, это – история семейной и личной драмы, что, безусловно, есть в романе «Анна Каренина», и безумно привлекательно, но, вместе с тем, открывается и дополнительный, очень философский смысл. Художник спектакля – Сергей Якунин, который является «затворником» и обычно не работает в театре, придумал и сделал очень условную, но очень красивую декорацию – у нас был такой центральный движущийся круг. И вообще это был спектакль одной актрисы и двух монтировщиков, которые сидели за этим кругом, двигали его, и круг жил своей жизнью и трансформировался: центральная часть превращалась то в собор, то в коляску и т.д., а в финале она превращалась в центрифугу. И был очень красивый финал, когда я говорила: «Вот оно – это железо, вот – о чём говорил этот мужик в моих кошмарах!» и я вставала, как в знаменитой картине Леонардо да Винчи («Витрувианский человек» – рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи. На нём изображена фигура обнажённого мужчины, вписанная в окружность. Прим. автора), в центре, и конструкция начинала двигаться вокруг, а потом я крутилась в центрифуге, и в определённый момент меня закрывала занавеска, и когда она уходила, то меня внутри уже не было, а купол всей этой конструкции открывался, и было такое ощущение, что Анна уходила не вниз, а её душа улетала вверх.

- И сколько просуществовал этот спектакль?
- Этот спектакль мы играли, к сожалению, недолго: в течение четырёх лет. Несмотря на то, что это была антреприза, спектакль «Анна Каренина» требовал большой сцены, поэтому каждый раз требовались серьёзные финансовые вложения, и мы с этим не справились, т.к. всё происходило в 90-е годы. Он был очень тяжёлый в физическом плане, я тогда была в своих ранних 40-х годах, поэтому я не смогла бы его долго играть…

- Теперь мы, как я и обещал, возвращаемся к теме «Кино». Вы уже сегодня назвали несколько фильмов с Вашим участием, сюда можно было добавить и «Обыкновенное чудо», где Вы сыграли роль принцессы. В Вашей фильмографии около 70-ти работ, а у Вас есть любимые роли в кино, которые Вы бы могли отметить?
- В моей жизни так получилось, что широкая масса зрителей помнит меня по ранним картинам, т.к. я рано начала и, в общем-то, рано закончила активно сниматься. Когда мне исполнилось 30 лет, и, казалось бы, уже появился какой-то опыт – человеческий, актёрский, но ещё не наступила старость, то в это время я очень много работала в театре, но в кино уже начался спад. Это были 90-е годы, когда всё обрушилось, и я не «вписалась» в новый контекст хотя, честно говоря, не очень-то и стремилась к этому, я снималась, но совсем немного. Если же назвать мои любимые работы, то я хочу вспомнить фильм литовского режиссёра Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека» по Чехову, который не имел всенародной любви, но был для меня очень серьёзным и значимым и побывавшим на кинофестивале в Венеции. В этом фильме снимались Александр Кайдановский, Георгий Тараторкин, Людмила Зайцева. Ещё я могу назвать фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», с которым я объездила весь мир, где я играла вторую жену Фёдора Михайловича – Анну Григорьевну Сниткину (режиссёр – Александр Зархи. Прим.автора). А потом был этот перерыв и достаточно бесславное существование, хотя я и играла в некоторых фильмах, но вспоминать о них не имеет смысла, после чего, благодаря Андрею Эшпаю, произошло некое возвращение, когда я появилась в многосерийном фильме «Дети Арбата» – уже седая и сильно повзрослевшая. Но я бесконечно люблю эту роль, а картина имела сумасшедший успех, хотя, к сожалению, её показали всего один раз по Первому каналу. А потом был фильм-подарок, который Андрей мне сделал на 50-летие – «Многоточие». Мы с этим фильмом тоже очень много ездили, но прокат картины был ограничен, потому что не было денег на рекламу, хотя я уверена, что он бы нашёл своего зрителя! Это – мелодрама, где есть абсолютно доступные человеческие вещи, а потом Эшпай снял совершенно арт-хаусную и изумительную картину «Событие» по пьесе Владимира Набокова, мы с ней объездили «Дни российского кино» по всему миру, а на Московском международном кинофестивале он получил приз в конкурсе «Перспектива». Я там играю такую харáктерную роль писательницы-графоманки – матери героини, которую блистательно играет Чулпан Хаматова.

- Поэт Юрий Левитанский как-то написал: «Жизнь моя кинематограф – чёрно-белое кино». В вашей жизни случались ситуации, похожие на сюжеты фильмов?
- Вы знаете, поскольку я – актриса, то у меня избирательное внимание: я в жизни фиксирую характеры каких-то людей, то, как они говорят, обращаю внимание на характерные жесты. Эти вещи я делаю иногда почти подсознательно, но если бы я была сценаристом, то меня больше увлекали бы жизненные коллизии, и я это бы запоминала, но должна сказать, что, конечно, жизнь настолько богата всякими неожиданностями, что лучше бы она была чуть победнее. Сюжеты, о которых ты слышишь с разных сторон, поистине бывают намного богаче, чем драматургия в кино. В жизни действительно встречаются такие необыкновенные сюжеты, которые очень похожи на сценарии фильмов!

