Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Театральная адаптация шедевра Бергмана

В Малом зале Гоголь-центра Лера СурковаФундаменталисты» в Центре Вс. Мейерхольда) поставила спектакль по «Персоне» Ингмара Бергмана - ранее в театре уже адаптировали такие картины, как «Рокко и его братья» Висконти, «Девять дней одного года» Ромма, «Идиотов» фон Триера и «Страх съедает душу» Фассбиндера. Адаптировали, впрочем, неточное слово: перевели, транскрибировали с языка кино на язык подмосток. В случае «Персоны», которую Бергман даже хотел назвать «Кинематограф» (и в ней, среди ряда других значимых картин, сформулирована суть этого искусства), язык принципиален, и многим его «выражениям» непросто найти замену. Черно-белая сновидческая драма, где явь оборачивается сном, а реальность прожигает лампа проектора, - мощный концентрат.

«Персона» в «Гоголь-центре»: Три возраста женщины

Фильм играет со зрителем, умещая множество интерпретаций одновременно, но зачин понятен и прост. Во время спектакля актриса (Юлия Ауг) на минуту замолкает посреди монолога, осматривает партнеров по театру, возвращается к игре, извиняется перед всеми за эту осечку, а после замолкает снова - уже уверенно и надолго. Обследовав её, врач (Ольга Науменко) приходит к выводу, что артистка абсолютно здорова. Чтобы вернуть знаменитой пациентке волю к жизни, она решает приставить к ней 25-летнюю медсестру (Мария Селезнева). Та сначала из-под палки, а потом все более охотно делится со звездой сокровенным - взглядами на жизнь, деталями биографии (есть молодой человек, как бы жених, мама тоже работала медсестрой). Актриса под натиском искренности будто бы наливается жизнью.

В «ремейке», который достаточно бережно написал драматург Евгений Казачков, «Персона» отходит от глядения в бездну, смутного ощущения, что тебе это снится. Больничная палата с прозрачными занавесками и непривычно яркими для такого учреждения стенами, одежда - либо черное, либо белые халаты (художник-сценограф и по костюмам - Екатерина Щеглова). Всё кажется предельно осязаемо: кровать, на которой безразлично к окружающему миру опала героиня Ауг; строгий стол, за которым восседает врач в исполнении Науменко, - источник коротких приказаний; неприкаянную медсестру с острым подбородком носит по сцене практически ветром - планы, сомнения, задания, рефлексия.

«Персона» в «Гоголь-центре»: Три возраста женщины

Простейшая интерпретация «Персоны» Бергмана: про конфликт внутреннего и внешнего, быть и казаться, анимы и персоны. Врач (в фильме - тоже женщина) возникает два с половиной раза - и только один раз в кадре. Казачков выводит её на первый план - она такое же важное действующее лицо, как и противоборствующие актриса с медсестрой. Они нужны друг другу все трое: порывистая, искренняя, но неопытная и прекраснодушная девушка; раздавленная прожитым актриса средних лет, рвущая фотографию дочери (у Бергмана - сына) и колготки на уставших ногах; мудрая и властная, но переоценивающая собственную мудрость женщина-врач, подступающая к пенсии. Их диалоги не просто разговоры начальника и подчиненного, лекаря и больного, звезды и простого зрителя (иронично, что у докторов сохраняется благоговение перед целебной силой искусства). Это напряженный, многолетний внутренний спор: не прощающий амбиций и ошибок триумвират разума, чувств и социальной роли, а также трёх возрастов, которые нехотя уступают друг другу - только после словесной перепалки.

Отношения Лив Ульман и Биби Андерссон у Бергмана разворачивались деликатно и даже мило (актрисы почти ровесницы), молчащая Ауг довлеет над Селезневой - хамит не словом, но жестом, колючим взглядом (так же над ней пытается одержать вверх Науменко). В пациентке проскакивает искра демонического: она уже пресыщена, но еще не конвертировала эту пресыщенность в подобие мудрости, ей нравятся высокопарные идеалистические конструкции, но уже не хватает запала довести их до конца. Разумеется, её молчание заряжает воздух, поэтому каждый монолог прорезает зал. Она в охотку сыграет Медею, чтобы не играть себя: на подходе уже следующий возраст, он, как принято в наших широтах, беспощаден к любой «молодости». Впрочем, любой возраст не застрахован от ошибок и разочарований.

«Персона» в «Гоголь-центре»: Три возраста женщины

Подписаться на рассылку новостей
Ссылки по теме
«Человек, который принял жену за шляпу» в Театре им. В. Маяковского
«Фундаменталисты» в Центре им. Вс. Мейерхольда
«Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре»
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 2
Valentin V. K.   12.12.2016 - 17:02
"Довлеет" — всегда пишется через О. читать далее>>
№ 1
Людмила Ф. (Днепропетровск)   11.12.2016 - 14:16
Как получилось на самом деле, не знаю, но рада, что люди взялись за любимого и неподражаемого Ингмара Бергмана. У него всегда на первом плане женщина, и он открывает такие глубокие, порой противоречивые,... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, военный фильм, исторический фильм, триллер
Великобритания, Франция, Чехия, 2016
военный фильм, драма, мелодрама
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2017
комедия
Франция, 2017
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>