Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Премьера «Горе уму» в ГосТИМе.

Театральная хроника >>

ГосТИМ показал премьеру «Горе уму» 12 марта 1928 года.
Чацкого играл Гарин, Фамусова - Ильинский, Софью - З.Райх, Молчалина - М.Г.Мухин, Загорецкого - В.Ф.Зайчиков, Репетилова - Н.В.Сибиряков. Остальные роли ко дню премьеры были закреплены за следующими актерами: Наталья Дмитриевна – Н.А.Ермолаева, Платон Михайлович – М.А. Чикци, Тугоуховский - М.А.Маслацов, Тугоуховская – Твердынская, графиня-бабушка- Е.Б.Бенгис, графиня-внучка - Субботина, Петрушка - А.К.Глеков.

Премьера ожидалась с нетерпением. После «Доходного места» и «Леса» Островского и гоголевского «Ревизора» еще один шедевр классической русской драматургии на сцене театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. Ей, как всегда, предшествовали многочисленные интервью с постановщиком, редактором музыкального сопровождении композитором Б. В. Асафьевым и художниками В. А. Шостаковым (конструкция) и Н. П. Ульяновым (костюмы). Они состояли из общих фраз и ничего не проясняли. Зато распределение ролей интриговало и настораживало.
Спектакль вызвал обычный шум и столкновение мнений в печати, на диспутах, в коридорах и курилках театра и антрактах. Отзывы отрицательные на этот раз преобладали{}.
Дружное неприятие премьеры 1928 года критикой помимо прочего объяснялось также простым, но роковым для успеха спектакля фактом — он был выпущен сырым и недоработанным{}.
Случилось так, что «конструктивное» (как говорили тогда) оформление спектакля, при влекательное в эскизах и чертежах, произвело на самих создателей спектакля противоположное впечатление, будучи сооружено на сцене. {} В конструкции не было образа фамусовского дома, по своей фактуре она никак не связывалась с эпохой, она была громоздкой и неудобной для мизансцен уже поставленного в условных выгородках спектакля.{} Это было несчастьем премьеры, просчетом режиссуры, и Мейерхольд среди «своих» признал это тотчас же, а впоследствии и прямо говорил об этом публично.{}
«Горе уму» (в первой режиссерской редакции) прошло за два с половиной года более семидесяти раз, что вовсе не мало. Провалившиеся спектакли обычно столько представлений не выдерживают. Потом спектакль сошел со сцены, но не по причине отсутствия интереса к нему у зрителей, а потому, что из ГосТИМа ушел исполнитель роли Чацкого Э. П. Гарин, а также, вероятно, и потому, что в те годы у театра не было своего постоянного помещения, он кочевал по клубам и часто играл на маленьких сценах, где разместить гигантскую конструкцию «Горе уму» было просто невозможно.

Из книги Эраста Гарина «С Мейерхольдом», Издательство «Искусство», 1974 год.
Подписаться на рассылку новостей
театры
«Свободный театр Нины Чусовой» открывает спектаклем «Портрет» год России и Франции

«Свободный театр Нины Чусовой» открывает спектаклем «Портрет» год России и Франции

9-го ноября 2009 года на сцене Московского Академического театра Вл. Маяковского состоится премьера первой театральной постановки «Свободного театра Нины Чусовой» по одноименной повести Н.В.Гоголя «Портрет».
«Бунт машин» на сцене БДТ

«Бунт машин» на сцене БДТ

Ленинградский государственный Большой драматический театр имени М. Горького) - один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. В то время, когда еще не сложилась современная советская драматургия, на сцене театра шли лучшие произведения мировой классики.
«Hand Made»

«Hand Made»

В Санкт-Петербурге с 2 по 5 мая прошел первый фестиваль российских пластических театров «Hand Made».
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
19 февраля
Домашний
24 февраля
Россия 1
24 февраля
Россия 1
24 февраля
ТВЦ
25 февраля
Россия 1
26 февраля
НТВ