- Вы уже несколько раз упоминали имя режиссёра Андрея Эшпая, и мы можем раскрыть все карты и сказать, что он является Вашим мужем. У Вас две дочери: старшая Зоя Кайдановская – тоже актриса и так же, как и Вы, работает в театре имени Маяковского, а о младшей – Маше практически ничего неизвестно. Чем она занимается?
- Мария Эшпай закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано, а сейчас учится в аспирантуре в Дании, в музыкальной академии (город Орхус) у профессора Аннэ Оланд.

- Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от прошлогоднего фестиваля русской культуры в Баден-Бадене…
- При очень разнообразной программе меня поразило количество людей и тот большой интерес, который публика проявила к этому фестивалю, проходившему в первый раз. Все залы были практически заполнены, прежде всего, представителями русской диаспоры, но среди зрителей присутствовало и большое количество коренного населения Германии. Они собирались и на музыкальные вечера, и на фильмы, которые шли с немецкими субтитрами. Мне кажется, что бы не происходило в нашей стране, какой бы не был строй, какими бы не были отношения между странами, а ситуации – сложными и неоднозначными, но интерес к русскому искусству всегда был неизменным. Иногда волна поднималась чуть активнее, иногда – чуть меньше, однако это – наше национальное богатство, которое проходит особой – красной строкой через нашу историю, потому что культурная жизнь в России кипит, бурлит, и то, что организаторы фестиваля берут на себя этот труд – тяжёлый, но очень благородный и стараются познакомить Германию с тем, что происходит в России – просто замечательно! Понятно, когда приезжает на гастроли театр и играет спектакль или приезжает симфонический оркестр – это тоже привычно, а здесь – фестиваль, где есть настолько разные формы – оперное искусство, и драматическое, и симфоническое, и фильмы, и выставки художников, а у людей есть возможность выбрать на свой вкус, куда пойти. И я уверена, куда бы они не пошли, они получат удовольствие, потому что все, кто постарается приехать на фестиваль в этом году, имеют знак высокого качества. Всё будет интересно, ярко, необычно и разнообразно!

- В этом году мероприятия пройдут не только в Баден-Бадене, но и в других городах Германии – Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Мангейме и т.д. А в чём будет заключаться Ваше участие? Это будет творческая встреча со зрителями?
- В прошлом году мы привозили фильм, который шёл с субтитрами, а в этот раз я ещё не могу окончательно сказать, привезём ли мы другой фильм, который ещё не показывался в Германии, – этот вопрос решается, но встречи со зрителями действительно будут. Конечно, с русскоязычной публикой, потому что актёры, в отличие от музыкантов или артистов балета, в этом плане имеют ограничения. У меня есть определённая программа, которую я собираюсь вынести на суд зрителей.

- Что Вы можете пожелать себе и нашим читателям?
- Я бы хотела, прежде всего, пожелать всем благополучия, здоровья, чтобы были силы и возможности жить интересно и разнообразно! Жизнь коротка, и в ней происходит очень много интересного. Я всю жизнь занимаюсь театром, снимаюсь в кино, но театр – это моё основное место деятельности. Я безумно люблю музыку, книги, живопись, и для меня любая встреча, когда я иду на спектакль или на концерт, – уникальная «зарядка» жизненной энергии, это то, что делает нашу жизнь богаче, содержательнее, поэтому я желаю всем, чтобы у них были бы эти возможности, прежде всего, физические, но и экономические тоже, т.к. часто посещение спектаклей требует определённых финансовых вложений, чтобы люди, несмотря на жизненные проблемы, могли найти возможность куда-нибудь пойти, что сразу прибавляет сил, – я в этом абсолютно уверена, и хочется, конечно, чтобы побольше людей думали так же, как и я!

- Большое Вам спасибо за эту интересную беседу! Я Вам желаю новых интересных работ в театре и в кино!
- Спасибо и Вам, Евгений!

Беседовал Евгений Кудряц
опубликовано в двух частях в журналах Германии „Neue Zeiten“ и «Немецко-русский курьер»
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 5
Erna (Moscow)   16.08.2014 - 14:53
Не только прекрасная актриса, но и содержательный человек, ее всегда интересно слушать и читать. читать далее>>
№ 4
хева (ленинград)   29.08.2013 - 12:47
Из раннего что-нибудь... Вы драчливый мальчишка, это ваше амплуа. Где вы вообще увидели лирику. Романтику , да , но лирики я лично не наблюдаю. читать далее>>
№ 3
Игорь Хор (Харьков)   2.04.2013 - 12:29
Прекрасная актриса и красивая женщина! Всех благ желаю Евгении! И интересных ролей! читать далее>>
№ 2
Heleg (Россия)   24.03.2013 - 09:46
Прекраснейшая актриса, звезда советской сцены и кино. Здоровья ей, удач и житейских радостей. читать далее>>
№ 1
lela (Уфа)   22.03.2013 - 16:13
Я помню актрису совсем молодой, когда только вышли "Афоня" и "Пропавшая экспедиция". "Афоню" смотрела в кинотеатре, сбежав с уроков, а "Пропавшую экспедицию" -... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, комедия
Великобритания, 2017
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2017
мелодрама, эротика
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>