Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Remote X - спектакль-прогулка, проект театрального коллектива Rimini Protokoll (Штефан Кэги, Даниэль Ветцель и Хельгард Хауг), родившийся в 2002 году и с тех пор обживший многие города (Берлин, Нью-Йорк, Лиссабон и другие). Собравшаяся на него группа участников до 50 человек отправляется в путешествие то ли по городу, то ли по собственным мыслям, то ли по волнам совместного переживания. Спокойный голос объясняет им в наушники, куда идти, о чем думать и иногда - что делать в общественных местах.

Remote Moscow - второй сезон спектакля в столице (в Санкт-Петербурге прошло уже три, всего лицензия куплена для обоих городов на пять лет). В этом году прогулки променад-спектакля закончатся 30 сентября, но о нём интересно поразмышлять и в режиме постскриптума. К тому же Remote Moscow еще вернется в следующем году и, в отличие от других долгоиграющих спектаклей, не выдохнется, потому что не зависит от актерской игры. Единственное - любой экспириенс (а Remote, в первую очередь, предоставляет переживание) красен неопределенностью и свежестью восприятия. Лучше один раз увидеть.


Remote Moscow: Театр как осознанное сновидение

Remote Moscow начинается на Миусском кладбище - уже ранней осенью вечерняя прогулка здесь плавно перетекает в ночную. Механический женский голос в наушниках представляется Миленой и предлагает выбрать могилу и посмотреть на надгробный камень - кому он принадлежит, сколько лет прожил человек, старше он тебя или младше. В течение спектакля вам предложат обратиться к разным экзистенциальным вопросам в максимально непринужденной форме, перемещая группу, или «стаю», как называет зрителей голос, к соседней церкви, на вокзал и далее по списку. Было бы подло всё пересказывать.

Главный козырь Remote X - его многослойность и многофункциональность. Проект Rimini Protokoll вписывается в уже сравнительно обжитую концепцию, что спектакль возможен и без сцены (театра), и без актеров. Иммерсивная (в каком-то смысле) постановка, спектакль-променад, спектакль-экскурсия, спектакль-видеоигра. Несколько лет назад вышла, например, близкая по механике The Stanley Parable, где закадровый голос рассказывал игроку, что произошло и что делать, а тот решал - довериться голосу или поступить по-своему.

Remote Moscow: Театр как осознанное сновидение

Тут к Remote Moscow можно предъявлять определенные претензии: некоторый геймерский опыт мгновенно вычисляет и нейтрализует фигуру ненадежного рассказчика, опыт современного человека не позволяет поверить в механический голос как в сверхразумный искусственный интеллект, опыт определенного наблюдения за повседневностью и размышления о происходящем вокруг - сильно понижает ценность тех прекрасных и полезных трюизмов, которые изрекает Милена. И это единственное уязвимое место Remote Moscow: любой экспириенс красен неопределенностью и свежестью восприятия. Кого-то захватят с головой те ловушки, сюжеты и мысли, что заложил драматург Штефан Кэги на маршруте Йорга Кареннбауэра, на ком-то спектакль сработает иначе. В конце концов, это и своего рода терапия, и опыт актерствования (то есть проживания момента публично), и экскурсия по симпатичному «закулисью» Москвы, и совместное переживание с незнакомыми людьми, и размышление о некотором массовом действе, которое создает между незнакомцами краткосрочную и призрачную связь.

Несмотря на нарушение одних конвенций (отсутствие подмостков и актеров), Remote Moscow все-таки стремится соответствовать другим: например, погрузить зрителя в некоторый транс, то есть открыть своего рода иную реальность, которая проглядывает сквозь знакомое. И спектакль совсем не портит, если смотреть его не как грезу, но как осознанное сновидение. Вдобавок, как бы авторы ни стремились заигрывать с технологиями на уровне исполнения и размышлений, это в большей степени роад-трип про духов и про душу, не случайно тема божественного и человеческой конечности всплывает чаще прочих. Как в «Прометее» Ридли Скотта: чтобы понять искусственный интеллект, стоит разобраться со своим.

Remote Moscow: Театр как осознанное сновидение

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, комедия
Великобритания, 2017
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2017
мелодрама, эротика
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
все фильмы в прокате >>