Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

В театре Et Cetera состоялась премьера «Утиной охоты» - саундрамы по пьесе Александра Вампилова в постановке Владимира Панкова, самобытной и очень точной в соотнесении дня нынешнего с «длинными семидесятыми».

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

В левом углу сцены Саяпин (Григорий Старостин) и Кузаков (Павел Акимкин) толкают забуксовавший в болоте красный «Запорожец» с сидящим внутри Кушаком (Сергей Тонгур), Вера (Наталья Благих) и Валерия (Марина Чуракова) стенают по погибшему «алику из аликов» Виктору Зилову (Антон Пахомов), который лежит тут же - в гробу на авансцене, с перевязанной головой, под пристальным и заботливым наблюдением трех старух (Людмила Дмитриева, Татьяна Владимирова и Елизавета Рыжих), перекрякивающихся между собой при помощи утиных манков. Правее, у чертежного мольберта собралась группа мужчин в пиджаках, с вышитыми на спинах утками - коллеги, селезни, просто прохожие в жизни Зилова, который, как известно, любил женщин и выпить, а для души - охоту.

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

«Покойный» приходит в себя, читает прощальные слова на венке и тянется к телефону, чтобы вспомнить, а что же было вчера, а что же было все эти дни - от обретения квартиры до тотального одиночества, от новой любви до розыгрыша черного юмора - с венком, со слухами о его смерти. А случилось, вероятно, духовное банкротство, от которого «в груди, как в печной трубе, воет ветер».

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

Вампиловская пьеса начинается практически с финала, когда Зилов восстанавливает хронику нескольких дней и вечеров, в которые он получил выбитую Кушаком квартиру, где они с женой Галиной (Анжела Белянская) должны были зажить прекрасно и практически с нуля, когда встретил Ирину (Сэсэг Хапсасова), девочку-одуванчик, которая приехала поступать и осветила своей наивностью жизнь, мутную, как толстое дно бутылки, когда он жил в ожидании сентября - сезона охоты, объединяющего его, Зилова, с несговорчивым официантом Димой (Амаду Мамадаков), королем салатов, шашлыков и всего того, что можно выпить в «Незабудке».

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

Раскручивание сюжета с конца напоминает экзистенциальный детектив (ключевое слово - экзистенциальный), но режиссер Владимир Панков идет еще дальше, придавая происходящему на сцене практически мифическое измерение. Трио старух, незримо сопровождающее Зилова, подобно мойрам напоминают о том, что «жизнь, в сущности, проиграна», а ближе к финалу оказываются парафразом трех любимых женщин, выполняющих в жизни героя трудно сочетаемые функции, - заботливой жены, страстной любовницы и чистой девочки. Вдобавок идет непрекращающийся дождь, отголосок того, что лил 40 дней и 40 ночей, - и единственной тварью, которая осталась без пары в этом торжестве конформизма и уюта, оказывается как раз Зилов, тяготящийся всего и всех.

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

В блестящем исполнении бритоголового Антона Пахомова он лишен той высокой утомленности, какую в Зилове обнаруживали и Олег Даль, и Константин Хабенский в спектакле МХТ, и Евгений Цыганов в современном прочтении пьесы Александром Прошкиным. Зилову Пахомова тошно, он немного юродивый, на два пальца честный и святой, а глаза у него горят черными угольками - и, возможно, именно это сочетание неидеального и мятущегося поможет ему пережить в квартире-ковчеге и смерть, и ненужные проекты, и общество «честных людей».

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

Мир вокруг Зилова у Панкова очень плотный, как трясина: через окна на сцену с двух сторон проникают работники и работницы, льется музыка - от мелодий в духе саундтреков к трагикомедиям Кустурицы до «Печали» Цоя в исполнении слепого гитариста (Грант Каграманян), который попал сюда из первой версии пьесы, когда Зилов еще был Рябовым, - воспоминания героев вспыхивают в глубине сцены, а драматичные диалоги эхом повторяются в исполнении «хора». Какофония жизни, просматриваемая будто бы сквозь дыру в голове героя.

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

В «Утиную охоту», длящуюся на сцене Et cetera четыре часа, укладывается и сюжет пьесы, и музыкальные вставки, и пластические этюды, не продвигающие сюжет, но расширяющие ситуацию, более полно раскрывающие действие социальных механизмов (например, бумажно-телефонной работы в Бюро технической информации). Постановка пестрая и хулиганская, адаптирующая вампиловский текст к современности не через перенос сюжета в наши дни, что категорически не удалось Прошкину в «Райских кущах», а через актуальную эстетику: новая «Утиная охота» визуально даже не «Отпуск в сентябре», а, скорее, сериал «Оттепель». Но и это время довольно условно: не случайно отрывок из жизни Зилова при желании можно закольцевать - так же, как сейчас идет на круг интерес к пьесе Вампилова: через пятьдесят лет после написания он снова оказался на волне режиссерского и зрительского внимания, наступившего после очередной так называемой «оттепели» (и сам этот факт работает на текст лучше, чем любая адаптация к сегодняшним реалиям).

«Утиная охота»: Жизнь, в сущности, проиграна

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
театры
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
комедия
Индия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
все фильмы в прокате >>