Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на спектакли >>

Проснувшись с похмелья, инженер Зилов находит рядом с собой "подарок" - венок. Позвонив одному из своих друзей, он понимает, что те подшутили над ним. Но эта шутка оказалась ко времени - Зилов возвращается в свои воспоминания, безрадостные, наполненные горькой иронией закончившейся жизни. 


Для "Утиной охоты" тема смерти центральная. Заживо погребенный своими друзьями, Зилов, на первый взгляд - Печорин своего, застойного времени. Но в отличие от теряющего интерес, затухающего лермонтовского героя, вампиловский - уже разлагается. В нем нет гордости, а есть игра в гордость - расчет поведения: со своим начальником он носится, скорее, как Чичиков - истошно и прибито продолжая следовать своей цели. Зилов должен отблагодарить пробившего ему квартиру начальника (Жолобов): он зовет того к себе на новоселье, где Вера, бывшая возлюбленная Зилова (неочевидная параллель с лермонтовским произведением), начинает играться с почтенным гостем. Сцена новоселья самая понятная по ощущениям - это сцена всеобщего разложения, все сидящие за столом люди - мертвецы, средний класс, застрявший в постоянной игре. И в таком мире лучший - это Зилов, самый опытный игрок, лучше других осознающий, во что и с кем можно и нужно играть. Поэтому, когда его пьяный начальник жалуется на Веру, уезжающую в последний момент, Зилов не скрывает своего пренебрежения, он радуется - в этих отношениях грань "невозврата" перейдена. 

В каждой новой сцене, новом воспоминании, Зилов раз за разом переходит эту грань. Вместе с этим, он постоянно меняет свои ориентиры - новая цель перечеркивает все прошлое. После новоселья следует сцена на работе, где сначала загоревшись идеей фальсифицировать документ, он забывает обо всем, увидев входящую Иру (Ольга Литвинова) - случайно зашедшую на работу к Зилову и Саяпину (очередная хорошая роль Семчева) провинциалку. Эмоционально оставив работу, Зилов отправляется в двухдневный загул с Ирой. Следующая сцена - разговор с женой (Елена Панова) - свидетельство угасания любви. Зилов вновь находит подходящую модель поведения, несмотря на то, что обман раскрыт женой, - он разыгрывает их первое свидание, но забывает текст. Даже в формальном Зилову уже не удается быть на коне - и отношения с женой потеряны. 

Из следующих сцен особо следует выделить признание в любви жене - мелодраматический ход, ясно отражающий само строение вампиловской драматургии. Зилов в истошных, конвульсивных попытках вернуть жену «выдает» монолог любви. Но жена уходит в середине, не дослушав, и окончание слышит уже Ира. Осознав всю иронию происходящего, Зилов смеется, понимая, что это конец решительно всему человеческому в его жизни. 


Большая история спектакля никак не давит на актеров. Они играют в по-хорошему старомодный советский театр, не пытаясь изменить основу вампиловского театра. Хабенский какими-то секундами и вовсе напоминает Олега Даля - лучшего исполнителя роли Зилова. Сочетая в своей игре холодное спокойствие (обычная "белогвардейская" черта мхатовского Хабенского) и гиперактивность, он подчеркивает мистику "утиной охоты". Мистику гоголевскую - мрачную и потустороннюю в том смысле слова, что советский мир похож на чистилище, где происходит трагический выбор. Самый явный пример этого мира – венок - всего лишь шутка, но текст, написанный на нем, пугает - "сгоревший на работе". Вся жизнь Зилова как будто работа - необходимость не обидеть жену, завести любовницу, сходить на охоту - все это обязательно, но никак не вознаграждается. Из всего своего окружения Зилов, в конечном итоге, остается с официантом Димой, сдержанным стройным молодым человеком, появившимся как будто из другого мира, но так понятно и просто вошедшим в советскую действительность. Пореченков справляется с этой ролью одной своей фактурой: то, как он стоит в начале спектакля и принимает заказ – лишь одной такой точной и характерной сцены достаточно, чтобы прочувствовать героя.

Недавно "Утиную охоту" перестали играть, но, возможно, со временем он вернется на сцену МХТ. Не хватая звезд с неба, эта постановка воплощает сам созерцательный принцип театра - каждое движение актера, каждая его интонация - это описание одновременно и характера и ситуации - все в спектакле подчинено одному движению. Для тех, кому интересно, существует качественная запись спектакля.

обсуждение >>

№ 18
ВикторНК (СПб)   19.09.2013 - 00:16
... Спектакли имеют обыкновение устаревать, каждые 15-20 лет театральная эстетика меняется. Так что порой спектакли, которые держатся в репертуаре долго похожи на трупы, которые подмалевав, пытаются выдать... читать далее>>
№ 17
ВикторНК (СПб)   19.09.2013 - 00:10
... Когда?! При Станиславском и Немировиче-Данченко? читать далее>>
№ 16
Профи (Шахты)   10.07.2013 - 15:38
То что МХТ теперь вторая "Табакерка" нет никаких сомнений. Очень жаль был один из лучших театров... читать далее>>
№ 15
Робертс Грегори Дэвид   26.05.2013 - 00:09
А я смотрела этот спектакль в далёкие 80-ые гг. ещё с В.Андреевым в главной роли, по-моему, в театре им.Ермоловой. Я была под огромным впечатлением. Во-первых, впервые столкнулась с драматургией Вампилова;... читать далее>>
№ 14
еву (Киров)   2.06.2012 - 13:51
Константин Хабенский не уступает Олегу Далю в роли Зилова. Но спектакль посмотрела до конца только из-за Константина Юрьевича. Современное прочтение роли в игре актера. Никаких повторов от игры... читать далее>>

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен