Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Премьера «Горе уму» в ГосТИМе.

Театральная хроника >>

ГосТИМ показал премьеру «Горе уму» 12 марта 1928 года.
Чацкого играл Гарин, Фамусова - Ильинский, Софью - З.Райх, Молчалина - М.Г.Мухин, Загорецкого - В.Ф.Зайчиков, Репетилова - Н.В.Сибиряков. Остальные роли ко дню премьеры были закреплены за следующими актерами: Наталья Дмитриевна – Н.А.Ермолаева, Платон Михайлович – М.А. Чикци, Тугоуховский - М.А.Маслацов, Тугоуховская – Твердынская, графиня-бабушка- Е.Б.Бенгис, графиня-внучка - Субботина, Петрушка - А.К.Глеков.

Премьера ожидалась с нетерпением. После «Доходного места» и «Леса» Островского и гоголевского «Ревизора» еще один шедевр классической русской драматургии на сцене театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. Ей, как всегда, предшествовали многочисленные интервью с постановщиком, редактором музыкального сопровождении композитором Б. В. Асафьевым и художниками В. А. Шостаковым (конструкция) и Н. П. Ульяновым (костюмы). Они состояли из общих фраз и ничего не проясняли. Зато распределение ролей интриговало и настораживало.
Спектакль вызвал обычный шум и столкновение мнений в печати, на диспутах, в коридорах и курилках театра и антрактах. Отзывы отрицательные на этот раз преобладали{}.
Дружное неприятие премьеры 1928 года критикой помимо прочего объяснялось также простым, но роковым для успеха спектакля фактом — он был выпущен сырым и недоработанным{}.
Случилось так, что «конструктивное» (как говорили тогда) оформление спектакля, при влекательное в эскизах и чертежах, произвело на самих создателей спектакля противоположное впечатление, будучи сооружено на сцене. {} В конструкции не было образа фамусовского дома, по своей фактуре она никак не связывалась с эпохой, она была громоздкой и неудобной для мизансцен уже поставленного в условных выгородках спектакля.{} Это было несчастьем премьеры, просчетом режиссуры, и Мейерхольд среди «своих» признал это тотчас же, а впоследствии и прямо говорил об этом публично.{}
«Горе уму» (в первой режиссерской редакции) прошло за два с половиной года более семидесяти раз, что вовсе не мало. Провалившиеся спектакли обычно столько представлений не выдерживают. Потом спектакль сошел со сцены, но не по причине отсутствия интереса к нему у зрителей, а потому, что из ГосТИМа ушел исполнитель роли Чацкого Э. П. Гарин, а также, вероятно, и потому, что в те годы у театра не было своего постоянного помещения, он кочевал по клубам и часто играл на маленьких сценах, где разместить гигантскую конструкцию «Горе уму» было просто невозможно.

Из книги Эраста Гарина «С Мейерхольдом», Издательство «Искусство», 1974 год.
Подписаться на рассылку новостей
театры
"Представление трагедии Александра Пушкина "Моцарт и Сальери" на убогих подмостках конца XX столетия"

"Представление трагедии Александра Пушкина "Моцарт и Сальери" на убогих подмостках конца XX столетия"

3 апреля в Московском доме музыки - спектакль ярославского Камерного театра "Представление трагедии Александра Пушкина "Моцарт и Сальери" на убогих подмостках конца XX столетия".
1 комментарий
Король еврейской сцены - гениальный Лир Шекспира

Король еврейской сцены - гениальный Лир Шекспира

Первый раз в Государственном Еврейском театре (ГОСЕТ) "Короля Лира" сыграли 10 февраля 1935 года. Режиссер С. Радлов видел в Лире реакционера и консерватора, пытавшегося противостоять ходу истории: «Дело идет к объединению Англии, а он режет свое королевство на куски, за что и наказан Шекспиром, стоящим на страже исторического прогресса».
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
25 июня
Домашний
26 июня
Россия 1
30 июня
Первый канал
1 июля
Первый канал
1 июля
Россия 1