Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Завершился международный фестиваль моноспектаклей Solo

12 октября в Театральном центре «На Страстном» завершился фестиваль моноспектаклей Solo. Уже в девятый раз в Москве актеры из разных стран и российских городов демонстрировали индивидуальное мастерство. Формат моноспектакля - не только вызов для артиста, но и поле для режиссерского эксперимента: уже не первый год на Solo звучат самые неожиданные истории.

Святой мотор: Дени Лаван в Москве

Во второй части фестиваля, например, режиссер Марианна Садовска представила спектакль «Камилла», поставленный в Институте им. Ежи Гротовского, Театр Царь. «Камилла» - это история жизни французского скульптора и художницы Камиллы Клодель (1864-1943), возлюбленной Огюста Родена, последние тридцать лет жизни проведшей в психиатрической лечебнице. Исполняющая роль Клодель Камила Кламут цитирует её многочисленные письма к брату Полю, который, несмотря на обращение врачей, решил не выпускать сестру из лечебницы. Кламут под аккомпанемент Евы Пасиковски, тенью присутствующей на сцене, зачитывает письма - подряд, по несколько раз, и через рефрен помешательства отчетливо проступают его причины: в первую очередь, патриархальная система взглядов, не позволявшая Клодель распоряжаться своей жизнью и творчеством. «Лишь в середине XX века с женщин сняли клеймо «вечного подростка»: закон запрещал им [женщинам] самостоятельно распоряжаться своей судьбой…» - сообщает Камила Кламут в описании спектакля. В её исполнении эта трагедия пронизана не только отчаянием, но и детской непосредственностью, и сексуальностью, и творческим буйством.

Святой мотор: Дени Лаван в Москве

Осмыслить современность пытался спектакль «Facebook.live» - поставленный Галиной Полищук по мотивам пьесы Наргиза Багирзаде стендап Андриса Булиса с частично импровизированными монологами и презентацией, где скриншоты страниц фейсбука пересыпаны грезами виртуального мира (безвкусными романтическими видео и экзотическими пейзажами). Булис общается с публикой на тему обывательского противопоставления социальных сетей и реальности. Попутно он путает термины (регистрируясь в фейсбуке, ставит галочку напротив «открытых отношений», толкуя это как «открыт к отношениям») и озвучивает самые распространенные и поверхностные претензии к соцсетям. Из не очень находчивой и наблюдательной стендап-комедии «Facebook.live» плавно перетекает в череду трюизмов, где авторы спектакля приходят к выводу, что не так уж плохи социальные сети, раз напоминают людям о близких и сохраняют их в чьей-то памяти. Не слишком точно воспроизведенные эстетика и механизм фейсбука нанизаны на мелодраматический сюжет о смерти возлюбленного (вроде «Привидения» с Патриком Суэйзи) и памяти, которой, вероятно, для людей XXI столетия и станут соцсети.

Святой мотор: Дени Лаван в Москве

Оглушительным же финалом фестиваля стал французский моноспектакль «Красная машина» Дени Лавана, Франсуа Р. Камбюза и Джанны Греко, впервые показанный в Пекине. То, что китайская публика внимала поэтическому перфомансу Лавана без субтитров, лучше всего характеризует спектакль. Фаворит и альтер-эго Леоса Каракса, бывший акробат Дени Лаван - в 55 лет пластичный и заряженный, как святая вода, - в свете прожекторов шепчет, изрыгает, кричит и напевает стихотворные тексты. Поэму «Бросок костей не исключает случайность» Стефана Малларме или стихотворение «На собственных крыльях» поэтессы Сильви Бресс, которая умерла от рака, так и не увидев спектакль (Лаван должен был с ней встретиться в тот день, когда её не стало, и актер все равно приехал, чтобы прочесть стихи над телом Бресс). Для показа в Москве текст в экстренные сроки перевели, но такая концентрация образов все равно сбивает зрителя с ног, «Красная машина» не поэтическая программа, а сгусток энергии, настоящий театральный концерт. Соло Лавана подпитывается музыкой панка и авангардиста Франсуа Камбюза и представительницы электронной сцены Джанны Греко, а также эпизодическими появлениями аккордеонистки. Музыка, как и свет, сообщают перфомансу Дени Лавана дополнительные созвучия: неистовые электрогитары, гипнотизирующий эмбиент, блуждающий луч прожектора, изредка слепящий зрителя, но чаще превращающий тень актера из карлика в великана и обратно.

Лучшей метафоры творческого пути большого артиста и не придумаешь: Лаван умеет сопрячь исполинское и крохотное, рациональное и буйное. В его фильмографии такой же диапазон - Алекс в четырех глубоко личных фильмах Каракса и гротескный Месье Дерьмо у него же; нелепый двойник Чаплина в «Мистере Одиночество» Хармони Корина и одержимый Капитан Ахав в экранизации «Моби Дика»; дьявольский конферансье в «Искушении святого Тыну» и солдат в «Хорошей работе» Клер Дени. Лаван - совершенное оружие в руках умелого режиссера (впрочем, и неумелого он способен подстраховать), играющий много и охотно - у молодых постановщиков и мэтров, в скромных картинах и покрупнее (его не без удивления можно обнаружить в «Поддубном»). После «Красной машины» у артиста спросили, продолжил бы он играть спектакль, если бы все зрители ушли. «Конечно, продолжил бы», - ответил он. - «Ведь в зале никого нет».

Святой мотор: Дени Лаван в Москве

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
биография, исторический фильм, семейное кино
Великобритания, 2017
боевик, исторический фильм
Россия, 2017
мелодрама, научная фантастика
Норвегия, 2017
все фильмы в прокате >>