Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

1

После первой же серии «Школы» я понял, что этот феномен хочешь - не хочешь придется здесь как-то осмыслять. И вот на следующий день сел за стол, принялся осмыслять, но как-то не учел, что вместе со мной осмыслять примутся коммунисты, единоросы, Министерство образования, обеспокоенные родители, удивленные дети, встревоженные блоггеры, все слои населения, короче. Это всенародное осмысление, всероссийское такое «Пусть говорят» производило отталкивающее впечатление, так как очень быстро, как и любое осмысление всем миром, сорвалось на бабий визг, на попытки перекричать друг друга. Из-за этих гениальных в своей простоте пиар-ходов Первого канала, из-за того, что каждый журналист посчитал своим долгом написать по большой статье о «Школе» (чаще всего затрагивающую какую-то одну сторону вопроса) я решил не судить сгоряча и подождать хотя бы ну серии до десятой. И вот, что называется, дождался. «Телесериал "Школа", вызвавший много споров в обществе, с 15 февраля не будет показываться Первым каналом» – сообщает «Интерфакс». Мне в отмену сериала, честно говоря, слабо верится. Уж слишком много всего указывает на то, что это очередной простой и гениальный пиар-ход. Призывы к запрету были, но простите, кто сейчас, слава богу, коммунистов слушает, с 15-го начинаются трансляции зимней олимпиады, а под такое дело естественно выделяется прайм-тайм, дата завершения сериала недавно как раз сдвинулась на 27 мая (окончание учебного года), к тому же сама формулировка уж больно обтекаемая – «не будет показываться с 15 февраля», а до какого февраля не будет показываться? Впрочем, поживем-увидим, гадать не очень хочется. Еще меньше хочется писать памфлет в защиту Германики, да и вообще связную статью – тема уж больно объемная. Все, что вы здесь найдете – это несколько тезисов насчет «Школы», новые будут добавляться по ходу сериала, если показ возобновится, и, надеюсь, вами в комментариях.


2

«Школа», понятное дело, больше всего напоминает рабочие материалы к «Все умрут, а я останусь». Удивительно, но в сериальный формат действие перенесено с минимальными потерями. Хотя опасность была огромная. Фразу типа «Девки, вы, блин, че, офигели?» можно на скорую руку произнести так фальшиво/противно/гнусаво, что, право, лучше смотреть на «Ранеток», владеющих исключительно русским литературным. Всех, кто сомневался в ее творческой состоятельности, кто говорил, что ей подвластны только фильмы о бунтующих девятиклассниках, Германика опровергла наипарадоксальнейшим образом – 62-серийным фильмом о бунтующих девятиклассниках.


3

Парадокс парадоксом, но вот что главное – на телевидении появилось то, что в силу конвейерного производства доселе игнорировалось – характеры. Все отечественное телевидение, все сериалы и телевизионные фильмы были заселены не героями, а трехгрошовыми архетипами, не характерами, а функциями. В самом долгоиграющем сериале про школу, помнится, действовали Отличница, Двоечник, Модница, Скромняга, Спортсмен – не помню, как их всех звали, Гриндерса только помню. Учителя делились на Строгих, Добрых, Неопытных, но все были Озабоченными Образовательным Процессом. Именно в силу привычки, в силу этого примитивного архетипного мышления на «Школу» посыпались упреки разряда (цитата) «показывают дебилов, управляемых монстрами». О как! Двадцати пяти минут людям хватило! Между тем, с позиций 17-ой серии Мурзенко Валентина Харитоновна (Папанова) – персонаж, хоть и не идеально положительный (слава богу), но и не наоборот (слава богу), и вообще один из самых интересных и многогранных характеров сериала. Видите, я даже, как ее зовут, помню. А вы говорили, Германика про взрослых снимать не умеет. А физичка какая? А мамаша Ахмаметьевой? А директор? А бабушка Носовой? Про школьников я и не говорю. А насчет дебилов, управляемых монстрами – это, знаете ли, среднестатистический телезритель сегодня, так что чего возникать-то?


