Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Древнегреческая трагедия на сцене Театра им. Вахтангова

Римас Туминас к 95-летию театра им. Вахтангова поставил «Царя Эдипа», возвращаясь через текст Софокла к корням: театра вообще и к собственным, режиссерским. Почти двадцать лет назад нынешний худрук Вахтанговского уже ставил «Эдипа», будучи главным режиссером Национального драматического театра Литвы, и теперь он вновь решил обратиться к классическому сюжету.

«Царь Эдип» Римаса Туминаса: Сам виноват

На сцене лежит исполинская металлическая труба с аккуратными отверстиями - то ли призывной рог жителей Олимпа, то ли пережившая осаду башня, то ли прихотливая жаровня. На авансцене радостно играют две девчушки в белом - дочери Эдипа, но беззаботность мимолетна, а стабильность обманчива. Победоносный и справедливый царь Эдип (Виктор Добронравов), принесший 15 лет назад мир и покой в Фивы, изгнав Сфинкса, бессилен перед эпидемией чумы. За советом к дельфийскому оракулу отправляют Креонта (Эльдар Трамов), брата Иокасты (Людмила Максакова), супруги и матери царя. Креонт возвращается с вестью, что боги требуют покарать убийцу Лая - предыдущего властителя Фив и отца Эдипа.

«Царь Эдип» Римаса Туминаса: Сам виноват

Последствия известны - и ключевой вопрос при постановке «Эдипа», разумеется, не что произойдет, а как: Туминас и сценограф Адомас Яцовскис избирают в декорациях и режиссуре сдержанное, почти минималистическое благородство. Труба периодически будет меланхолично перекатываться из центра сцены вглубь - и обратно, то нависая над жителями Фив и их царем, то увлекая их прочь от света софитов; будь больше таких труб - можно было бы легитимно говорить о жерновах истории, которые готовы перемолоть Эдипа, пообещавшего справедливо наказать убийцу.

После известного финала угрожающая конструкция, испуская клубы дыма, начнет накатываться на зрителя - и обратно, в клубящуюся серость. Роковой колокол пробил, закрылся занавес. Пока этого не произошло - на все повороты сюжета будет тревожно отзываться хор фиванских старейшин (актеры Национального театра Греции). Не раз нарежет круг по сцене с копьем наперевес воин (Павел Юдин), сын Эдипа. Бросит в царя язвительной насмешкой слепой Тиресий (Евгений Князев) - фигура, вербально предрекающая Эдипу расплату за неизвестный грех, а своим обликом - будущую слепоту при внутреннем прозрении. Наконец, прижмется к металлическому боку гигантской конструкции Иокаста, чтобы вскоре отрастить крылья - в награду за принятые страдания. Возникнет на сцене и девушка с черными крыльями (Екатерина Симонова).

«Царь Эдип» Римаса Туминаса: Сам виноват

Сам Римас Туминас предлагает рассматривать историю Эдипа не как трагедию рока, а как «трагедию самопознания» - историю человека, узнавшего/осознавшего про себя ужасное, признавшего ошибку - и необходимость понести за неё наказание. Это эдиповское умение трезво оценить себя и не бояться поражения, которым может обернуться дело всей жизни, присуще, по мнению режиссера, лишь уходящему поколению (к ним в интервью Туминас относит и своих родителей), и новый спектакль, не фокусируясь только на античном сюжете, становится трагической одой этим «титанам духа» из прошлого. В работе над «Царем Эдипом» Туминаса так интересует контраст с современностью: «(сегодня) казнить себя за собственные грехи - как это не модно». И весь спектакль соткан из противопоставлений: одежды XX века и античные артефакты вроде шлемов или копий, пассивный хор и неистовость Эдипа, черное и белое, человеческое и божественное, легкое (вроде возникающих ближе к финалу воронов на палках) и тяжелое (та самая роковая труба).

Показательно и то, что роль Эдипа исполнил Виктор Добронравов, - один из лидеров Вахтанговского театра среди актеров своего поколения. В прошлом году, на этой же сцене, Юрий Бутусов поставил «Бег» по Булгакову, и Добронравов играл Хлудова - тоже непростого человека в непростых обстоятельствах, которого за убийства немо корил призрак покойного солдата. Два этих спектакля формально складываются в условную дилогию про груз вины и болезненное чувство справедливости, которые ударяют по внутреннему миру человека и только опосредованно - по окружающим.

«Царь Эдип» Римаса Туминаса: Сам виноват

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 3
Teana   29.11.2016 - 17:20
№ 2 от №1 . Если постоянно следовать мнению авторов рецензий, мозг перестанет воспринимать увиденное или прочитанное. Человек , только осмысливая что либо, развивается. А так , пришел "зажевал",... читать далее>>
№ 2
викся (азов)   29.11.2016 - 15:32
... Для этого и существуют современные рецензоры и рецензии: не понятно- прочти рецензию.)))))Не все постановки такие замудреные, есть и нормальные. читать далее>>
№ 1
Teana   29.11.2016 - 14:56
Ну, теперь все понятно. Спасибо за рецензию. Все ясно! Все, что режиссер задумал, что хотел сказать , даже для чего труба на сцене. Раньше придет зритель в театр и все сам понимает. Все ему понятно... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, семейное кино
Россия, 2015
драма
США, 2016
фильм ужасов
Великобритания, 2016
комедия, семейное кино
США, 2016
научная фантастика, триллер
США, 2017
драма, экранизация
Россия, 2016
комедия
Бельгия, Болгария, Нидерланды, 2016
боевик, научная фантастика, приключения
Канада, США, 2017
мелодрама
Россия, 2017
музыкальный фильм
Германия, 2016
фильм о животных
Великобритания, Россия, 2016
исторический фильм
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>