Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

На Первом канале закончился сериал Юрия Быкова «Спящие», снятый по сценарию Сергея Минаева. Он рассказывает о сотрудниках ФСБ, которые ведут бескомпромиссную и честную борьбу против агентов ЦРУ, пытающихся навредить нашей Родине. Все события телефильма происходят в 2013 году и, так или иначе, отражают реальные общественно-политические процессы последних лет, предваряющие украинский Майдан. Зачем политика из новостей пришла в кино и сериалы, пытается разобраться Екатерина Визгалова.

«Спящие»: ФСБ против

Совсем недавно в российский прокат вышел фильм «Крым» Алексея Пиманова. Рекламная кампания у него была мощная, репертуар под него хорошенько расчистили, чтобы не было конкурентов (правда, внушительную кассу фильм не собрал). Такое внимание к продвижению фильма со стороны властных органов, пусть официально и не вмешивающихся в частный кинопрокатный бизнес, вполне понятно: «Крым» – кино идеологическое, поддерживающее «генеральную линию партии», воспитывающее патриотизм. Там все очень прямо и понятно объясняется, кто бандеровец-убийца, а кто – спаситель мира. До сего момента таких прямых высказываний, достойных передачи Дмитрия Киселева, в российском кино еще не бывало. А после того, как по Первому каналу начали показ сериала «Спящие», созданный, кстати, при поддержке Минкультуры, выяснилось, что пропаганда уже точно протоптала дорожку в художественную реальность.

Действие «Спящих» происходит в 2013 году. Фильм открывается сценой расстрела российского посольства в Ливии, производимого группой боевиков ИГИЛа. Сразу после жуткой трагедии, в результате которой погибло около 20 человек (а мировой общественности до этого и дела нет), в России журналист и правозащитник Асмолов (Глеб Подгородинский) собирает пресс-конференцию, чтобы продемонстрировать папку с материалами, разоблачающими коррупцию в ФСБ. Папку он, правда, не открывает, видимо, для этого нужна еще одна пресс-конференция, и в тот же вечер машину Асмолова взрывают. Кто виноват? ФСБ виноват, считает общество.

«Спящие»: ФСБ против

Тем временем в самом ФСБ оперативная группа в составе полковника Родионова (Игорь Петренко), полковника Соколова (Константин Стрельников), капитана Бояринова (Семен Шкаликов) и айтишника Куликова (Никита Павленко) получает информацию о готовящемся в Москве теракте (под угрозой МИД, МГУ и Москва-сити) и приступает к расследованию. А тут, раз такое дело, приходится все бросить и искать, кто подставил кролика Роджера. Пока же только зритель знает, что главный враг – американский дипломат и агент ЦРУ Пол Брэдфилд (Александр Раппопорт). Его главная цель – помешать россиянам подписать некий договор с китайцами, именуемый, кажется, «Сердце дракона» – там что-то про газ и сталь, подробности не уточняются. Но, судя по всему, это важный договор, ведь ради него гаденыш придумывает свою подлую многоходовочку: запускается «утка» про ФСБ, людей взрывают, режут, убивают инъекциями.

Грязная работа делается руками внутреннего врага, дипломат только жрет в посольстве гамбургеры. У него тут в Москве полно агентов под кодовым названием «спящие». Это завербованные в начале 90-х люди разных профессий (преимущественно выпускники МГИМО), которые по прошествии лет обзавелись связями и возможностями. По очереди их пробуждают и заставляют совершать мерзкие предательские поступки. И они совершают. Один по приказу организует фабрику троллей и пишет методички, как завалить социальные сети негативными статьями про «Террор ФСБ». Другой – выдает врагам время эвакуации того самого расстрелянного российского посольства в Ливане, в результате которого все случается, как случается. В общем, очень нехорошие люди эти спящие. Двуличные, лживые, по жизни все, конечно, либералы. Самого главного долго не показывают, но, чтоб зрители не скучали, им самим дается возможность распознать волка в овечьей шкуре по диалогам, да идеологическим спорам. Угадайте, кто у нас самый продажный? Ну, конечно, журналист, пятая колонна.

«Спящие»: ФСБ против

И вот так, от серии к серии, перед нами раскручивается завернутый в коврик плоский мир, в котором есть только свои и враги, где сила в правде, а правда в том, что: А) Запад мечтает нас изничтожить, как изничтожил уже множество стран, включая Иран в 1979 году, Египет и Украину, конечно (хотя до нее еще не дошло). Б) Враги притаились внутри страны, идут на митинг ради денег, а на теракт – ради американского паспорта. В) Только ФСБ этому беспределу противостоит, если б не они – нам всем майдан и конец света.

Авторами сериала числятся писатель Сергей Минаев, делающий в «Спящих» эмоциональные реверансы американской «Родине» и смысловые – советскому «ТАСС уполномочен заявить», режиссер Юрий Быков и продюсер Федор Бондарчук. Если с Минаевым и Бондарчуком все более-менее понятно, то место режиссера «Метода» и «Дурака» в этом пропагандистском шапито до последнего момента оставалось не до конца обоснованным. Все-таки человек представлял три из трех своих полных метра на «Кинотавре», что волей-неволей обеспечивало ему скромное, но почетное место на вечеринке образованной культурной элиты. Как вдруг после Майдана и Донбасса Быков решил, что он все-таки патриот, и теперь он эту культурную элиту сторонится и обличает. Здесь есть сцена, в которой московская богема тусуется с политиками на премьере фильма, и на пальцах доказывается, что все эти люди одной рукой берут деньги у местных политиков, а другой – делают фильмы, поливающие этих же политиков грязью. Глядя на них, конечно, понимаешь, что лучше быть патриотом в искусстве.

