3 августа 2011
Проснувшись с похмелья, инженер Зилов находит рядом с собой "подарок" - венок. Позвонив одному из своих друзей, он понимает, что те подшутили над ним. Но эта шутка оказалась ко времени - Зилов возвращается в свои воспоминания, безрадостные, наполненные горькой иронией закончившейся жизни.
Для "Утиной охоты" тема смерти центральная. Заживо погребенный своими друзьями, Зилов, на первый взгляд - Печорин своего, застойного времени. Но в отличие от теряющего интерес, затухающего лермонтовского героя, вампиловский - уже разлагается. В нем нет гордости, а есть игра в гордость - расчет поведения: со своим начальником он носится, скорее, как Чичиков - истошно и прибито продолжая следовать своей цели. Зилов должен отблагодарить пробившего ему квартиру начальника (Жолобов): он зовет того к себе на новоселье, где Вера, бывшая возлюбленная Зилова (неочевидная параллель с лермонтовским произведением), начинает играться с почтенным гостем. Сцена новоселья самая понятная по ощущениям - это сцена всеобщего разложения, все сидящие за столом люди - мертвецы, средний класс, застрявший в постоянной игре. И в таком мире лучший - это Зилов, самый опытный игрок, лучше других осознающий, во что и с кем можно и нужно играть. Поэтому, когда его пьяный начальник жалуется на Веру, уезжающую в последний момент, Зилов не скрывает своего пренебрежения, он радуется - в этих отношениях грань "невозврата" перейдена.
В каждой новой сцене, новом воспоминании, Зилов раз за разом переходит эту грань. Вместе с этим, он постоянно меняет свои ориентиры - новая цель перечеркивает все прошлое. После новоселья следует сцена на работе, где сначала загоревшись идеей фальсифицировать документ, он забывает обо всем, увидев входящую Иру (Ольга Литвинова) - случайно зашедшую на работу к Зилову и Саяпину (очередная хорошая роль Семчева) провинциалку. Эмоционально оставив работу, Зилов отправляется в двухдневный загул с Ирой. Следующая сцена - разговор с женой (Елена Панова) - свидетельство угасания любви. Зилов вновь находит подходящую модель поведения, несмотря на то, что обман раскрыт женой, - он разыгрывает их первое свидание, но забывает текст. Даже в формальном Зилову уже не удается быть на коне - и отношения с женой потеряны.
Из следующих сцен особо следует выделить признание в любви жене - мелодраматический ход, ясно отражающий само строение вампиловской драматургии. Зилов в истошных, конвульсивных попытках вернуть жену «выдает» монолог любви. Но жена уходит в середине, не дослушав, и окончание слышит уже Ира. Осознав всю иронию происходящего, Зилов смеется, понимая, что это конец решительно всему человеческому в его жизни.
Большая история спектакля никак не давит на актеров. Они играют в по-хорошему старомодный советский театр, не пытаясь изменить основу вампиловского театра. Хабенский какими-то секундами и вовсе напоминает Олега Даля - лучшего исполнителя роли Зилова. Сочетая в своей игре холодное спокойствие (обычная "белогвардейская" черта мхатовского Хабенского) и гиперактивность, он подчеркивает мистику "утиной охоты". Мистику гоголевскую - мрачную и потустороннюю в том смысле слова, что советский мир похож на чистилище, где происходит трагический выбор. Самый явный пример этого мира – венок - всего лишь шутка, но текст, написанный на нем, пугает - "сгоревший на работе". Вся жизнь Зилова как будто работа - необходимость не обидеть жену, завести любовницу, сходить на охоту - все это обязательно, но никак не вознаграждается. Из всего своего окружения Зилов, в конечном итоге, остается с официантом Димой, сдержанным стройным молодым человеком, появившимся как будто из другого мира, но так понятно и просто вошедшим в советскую действительность. Пореченков справляется с этой ролью одной своей фактурой: то, как он стоит в начале спектакля и принимает заказ – лишь одной такой точной и характерной сцены достаточно, чтобы прочувствовать героя.
Недавно "Утиную охоту" перестали играть, но, возможно, со временем он вернется на сцену МХТ. Не хватая звезд с неба, эта постановка воплощает сам созерцательный принцип театра - каждое движение актера, каждая его интонация - это описание одновременно и характера и ситуации - все в спектакле подчинено одному движению. Для тех, кому интересно, существует качественная запись спектакля.
К. О.
обсуждение >>