4

Возникают-то понятно чего. Критики, в основном, разделились на тех, кому нравится и кому не нравится 25-летняя режиссерша с дипломом кинолога и пирсингом в носу. Интеллигенция (ну как интеллигенция, журналисты, блоггеры разные) называет героев «зверьками» и справедливо замечает, что «Школа» в сравнении с «Все умрут, а я останусь» – удивительно холодное произведение. Во «Все умрут…» действительно были драйв, энергетика, напряжение, которые в течение 62 серий сохранять немыслимо. Но дело не в хронометраже. Германика, вынужденная по заявкам сильных мира сего, третий раз снимать о девятиклассниках – это как Гай Ричи, вынужденный в третий раз делать кино о больших разборках в маленьком Лондоне. В «Рок-н-ролльщике» в ущерб драйву пришла холодная рассудительность. У Германики, по мне так, этот ущерб незначителен. Да и позиция эта гораздо честнее, чем выжимание из себя новой искренности.


5

Претензии зрителей безыскуснее, но трогательнее. Наивнее, но искреннее. И оттого, что они искренние, действительно страшно. Германике вообще удается вскрывать общественные язвы не собственно фильмами, а дискуссией вокруг них. Интеллигенты, заглянув в этот герметичный мир, говорят «зверьки», родители (что интереснее) кричат «уроды». Более озабоченные говорят: «Наши дети пойдут и применят полученные знания на практике». Знания? Полученные? Вы это кому рассказываете? Мне вот после одной нравоучительной серии «Кадетов» хочется взять что-нибудь тяжелое и раскурочить ну хотя бы телевизор. Да и вообще, предоставьте мне данные, что за несколько лет насилования позитивчиком, снизился процент, ну не знаю, детской преступности для начала. Нет, ребята, никакие «ранетки» этому не поспособствовали – этого шлюховатого вида пипетки, к счастью, с другой планеты.


6

А еще этот сериал ничему не учит. Доброму не учит. Ну не учит, ага. «Всякое искусство совершенно бесполезно» – Оскар Уайльд вам докажет. Господи, это общество настолько обленилось, что винит сериал в том, что «говоря о возможно реально существующей проблеме, не показывает выхода». Ну, хорошо, здесь давайте согласимся. Еще я считаю, что абсолютно бессмысленно показывать новости. Зачем констатировать проблему? Нужно показать решение. Двадцать первый век – народ хочет учиться, не вставая с дивана. Предлагаю сразу после (а лучше и вместо, так без лишней чернухи) репортажа о каком-нибудь сгоревшем ночном клубе в Перми обязать каналы показывать план эвакуации при пожаре, после репортажа о массовом отравлении в детском доме – полезные советы, как правильно хранить овощи. Глупо, но из той же ведь оперы. Извините за пафос, мы разучились замечать и признавать правду. Сейчас это главное, чему стоит учиться.


7

Это все даже не контраргументы, а констатация факта, еще одной, если так угодно, общественной язвы – агрессивная реакция на адекватную действительность. Нет, это возмущение вызвано не обостренным чувством справедливости. Это праведный гнев сладко спавшего, которого утром полили холодной водой из чайника.


8

Наблюдение из той же серии: насквозь лживые, приглаженные «Простые истины» народ триста серий жрал не поперхнувшись. Как и жрет сериалы по НТВ, где этих школьниц скорее бы директор изнасиловал указкой, а школьница в ответ расстреляла бы весь педсостав. Но нет, именно сериал, где учительница, ах, берет взятки и пытается помочь проблемной девочке и у нее, ах, не получается, обзывают чернухой. Аргумент «чернуха» все-таки уже давно исчерпал себя. «Чернуха» – публицистический штамп перестроечной-постперестроечной эпохи гласности, эпохи дешевого кооперативного кино, снимавшегося соответственно на запрещенные ранее темы и в спальных районах. Сейчас, в эпоху тотального позитивизма, в этих же спальных районах снимаются жизнеутверждающие мыльные оперы. А так как натура не особо изменилась, проще всего делать фильмы, в которых герои вообще не выходят из дома – это называется ситком.


9

Возвращаясь к сериалу, надо все же честно признать – учителя, ученики тут, да, с разных сторон показаны, но вот сама школа выглядит, мягко говоря, неприглядно. В начале каждой серии нас вводят сперва на школьный двор, затем в фойе, в раздевалку, где десятки голосов образуют вызывающий подсознательный дискомфорт шум, таким любят нагнетать напряжение в хоррорах или когда хотят показать душевно-психическое состояние шизофреника. Пространство школы почти мифологическое (этому можно посвятить отдельное исследование), движение – броуновское. Сверхподвижная камера вглядывается то в морщинистые лица, то в пережаренные котлетки в столовой, то с последнего ряда наблюдает за очередным плановым мероприятием в актовом зале. Правда ведь неприятно смотреть на этот беспорядочно двигающийся и при этом безнадежно застывший мир изнутри. Вот на чем точно стоило бы заострить внимание. Социальный институт, где личность формируется в первую очередь, давным-давно прогнил. Система образования устарела, хорошие учителя остались с советских времен и с советской ментальностью, молодых кадров нет, фашизм процветает и т.п. Все эти очевидные банальные вещи приходится писать здесь, потому как реакция людей, кто должен был об этом напомнить, хотя бы в связи с сериалом, честно говоря, неадекватна. Тетенька из Минобразования предложила вместо «Школы» показывать «программу про профессиональные секреты учителей», а Грызлов предложил соседнему госканалу сделать сериал о школе образцового содержания. Грызлов-то, надеюсь, пошутил, но канал «Россия» принял все буквально – они уже вдогонку «Школе» снимают «Главную школу». Представляете, да, что это будет? Лучше бы «Простые истины» повторили, там хотя бы Гриндерс есть.


10

Все вышесказанное – не ново и не оригинально. Скорее это элементарное подведение итогов увиденного и услышанного. Что будет дальше? Да все дальше будет хорошо. Даже если «Школу» закроют. Даже если по причине низких рейтингов. Даже если появится, прости господи, «Главная школа» – у нее просто нет будущего. Как и у всех этих галлюциногенных капустников и брежневских концертов. Пускай нескоро, но у них не останется целевой аудитории. Новое поколение требует новое телевидение, новый материал и новые формы, и Николай Басков с русскими бабками по периметру туда никак не вписывается. На это поколение можно смотреть с опаской, можно с презрением, можно с надеждой. Взвесив все факты, правильнее всего, пожалуй, с надеждой.

Смотрите сериал «Школа» онлайн на kino-teatr.ru

Подписаться на рассылку новостей
фильмы

обсуждение >>

№ 74
Амадеус (Питер)   5.11.2011 - 21:19
Для меня выход сериала в эфир не вызвал никакого шока, кроме того что этот сериал показал Первый Канал.Это действительно шок.В остальном сериал довольно щадящ к зрителю, вскрывая лишь самые сильные нарывы... читать далее>>
№ 73
Лануся (Днепропетровск)   27.10.2011 - 13:15
А у нас еще хуже. Так что сериал правдивый, не было откровенных соплей... потому что люди друг друга ненавидят, просто ненавидят, люди злые.. читать далее>>
№ 72
alia (красноярск)   9.03.2011 - 19:58
выход данного сериала в эфир, был подобен взрыву. и ведь действительно взорвалось. взорвалась вся наша жизнь. германика каждым своим творением, поднимает ту или иную социально опасную проблему, которая... читать далее>>
№ 71
Мисс Коми   3.11.2010 - 18:39
Я в ужасе от этого сериала! Дико пошлый, кошмарный и ужасный. Я ровесница этих "детей", сама учусь в 9 классе, но ТАКОГО у нас никогда не было, хотя московская школа № 782 тоже чудовищна. читать далее>>
№ 70
PleinSoleil (Гражданин Земного Шара)   26.10.2010 - 07:36
От сериала меня воротило... Нет, не от "грязи". Наверное, в большей степени от самой постановки, от игры актёров, от... какой-то пошлости. Ни в коем случае не критикую характеры героев, скорее... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
биография, исторический фильм, семейное кино
Великобритания, 2017
боевик, исторический фильм
Россия, 2017
мелодрама, научная фантастика
Норвегия, 2017
все фильмы в прокате >>