Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на спектакли >>

Вероятно, зритель, приходящий на спектакль «Серебряный век» театра имени Моссовета, ожидает увидеть роскошный салон предреволюционной эпохи, ломающих руки дам в мехах и вуальках и громогласных поэтов-новаторов. Ничего подобного. На всех афишах ясно-понятно подписано: «Сцены 1949 года в двух частях». Нет, поэты тут тоже будут присутствовать, но только неизвестные, доморощенные, так сказать.
В некоей коммунальной квартире обитают школьница Надя (Людмила Свитова), старушка (Ирина Карташева), художник Матвей Красный (Александр Леньков), сталинистка, возглавляющая поэтический кружок (Галина Дашевская) и вдова Клавдия Тарасовна (Ольга Остроумова) с сыном Мишей (Андрей Смирнов), начинающим поэтом. К Клавдии постоянно приходит мужчина – блестящий коммерсант Виктор Михайлович (Георгий Тараторкин), который ещё и пристаёт к школьнице Наде. Узнав о Мишином увлечении поэзией, он знакомит мальчика с библиотекаршей Кирой Августовной (Ольга Кабо), и, понятное дело, десятиклассник влюбляется в женщину «за тридцать». Она знакомит его со стихами запрещённых в то время поэтов: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, и Миша понимает, что, оказывается, «запрещённый» не значит «бездарный», напротив – это и есть настоящие стихи. Со временем обитателями коммуналки начинают интересоваться люди в штатском (Евгений Данчевский, Александр Пискарев, Леонид Сенченко, Евгений Ратьков, Михаил Шульц).
То, что режиссёр Ерёмин не совсем в дружеских отношениях с темпоритмом, было ясно давно, но в «Серебряном веке» вялость действия превзошла все ожидания. Спектакль стилизован под киносеанс, поэтому вместо занавеса туда-сюда елозит экран, зачем-то увитый новогодней гирляндой. На сцену периодически вламывается живой оркестр и создаёт – нет, не атмосферу, а толпу и мельтешение. Хорошо хоть, рояль не выкатывают. Герои и вовсе обделены какими-то ни было живыми эмоциями. Пожалуй, самым живым персонажем можно назвать именно Виктора Михайловича в исполнении Тараторкина. Правда, внимания заслуживает ещё и Борис (Владимир Прокошин) – поэт-дилетант, друг Миши, который прошёл ссылку на рудниках. Как раз его персонаж вызывает у зрителя те эмоции, которые должен вызвать. Кира, призванная познакомить Мишу с творчеством опальных поэтов, читает стихи с интонациями школьницы –«чтобы всем понравилось». Блёклая в кино, на сцене Кабо абсолютно провальна. От неё не веет волшебством и поэтичностью, как хотелось бы, напротив, она раздражает приземлённостью и неважной дикцией.
Вероятно, спектакль с медленным и безынтересным первым действием спасло бы динамичное второе. Отчего-то подсознательно хотелось настоящей жести: подвалы Лубянки, пытки, ссылка в лагеря (благо перед антрактом Кира и Миша устроились смотреть кино в окружении людей в штатском). Но нет, второе действие от первого практически не отличалось. Было много разговоров ни о чём, правда, однажды всё-таки задействовали живой оркестр: героиня Остроумовой внезапно обратилась к одному из музыкантов. В финале Кира уезжает в Ленинград, и там её арестовывают. Равнодушие, с каким это принимает Миша, поражает: то ли он не сильно влюблён в библиотекаршу, то ли её арестовывают хронически раз в неделю. Тем не менее, он едет за ней: надо думать, ничего хорошего за этим не последует.
Странно, но самым сильным местом спектакля становится как раз тот самый ползающий экран: в финале по нему пробегают имена поэтов и писателей. «Расстреляны», «погибли в лагерях», «эмигрировали за границу», «покончили с собой». Даже в полной тишине чувствуется несправедливость и жестокость бессмысленных репрессий тех лет. Возникает та самая эмоция, которой пытались добиться актёры на протяжении почти трёх часов действия – но не смогли.

обсуждение >>

№ 6
Екатерина (Москва)   2.11.2009 - 00:45
Спектакль пробирает до слез. Игра актеров заслуживает уважения/ Остроумова со Смирновым - настоящие мать и сын! читать далее>>
№ 5
Гагаля (Шатура)   9.07.2009 - 20:10
Мне понравился спектакль: поставлен он динамично и захватывающе интфересно. Актеры играют превосходно, их игра вызывает ощущение, что ты реально находишься в том времени, события которого разворачиваются... читать далее>>
№ 4
Мария Власова (Москва)   5.04.2009 - 01:22
Спектакль действительно несколько обманул ожидания, вызванные названием. Думалось оказаться в атмосфере "Бродячего пса", электрики поэтической напряженности, услышать ноктюрн, исполненный на... читать далее>>
№ 3
Кристина Богданова (Александров-Москва)   11.03.2009 - 22:03
А зрителей, значит, не жалко с такими художественными приёмами? читать далее>>
№ 2
Виктор А. (Москва)   11.03.2009 - 17:17
Спектакль просто превосходный - а его медленный темп, это художественный прием читать далее>>

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram