Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

История театра >>

Из двух комиссий—НКПроса и ЦК Рабиса — последняя, в составе т.т. Славинского, Лебедева, Алексеева, Бескина и Щербакова, закончила свою работу по расследованию конфликта в МХАТ'е 2-ом и Президиум ЦК Рабиса принял по этому вопросу обширную резолюцию, которую приводим в сокращенном виде.
Мосгубрабис дал конфликту развиваться своим естественным путем, не овладел цеховым движением, подорвав веру в возможность и способность профсоюза уладить конфликт, остался в хвосте событий и создал почву как для обращения Чупрова к советской общественности и прессе, так и дирекции к Наркомпросу с требованием увольнения оппозиции.
Местком также остался в хвосте событий. Тяжелое положение месткома, возглавлявшегося одним из участников, т. н. "оппозиции", связывало его активность в происходившем конфликте, с одной стороны, и вызывало подозрения в пристрастии его к "оппозиции" (поддержке ее) и понижало его авторитет как профсоюзной ячейки — с другой стороны. Вполне естественно, что работа производственной комиссии,в этих условиих не стояла на должной высоте.
Дирекция в лице Чехова не приняла никаких мер к изжитию конфликта, не сделала ни одной попытки сговориться с оппозицией и изжить органически, а не механически конфликт, сразу став в положение стороны и забыв о своей функции руководства театром и улаживания внутрицеховых трений.
Одним из основных пунктов платформы оппозиции, является критика идеологической линии театра, как оторванной от современности, проникнутой мистическим уклоном и ведущей к общему идеалогическому и художественному упадку театра. В качестве обоснования приводятся следующие факты:
а) выбор таких пьес, как: "Орестея" и "Петербург",
б) сценическая трактовка пьес "Гамлет" и "Евграф.",
в) отказ от постановки пьес "Сэди" и "Святой Морген",
г) ведение занятий по актерской технике на философской основе антропософии. Эта идеологическая критика должна быть признана преувеличенной и односторонней.
Второй МХАТ, не имея в прошлом четкой художественно-идеологической линии, действительно, характеризовался наличием среди других художественно-идеологических устремлений, и мистического уклона; но эта полоса имеет определенную тенденцию к изжитию, что подтверждается анализом продукции текущего сезона, в течение которого были поставлены на ряду с "Орестеей" и "Евграф" (тематический и в значительной мере идейный отклик на современность) и "Дело"—одна из наиболее приемлемых пьес отечественной классики, разрешенная в стиле заостренной сатиры. К тому же все эти постановки дали ряд достижений в плане актерского мастерства. С другой стороны, положительная репертуарная заявка оппозиции — пьеса "Волки и овцы" — к тому же предположенная к постановке не в плане новаторства, не доказала остроты идеологического расхождения оппозиции с большинством труппы.
Что же касается педагогической работы Чехова, то этот вопрос подлежит специальному изучению со стороны компетентных и авторитетных органов по линии Главпрофобра хотя, судя по продукции театра, нет основания говорить о проникновении мистических философских начал в методику сценической работы. В итоге, утверждения о художественном и идеологическсм упадке театра за последний сезон не отвечает действительности.
Второй основной пункт платформы оппозиции заключается в обвинении руководящих органов и групп театра в протекционизме. Факт группового подбора актеров не доказан, но если даже он и имел место, то является органическим следствием многорежиссерия и отсутствия единой художественно-идеологической линии театра, при чем обход ролями наблюдался в текущем сезоне лишь после "Евграфа" и не имел признаков удушения актерских дарований вообще.
Следует установить, что оппозиция усложняла сама свое положение, заостряя конфликты не только по линии репертуарно-идеологической, но и по линии хозяйственно-финансовой, бросая руководителям театра тяжкие обвинения в антрепренерстве, бесхозяйственности и т. п. благодаря чему оппозиционность естественно воспринималась в обострившейся атмосфере большинством, как склочность, как стремление свалить Чехова и др., дабы захватить влияние и власть в свои руки.
Большинство же не проявило необходимой идейной терпимости и не обнаружило никаких товарищеских побуждений изжить, на почве преданности общему большому художественному делу, взаимные разногласия и расхождения.
Письмо Чупрова, напечатанное в "Новом Зрителе" должно быть расценено как чисто эмоциональное выступление, предпринятое за собственный страх и риск и объективно сыгравшее роль истерической сигнализации тревожных настроений, охвативших часть труппы. Как самый способ этой сигнализации, так и существо письма заслуживают решительного осуждения. Чупров имел полную возможность обратиться к вышестоящим по профлинии органам, что им не было сделано. Письмо с другой стороны содержит тяжкие, но безответственные обвинения по адресу руководящих групп и органов театра.
Расценивая возникновение т. н. оппозиции как одно из проявлений роста театра — при всей ошибочности отдельных ее положений и действий — надлежит признать отсутствие оснований для огульного обвинения ее членов в злой воле и в столь глубоком расхождении с основами художественной жизни данного театра, чтобы не была возможна с ней дальнейшая совместная работа. Артистов-оппозиционеров необходимо сохранить в составе труппы при условии обязательного отказа их от недопустимых методов борьбы вне установленных организационных форм.
Вместе с тем, по хоз. линии необходима реорганизация управления театром. По окончании текущего сезона НКПросом должен быть разрешен вопрос о замене коллегиальной формы правления единоличной.
В помощь директору, который один отвечает за всю работу перед Наркомпросом через УГАТ — должны быть даны по согласованию с союзом два помощника — один по художественной части и другой по административной части.
Художественный совет, как совещательный при директоре орган, должен быть реорганизован на началах введения в него представителей общественных организаций и по согласованию с союзом его состава.
Общее наблюдение за работой театра должно быть усилено со стороны Нарком проса в лице УГАТ.
Поскольку настоящий состав Месткома вел пассивную роль и не выполнил своей профессиональной задачи в данном конфликте, он подлежит укреплению и досрочному переизбранию. Одновременно должна быть переорганизована производственная комиссия, как подсобный орган Месткома.

обсуждение >>

№ 1
Лобастов Виктор (Москва)   20.06.2010 - 21:00
Хочу объединить людей в праздовании 120 лет Михаилу Чехову. читать далее>>
персоны

Афиша кино >>

научная фантастика, приключения, семейное кино
Россия, 2024
биография, драма, исторический фильм
Германия, Дания, Норвегия, Швеция, 2023
драма, экранизация
Великобритания, США, 2023
комедия, мелодрама
США, 2023
боевик, триллер, фильм ужасов
Ирландия, Канада, США, 2024
триллер, экранизация
Австралия, США, 2023
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2023
фильм ужасов
Франция, 2023
боевик, приключения
Китай, 2022
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram