Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Последнее дело Холмса

Завершился 4 сезон «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом, и он вполне может стать последним — впервые создатели сериала обошлись без мощного клиффхэнгера в конце. Кино-Театр.ру пытается понять, что же это было. Внимание: текст содержит спойлеры!

Финальная проблема «Шерлока»

За 7 лет вокруг «Шерлока» вырос серьёзный культ — только околосериальных книжек и фанфиков вышло больше, чем самих серий. Шоу зажило собственной жизнью, причём настолько, что стало глупо игнорировать его мощнейшую фан-базу, которая, кажется, сгенерировала больше идей по поводу воскрешения Шерлока в 3 сезоне, чем сами создатели сериала — Марк Гэтисс и Стивен Моффат. Впрочем, использование фанатских теорий в «Пустом катафалке» выглядело не столько даже данью уважения умственному труду поклонников, сколько хитрой стратегией Моффата и Гэтисса: напомним, что они так и не объяснили, как же Шерлок воскрес. Многих зрителей это тогда, конечно, взбесило (в том числе и автора этих строк), но хорошенько всё обдумав, приходится констатировать: это было самое элегантное решение проблемы. Какой бы вариант возрождения героя шоураннеры не предложили, он бы всё равно выглядел надуманным и не смог бы никого удивить. А так этот сюжетный трюк стал венцом остроумной изобретательности Гэтисса и Моффата, которые всё это время строили лихой постмодернистский конструкт. И не их вина, что к 4 сезону критики начали громить его в пух и прах.

Большое видится на расстоянии. Но в случае «Шерлока» это формула не работает. Чем больше времени проходит с момента первой серии, тем менее совершенным и даже переоценённым кажется сериал. В Independent, например, вышла разгромная статья с заголовком «4 сезон превратился в гротескную пародию на ранее остроумную и верную духу оригинала адаптацию». Лента в фейсбуке тоже жужжит на тему того, что «Шерлок» уже не тот. Протест против сериала стал если не повсеместным, то довольно заметным. Но в том-то и дело, что «Шерлок» с самого начала был несовершен.

Финальная проблема «Шерлока»

«Введение персонажа Мэри-будущая-Ватсон в качестве ниндзя-убийцы было первым предупреждающим в третьем сезоне знаком о том, что сериал начинает катиться под откос. Какой же ты дерьмовый ниндзя-ассасин, Мэри... Неудивительно, что тебя убила старуха», — выкатывают свои претензии сериалу критики. Претензии, разумеется, небеспочвенные, но по большей части надуманные - кажется, критики страдают девичьей памятью. Если уж на то пошло, то стоит вспомнить серию «Слепой банкир» из первого сезона — чудовищную клюкву про китайскую мафию. Уже тогда сериал можно было громить за нелепость, но этого почему-то никто не сделал. Все так были очарованы «Шерлоком», что просто не замечали или не хотели замечать его видимых недостатков. Впрочем, если одних в первой серии четвёртого сезона («Шесть Тэтчер») смутила нелепая смерть Мэри Ватсон, других - то, что главным злодеем оказалась по сути «мисс Барашкис». Мол, не комильфо вешать убийство на дворецкого, то есть на секретаршу. Ребята, камон, убийцей в «Этюде в розовых тонах» на секундочку вообще был таксист! И тут мы подходим к самому страшному разоблачению, касающемуся сериала: если говорить по существу, «Шерлок» никогда и не был детективом. Что же мы тогда смотрели? Приключенческое кино. Захватывающее, смешное, местами неглупое приключенческое кино.

Финальная встреча с секретаршей в «Шести Тэтчер» не случайно происходит в аквариуме: наблюдать за тем, как мелкая рыбёшка превращается в настоящую акулу, одно удовольствие. Жаль, что за троллингом антагониста люди умудрились не заметить классную режиссуру Рэйчел ТалалэйТанкистка»), которую Первый канал почему-то оттитрил как Таталэй, а ведь именно ей досталась героиня, которая добавила в «Шерлока» элемент реальной опасности и нанесла удар неуязвимости Холмса. Загнанной в угол секретарше дают в руки пистолет, а оружие имеет обыкновение стрелять. При желании всех героев можно убить всего несколькими выстрелами. И Мэри, прыгнувшая под пулю, чтобы защитить Шерлока, делает, казалось бы, невозможное: развенчивает супергеройский образ Холмса. Супергероя, как известно, не надо спасать от пули.

