Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

В 1835 году Михаил Лермонтов написал драму «Маскарад».
Свои наблюдения над жизнью петербургского света Лермонтов использовал в романе «Княгиня Лиговская» и в драме «Маскарад», которую хотел непременно видеть на сцене.{}
В «Маскараде» он следовал примеру Грибоедова. В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных. Лермонтов в «Маскараде» обличал аристократический Петербург, цвет императорской столицы — карьеристов, злых интриганов, темных проходимцев, шулеров, карточной игрой составлявших целые состояния. {} Эта мысль — изобразить светский Петербург на маскарадном балу — дала Лермонтову возможность беспощадно раскрыть интимные тайны аристократического общества. {}
Спектакль в Александринском театре. Справа карикатурное изображение Лермонтова, пожимающего руку неизвестному человеку. (Рисунок в альбом кн. П. Урусова. Литературный музей, Москва)
фото: feb-web.ru
Но и в иное время — вне маскарада — Лермонтов видел перед собой в светской толпе лишь «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Профессор С. Н. Дурылин отметил, что, таким образом, название пьесы относится не только к маскарадному балу, на котором завязалась трагедия Арбенина и Нины. «Маскарад» — весь блестящий аристократический Петербург, где под личиной внешней благопристойности и благовоспитанности скрываются порок и преступление. {}
Драматической цензурой ведал начальник III Отделения граф Бенкендорф. Он потребовал, чтобы Лермонтов переделал пьесу, выбросил нападки на маскарадные балы в столице и «дерзости против дам высшего общества». Более того, он потребовал, чтобы Лермонтов написал другой конец и завершил бы пьесу примирением между «господином и госпожою Арбениными». Дважды заставил он Лермонтова переделывать «Маскарад», но постановку так и не разрешили. {} Жандармы сразу угадали в молодом драматурге дух Пушкина и Грибоедова, мятежный дух декабристов (И. Андроников «Лермонтов. Исследования и находки»)
________
Лермонтов страстно желал видеть «Маскарад» на сцене, упорно борясь с цензурой, а цензура столь же упорно отказывала ему в разрешении. Цензор Ольдекоп так мотивировал запрещение той редакции «Маскарада», в которой он широко известен (4 акта, с Неизвестным): «Драматические ужасы прекратились во Франции, нужно ли их вводить у нас? Нужно ли вводить отраву в семьях? Перенимать драматические уродства, от которых отвернулся даже Париж, это более чем ужасно, это не имеет имени».
«Драма „Маскарад“, — писал Лермонтов в 1837 г. в официальном объяснении по поводу его стихов на смерть Пушкина, — отданная мною на театр, не могла быть представлена по причине (как мне сказали) слишком резких страстей и характеров и также потому, что в ней добродетель недостаточно награждена».
(С. Дурылин «Лермонтов и романтический театр»)
_______
М. И. Вальберхова. Рисунок В. БарановаВ. Инсарский, сослуживец друга поэта С. А. Раевского, хлопотавшего в цензуре о разрешении пьесы, сообщает, что в 1836 году предполагалась постановка «Маскарада» на сцене. Троекратная отметка «36» на обложке цензурной копии пьесы, представленной в цензуру в 1846 года, указывает, как мы думаем, что эта же копия была в цензуре в 1836 года. Настойчивость, с которой Лермонтов добивался в 1836 году цензурного разрешения своей пьесы, свидетельствует, что именно в этом году шла речь о постановке «Маскарада» на сцене Александринского театра.
Особенный интерес вызывает фигура артистки Александринского театра М. И. Вальберховой, для бенефиса которой «Маскарад» был отдан самим Лермонтовым и в бенефис которой, но не в 1836 году и не в 1846 году, а лишь в 1852 году «Маскарад» впервые появился на сцене.
Мария Ивановна Вальберхова — одна из лучших, крупнейших актрис своего времени.{} У нас нет пока материалов, позволяющих с полной определенностью говорить о близком знакомстве поэта с М. И. Вальберховой, но у нас есть материалы, позволяющие говорить о глубокой привязанности артистки к памяти погибшего поэта, о настойчивости, с которой, как бы выполняя волю Лермонтова, она добивалась — и добилась — разрешения на постановку «Маскарада» в свой бенефис. {} Уже после того, как Третье отделение разрешило поставить «Маскарад» в бенефис Вальберховой, какая-то «высокая рука» начертала на официальном цензурном разрешении резолюцию, приказывающую задержать пьесу «до получения (согласия) наследников Лермонтова». Смысл этой подозрительно-трогательной заботы начальства о наследниках(?) Лермонтова — очевиден: «Маскараду» преграждалась дорога на сцену. {}
М. И. Вальберхова, со свойственной ей смелой настойчивостью, нашла «выход». Вместо того, чтобы разыскивать лермонтовских «наследников» («Наследники отыщутся сами!» — говорил Печорин), артистка дала «подписку», где заявляла, что она берет на себя полную ответственность за представление «Маскарада» в свой бенефис... «перед наследниками г. Лермонтова». «Подписка» была «снята» с Вальберховой 27 октября 1852 г., т. е. в самый день ее бенефиса, и сопровождена начальнической пометкой: «к делу о пропуске пьесы „Маскарад“». (Конст. Ломунов «„Маскарад“ Лермонтова как социальная трагедия)
________
… Только после энергичнейших, настойчивых хлопот … удалось вырвать у цензуры разрешение на постановку сцен из «Маскарада» — всего на один спектакль, как сообщается в сборнике, посвященном столетию Александринского театра. Но, судя по указанию Вольфа, «Маскарад» в этот первый год своей сценической жизни шел три раза… 27 и 29 октября и 5 ноября, причем все три раза ставились сцены из «Маскарада». Добившись разрешения на один спектакль, александринцы ставят три спектакля. Несомненно, это стоило и новых хлопот и больших неприятностей, но так велико было желание поставить драму любимого поэта, что актеры александринской сцены шли на любые неприятности и любые хлопоты. {}
Сведений о первом показе зрителям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало. Ни «Отечественные записки», ни «Библиотека для чтения», ни «Сын отечества», ни некрасовский «Современник», ни газета «С.-Петербургские ведомости» не откликнулись на первое появление «Маскарада» на сцене.В. А. Каратыгин - Арбенин. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. 1852 Рисунок А. П. Брюллова.
Среди этого молчания печати о первом представлении «Маскарада» буквально находкой выглядит статья о бенефисе Валберховой, напечатанная в газете «Северная пчела» за подписью Р. З. Псевдоним этот нетрудно разгадать. Автор статьи, конечно, Р. И. Зотов... {} Обращаясь к показанному на бенефисе Валберховой, автор статьи дает отрицательную оценку и «Черному домино» и «Феномену» (другое название фарса «Дитя тайны»). Затем он переходит к «Маскараду» Лермонтова: «Сверх того играны были сцены из известной комедии Лермонтова «Маскарад». Это произведение не сценическое, но наполнено глубокими мыслями и сильным драматизмом. Превосходный наш Каратыгин 1-й играл роль Арбенина; жену его — г-жа Читау, Звездича — Смирнов 1-й, маску — г-жа Орлова. Следственно, обстановка была наилучшая. Увы! стихи Лермонтова, лучшие после Пушкина, написанные с глубоким чувством, остались незамеченными. Драматическое положение Арбенина и жены его, грозная вспышка страстей и трагический конец этого драматического анекдота не возбудили особенного внимания публики».
(Конст. Ломунов «Сценическая история «Маскарада» Лермонтова»).
____________
Впервые на сцене Малого театра «Маскарад» был поставлен … в 1853 году. Это первое представление пьесы Лермонтова в Малом театре забыто настолько основательно, что даже не отмечено в юбилейной книге театра, в посезонных списках постановок. В архиве Малого театра …удалось обнаружить монтировку первого представления «Маскарада». На первой ее странице написано: «Монтировка ком. Маскарад в 1 д. Предполагается к представлению в первый раз в полуб(енефис) актрисы Львовой-Синецкой. Января 21 дня 1853 г. в Б(ольшом) Т(еатре)».
Малый театр показал самый маскарад, и для этого оформлена была маскарадная зала, тогда как в Александринском маскарад был «отодвинут» за кулисы. Постановщик пьесы в Малом театре, режиссер Акимов, стремился показать маскарадный фон, на котором завязывается драма Арбениных. Действующих лиц он наряжает в маскарадные костюмы, основные персонажи — Арбенин, Нина, Звездич — в бальных костюмах и домино. Несомненно, что одно действие, указанное в монтировке и афишах, делилось в спектакле на две картины и что во второй картине участвовали только Арбенин и Нина, так как только они меняют бальные костюмы на домашние.
Иллюстрация к «Маскараду». Нина. Рисунок Леонида Пастернака, 1891 г. (Дом-усадьба Л. Толстого, Москва)В перечне бутафорских вещей бросается в глаза отсутствие кинжала, с помощью которого кончалась пьеса и жизнь Арбенина на сцене Александринского театра. Это позволяет думать, что Малый театр показал развязку драмы, соответствующую лермонтовскому тексту. Любопытна режиссерская пометка, дважды повторенная на страницах монтировки: «Действие в России, в наше время». Театр трактовал «Маскарад» как самую современную пьесу.
В первой графе монтировки указаны артисты и роли, ими исполняемые: Арбенин — Полтавцев, Нина — Васильева, кн. Звездич — Черкасов, женская маска — Воронова, Шприх — Соколов, слуга — Кремнев, слуги — 6 фигурантов, маскарадные гости — 10 фигурантов и 10 фигуранток. Из исполнителей привлекает наше внимание Васильева, крупнейшая артистка Малого театра. Роль Нины пришлась ей настолько по душе, что спустя почти 10 лет она снова хотела выступить в этой роли. Но возраст заставил ее передать роль Нины молодой воспитаннице Поздняковой, будущей знаменитой Г. Н. Федотовой.
К сожалению, московская печать в ту пору так мало внимания уделяла искусству, что мы не располагаем отзывами о первом появлении «Маскарада» перед зрителями Москвы. Петербургский театральный журнал «Пантеон», печатавший «Московские письма» с известиями о театральной жизни и развлечениях второй столицы, первую постановку «Маскарада» в Москве и вообще бенефис Львовой-Синецкой обошел молчанием.
(Конст. Ломунов «Сценическая история «Маскарада» Лермонтова»).
________
Первые постановки «Маскарада» значительны уже по одному тому, что они заставили цензуру разрешить всю пьесу для сцены. Правда, понадобилось еще десять лет, чтобы цензура поняла, что, поскольку — как писал в докладе цензор Нордстрем — в бенефис Валберховой были показаны «самые существенные сцены драмы», нет смысла держать драму под запретом.
«Маскарад» 12 апреля 1862 года был официально разрешен для постановок. Но дирекция императорских казенных театров не спешила воспользоваться этим разрешением. Ни в один из театральных сезонов «Маскарад» не был включен в репертуар казенных театров.
На сцене этих театров «Маскарад» появлялся только по инициативе того или иного крупного актера, в бенефисы или полубенефисы, в обязательном водевильно-фарсовом окружении.
(Конст. Ломунов «„Маскарад“ Лермонтова как социальная трагедия)

Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II. 25 февраля 1865 г. М. Зичи. 1865 г.
фото: statehistory.ru
Первые постановки полной четырехактной редакции (с изъятием отдельных стихов).
Московскому Малому театру принадлежит честь первой в сценической истории «Маскарада» постановки его в полной четырехактной редакции. Эта постановка состоялась 24 сентября 1862 года в полубенефис актеров Ольгина и Колосова.
Обратимся сначала к монтировке. На ее обложке указано: «Монтировка драмы «Маскарад», в 4 действиях, предполагается к представлению в первый раз в полубенефис гг. Ольгина и Колосова, сентября 24 дня 1862 года, в Малом театре». В первой графе перечислены «артисты и роли»: Арбенин — Самарин, Нина — (воспитанница) Позднякова, кн. Звездич — Ленский, баронесса Штраль — Васильева, Казарин — Полтавцев, Шприх — Шумский, Маска — Неизвестный — Ольгин, хозяйка — Ольгина, племянница — Левлева, дама — Никифорова, служанка — Ермолова, доктор — Степанов, старик — Соколов, чиновник — Рябов 1-й, хозяин — Живокини 2-й, банкомет — Кремнев и т. д. Перечислены слуги, понтеры, гости. Кроме перечисленных поименно, в число слуг включено 6 фигурантов, в число гостей — 25 фигурантов и 15 фигуранток. Почти все лучшие актеры Малого театра были заняты в постановке. Оформление спектакля отличается сложностью, связанной с большим количеством картин в пьесе. Монтировка разработана с необычайной тщательностью. Режиссер Богданов дважды отмечает на полях монтировки: «Действие в Петербурге, в наше время, зимой»… Монтировка свидетельствует, что на сцене представлены были все 4 действия, все 10 картин пьесы. Это была первая полная постановка драмы… но полнота была относительной… текст пьесы подвергся значительным сокращениям.
И в первое и в последующие представления на сцене Малого театра «Маскарад» давался в «водевильном окружении»… «Опасная» пьеса не могла быть поставлена целиком и окружалась всяческой театральной дребеденью. {}
Несмотря на резко отрицательные отзывы консервативных московских газет, московский зритель шел в Малый театр смотреть лермонтовский «Маскарад», и об успехе пьесы и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.
На сцене Александринского театра впервые полностью, в четырехактной редакции, «Маскарад» был поставлен 13 января 1864 года. В ленинградском отделении Центроархива хранится афиша этого спектакля. Она гласит: «На Александринском театре, в понедельник 13 января, русскими придворными актерами представлено будет в пользу актрисы г-жи Линской в первый раз «Маскарад», драма в четырех действиях и 10 картинах, соч. Лермонтова». В следующей афише указаны участвующие в постановке «Маскарада» артисты. И в третьей афише указано распределение ролей «Маскарада» между артистами: Арбенин — Аграмов, Нина — Владимирова 1-я, кн. Звездич — Нильский, баронесса Штраль — Федорова 1-я, Казарин — Яблочкин, Шприх — Зубров, Неизвестный — Леонидов, чиновник — Шемаев, дама — Надеждина. Названы остальные действующие лица и исполнители. Названы также актеры, исполнявшие в пьесе роли гостей, понтеров, игроков, слуг. {}
Сама бенефициантка Линская в «Маскараде» не играла. Она принимала участие в комедии «Браслет и прочее»… и в водевиле «Довольно!».
В «С.-Петербургских ведомостях» был напечатан подробный отчет о бенефисе Линской. Рецензент, Виктор Александров, начинает свою статью с утверждения: «Драма «Маскарад» принадлежит к числу молодых и слабых произведений знаменитого ее автора, который сам... обрек ее забвенью». {}
После премьеры, 13 января 1864 года, «Маскарад» был повторен 15 января и показан еще три раза в феврале (3, 23, 27) месяце того же года. Затем «Маскарад» надолго сошел со сцены Александринского театра. Только в 1889 году он был возобновлен всего на один спектакль, в бенефис Сазонова и, очевидно, в связи с 75-летней годовщиной рождения Лермонтова. (Конст. Ломунов «Сценическая история «Маскарада» Лермонтова»).
Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова (1840-41)
Начиная с 1860-х гг. «Маскарад» часто ставился на провинциальной сцене — в Самаре, Оренбурге, Одессе и других городах.
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Коваленко Юлия (Харьков)   3.08.2014 - 16:40
Ну что ж так... Про малохудожественные и малопримечательные постановки Малого театра - да, а про величайший спектакль - реквием по умирающей империи в постановке Мейерхольда - нет? читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мистика, приключения, фэнтези
Россия, 2016
приключения, сказка
Украина, Андорра, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
Великобритания, Франция, 2016
комедия
США, 2017
биография, боевик, приключения
США, 2016
комедия, экранизация
Франция, 2016
боевик, комедия, научная фантастика
Испания, Канада, 2016
драма, исторический фильм, триллер
Испания, США, 2016
боевик, триллер
Великобритания, 2017
детский фильм, комедия
Россия, 2017
драма, научная фантастика, триллер
США, ОАЭ, 2017
драма, комедия
Франция, 2017
все фильмы в прокате >>