«Спящие»: ФСБ против

Увы, патриотизм в «Спящих» самого низкого пошиба, оперирующий штампами выпусков новостей, распятыми мальчиками и другими инструментами информационной войны. Хорошие герои спокойны, в разговорах предпочитают тихо убеждать, если не могут убедить, переживают молча, не злятся. Внутренний стержень и убежденность в правоте и силе не позволяет. Враги мельтешат, плохо шутят, некрасиво смеются или пучат глаза, изменяют женам, говорят о том, что страна погрязла в дерьме. Перечислим лишь несколько художественных деталей, работающих не на сюжет, не на многослойность, а чисто на идеологию:

- Карикатурный американец, воспевающий «Макдональдс» и «Старбакс» («прекрасная еда») и отпускающий мерзкие шутки про сиськи Тома Круза (сразу как-то хочется Тома Круза поддержать, например, предложить российское гражданство);
- Акцент на том, что террористы к нам едут через Европу и Украину;
- Фраза «Образованные европейцы вступают в ИГИЛ» (запрещенная на территории РФ организация);
- Иностранные агенты на сайтах с тестами типа «Кто ты в "Игре престолов"?»;
- Фабрика либеральных троллей с методичками;
- Все журналисты, правозащитники и блогеры только гадят, галдят и распространяют дезу, поэтому, даже если их убивают, то не жалко;
- И вишенка на торте – главный редактор столичной газеты, готовый на теракт ради американского паспорта.

«Спящие»: ФСБ против

И в таких адовых деталях весь фильм. Иногда это даже смешно, когда, например, отряд спецназа врывается в офис с пятью блоггерами и кладет всех мордой в пол, а герой Павленко читает заголовки из статей. Но в целом такая ковровая бомбардировка патриотизмом очень утомительна. Хотя Быков и Минаев утверждают, что они сняли кино о столкновении двух точек зрения. То же говорит режиссер фильма «Крым» Алексей Пиманов: «Мы снимали про две точки зрения на события и про любовь». На деле же и «Крым», и «Спящие» лишены напрочь второго измерения. Они примитивны, поскольку их герои не страдают рефлексией и сомнениями, а лишь ищут подтверждения своей правоте. Все – либо патриоты, либо враги. Если человек в кадре говорит, что страна погрязла в лицемерии, барстве и холопстве – к гадалке не ходи, он главный лицемер и предатель. Кстати, в фильме есть и большая романтическая линия, помогающая главному ФСБ-шнику выглядеть достойным и честным человеком, а предатель родины изменяет, конечно, и жене.

Что касается вообще актерской игры, она здесь не уникальна, но по крайней мере артисты потенциально собрались интересные и могли бы сыграть более сложных персонажей, если бы от них этого требовали. Впрочем, на фоне такой содержательной части, разжевывать другие аспекты фильма и не хочется. Они даже кажутся нормальными, не существенными. Важно то, что, рассказывая историю про бдительность и внутренних врагов, «Спящие» питают с новой силой параноидальные настроения в обществе. Не примиряют, а подпитывают вражду между не только смежными народами, но и внутри страны, даже внутри семей, ведь у многих водораздел проходит и дома. Зачем нужно держать людей в тонусе, довольно понятно – в следующем году выборы. В этом случае не могут не радовать комментарии наших читателей на сайте, которые, посмотрев сериал, обсуждают не геополитику, а прическу актрисы Натальи Рогожкиной и «зачем Петренко такая мымра?»

00:00 / 00:00
РЕКЛАМА

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 83
Teymur   19.10.2017 - 12:51
... Спасибо и Вам, ув. Александра. К сожалению, для того, чтобы продолжать грабить страны и народы, и при этом чувствовать себя в относительной безопасности (ИХ счета-дети-недвижки ТАМ по-любому), и как-то... читать далее>>
№ 82
Lexx   19.10.2017 - 11:24
... Оба хуже.Потому что ИХ деньги ОНИ дают отнюдь не на услуги косметолога для прааагрессивной сексуально революционизированной "образованой элитки". А на создание хаоса в стране потенциального... читать далее>>
№ 81
Александра Войнова (Ростов)   19.10.2017 - 08:14
... Спасибо, Teymur! На фоне сплошного пафоса и дожираемой молью агитации эта фраза стоит всех предыдущих постов, вместе взятых. читать далее>>
№ 80
Teymur   19.10.2017 - 03:20
... До сих пор не решил (для себя) что хуже? Аккумулировать собственные деньги ТАМ, или оприходовать ИХ деньги у СЕБЯ? :))) читать далее>>
№ 79
Юлия Бешметова (мышкин)   19.10.2017 - 01:26
отличный фильм. страшно за Россию.Одна надежда на таких людей , как полковник, образ которого создает актер И. Петренко. У этой московской тусовки на уме только деньги. И когда же они вам колом в глотке... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
боевик, научная фантастика, триллер, фильм-катастрофа
США, 2017
драма, триллер, эротика
Франция, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
исторический фильм, спортивный фильм
Италия, 2017
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Испания, 2017
драма, фильм-катастрофа
Россия, 2017
драма, мелодрама
Россия, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>