Финальная проблема «Шерлока»


Однако ещё более мощные трансформации в 4 сезоне претерпел Джон Ватсон — из идеального персонажа, рыцаря без страха и упрёка, он превратился в живого человека из плоти и крови, способного (гипотетически) изменить жене. Показателен в этом случае диалог между Шерлоком и Джоном в наикрутейшем финале серии «Шерлок при смерти». Холмс: «Иногда у меня возникает кошмарное чувство, что все мы просто люди». Ватсон: «Даже ты?». Холмс: «Нет, даже ты».

В 4 сезоне стало ощутимо больше драмы. Моффат и Гэтисс перестали делать «Марвел» (потому что «Марвел надоел, а если кому не хватает «Марвела» с Камбербэтчем, те могут посмотреть «Доктора Стрэнджа»). Впрочем, насколько драматичным получился финал «Шерлока при смерти», настолько неинтересным, хоть и выразительным вышел главный злодей Калвертон Смит у Тоби Джонса. Однако, поскольку у этой серии была только одна задача, — помирить Ватсона и Холмса после смерти Мэри (и, опять же, вывернуть душу Ватсона наизнанку), стоит простить ей столь нелепого злодея.

Финальная проблема «Шерлока»

Это были дифирамбы. Теперь приступаем к самой неприятной процедуре: осмыслению финала. Серия «Последнее дело» обозначила главную тему 4 сезона — семья. Нас к ней подводили с «Шести Тэтчер», а когда в «Шерлоке при смерти» появилась сестра Холмса — Эвр — всё окончательно встало на свои места. Превращение Эвр в главную (после Мориарти) антагонистку сериала — сюжетный финт, на котором строится вся интрига сезона с красноречивым слоганом «Это не игра». Но в том-то и дело, что это всё время была игра. Между Шерлоком и Эвр. Точнее Эвр с детства была в обиде на Холмса за то, что он не брал её играть в пиратов, поэтому она выросла в опасную психопатку (и устроила Шерлоку разборку на острове-тюрьме Шерринфорд). От такой постановки вопроса, честно говоря, берёт оторопь.

Дальше — больше: чтобы выяснить отношения между братом и сестрой, создатели сериала поместили их внутрь франшизы «Пила». Насколько это решение было удачным — можно долго спорить, но факт, что «финальная проблема» сериала (так эпизод называется в оригинале) заключается в том, что за примирением Холмса и Эвр невыносимо скучно смотреть. Всю серию они находятся в состоянии обострённого конфликта (и пока это происходит от сериала не оторвать глаз). Однако в итоге этот конфликт оборачивается пшиком: примирением и совместной игрой на скрипках. Должен ли он был завершиться жёстче? Разумеется. Но Моффат с Гэтиссом ударили по тормозам и глупым хэппи-эндом разом перечеркнули всё хорошее, что было в 4 сезоне. И это элементарно обидно.


Подписаться на рассылку новостей
фильмы

обсуждение >>

№ 4
Т-татьян@   19.01.2017 - 12:47
... Отрицательных отзывов о "Шерлоке" специально выискивать не надо, тк. их довольно много. Администрация сайта обязана подходить объективно к публикации рецензий и должна представлять различный... читать далее>>
№ 3
anastasia.skoff   18.01.2017 - 16:27
складывается такое впечатление, будто админы сайта, если не платят за, то специально выискивают исключительно отрицательные отзывы о той или иной премьере. странно, что о "Ла-Ла-Ленд" опубликовали... читать далее>>
№ 2
Т-татьян@   18.01.2017 - 06:39
Спасибо за статью. Я сразу отнеслась с предубеждением к этому сериалу, но в дальнейшем он стал меня всё больше притягивать. С нетерпением ждала новые серии, но... Процитирую автора, тк лучше его не получится. ... читать далее>>
№ 1
Янн (Зеленоград)   17.01.2017 - 02:07
Интересная статья. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, военный фильм, исторический фильм, триллер
Великобритания, Франция, Чехия, 2016
военный фильм, драма, мелодрама
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2017
комедия
Франция, 2017
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>