Московский театр около дома Станиславского. Спектакль «Ля Эстрада» По пьесе Жан-Люк Лагарса «Music-Hall».
Театр
«Около дома Станиславского» по своей сути является театром авторским. Театром одного режиссёра. Режиссёра и художественного руководителя
Ю.Погребничко. Практически все спектакли в этом театре поставил именно его художественный руководитель. Если посмотреть все спектакли Ю.Погребничко, причём абсолютно не важно, в какой последовательности, должно сложиться ощущение, что это один бесконечный спектакль под названием
осмысление и понимание жизни, сквозь пьесы А.П.Чехова, А.Н.Островского, А.Вампилова, других драматургов (писателей) и их героев с некоторой долей иронии. Причём осмысление и понимание по Ю.Погребничко делается регулярно, что мы видим во время проката спектаклей. Спектакли могут менять направленность хоть каждый сезон. Придя через год или два на один и тот же спектакль, вы можете осмыслить и воспринять его совершенно по-другому, т.е. ваше оценка от увиденного развернётся на все 360 градусов. Изменение какого-то жеста, фразы, произнесенной с ударением на другое слово, перемены интонации героев — всё это воздействует на спектакль.
Как не покажется странным, а понимание и осмысление жизни у Погребничко всегда совпадает с понимаем и осмыслением жизни у героев пьес того же А.П.Чехова, А.Н.Островского. Теперь перевожу на понятный и доступный язык: Ю.Погребничко своими спектаклями не говорит больше того, что хотели сказать своими пьесами великие драматурги и писатели. Получается этакий театр – учебник по адаптации классики под современное время. И при всём при этом театр Ю.Погребничко, рассчитан далеко не для массового зрителя, или как говорится, тут показывают «кино не для всех».
В мир спектаклей Ю.Погребничко «впускают» далеко не каждого, в него надо «попасть», так сказать, всем своим нутром сойтись с эстетикой театра, быть с ним в гармонии, находится на одной энергетической волне. Проживать с ним на одной планете, есть из одной тарелки. Кто не «попал», извините – это не ваш театр. Свободен. Зачем я это всё рассказываю? А к тому, что спектакль «Ля Эстрада» мне показался спектаклем необычным и не типичным для театра «Около дома Станиславского». Спектакль как бы выпадает из общего числа спектаклей театра. Его может смотреть любой зритель, даже не подготовленный к спектаклям театра Ю.Погребничко. Этот спектакль в прямом смысле не об очередном осмыслении жизни как таковой, через страницы драматургии А.П.Чехова или А.Н.Островского. Этот уже попытка обратить внимание на простую человеческую судьбу, в данном контексте на судьбу актёров. Как же на самом деле тяжёл и не благодарен этот труд.
В основе спектакля Ю.Погребничко лежит пьеса французского драматурга Жан-Люка Лагарса «Мюзик-холл». На сцене актриса (
Лилия Загорская), три её партнёра (
Сергей Каплунов, Илья Окс,
Дмитрий Богдан) и настоящий француз (Суан Дао). Сцена представляет собой эстраду провинциального городка. Актриса целый час (столько длится спектакль без поклонов) будет пробовать рассказать нам историю, что значит прожить жизнь обыкновенного актёра, а три партнёра ей в этом будут помогать. Француз будет переводить её монолог на французский язык, тем самым подчёркивая, что эта история вечна для любого народа мира, а также будет играть на гитаре и петь русские и французские песни. Три партнёра (ковёрные) будут скрашивать репризами её выступление. Иногда в её монологе будут попадаться цитаты из пьес А.П. Чехова и Шекспира. Цитаты из пьес, в которых она когда-то блистала как прима какого-то неизвестного нам театра. А вот на деле получится, что рассказать, то она ничего и не рассказала. Выйдя со спектакля, вы и пересказать, не сможете, то, что она нам целый час набалтывала. А в нашей памяти застрянут её финальные слова, которые уложили весь смысл происходящего, слова о преодолении тяжёлого жизненного пути своим трудом с любовью к своему ремеслу. Жизненный путь (любовь к избранной профессии/призванию), который и пробуждает настоящее чувство – любовь к жизни, любовь к простым вещам, любовь к природе, любовь к шуму дождя, любовь к ближним. А всё остальное это оболочка - цирк, эстрада.
И цирк и эстрада тут представлены в широком формате - это и перекидывание красного лазерного огонька друг другу и фокус с распиленной актрисой и мыльные пузырьки (боже, как наивно это смотрится) и изображение рыбы и наконец, имитация звука парохода по средством ржавой трубы. За этими простыми и наивными номерами стоит, естественно, истинно тяжёлый ежедневный труд.
Подводя итоги вышеизложенного, позволю себе предположить, так сказать высказать своё мнение, что господин режиссёр Ю.Погребничко умело и красиво, соединил эстрадные и цирковые номера с бессмысленным на первый взгляд монологом актрисы. Мораль сегодняшнего времени такова: тот зритель, кто ходит только за эстрадой, тот получает эту эстраду, а другой думающий зритель, что пришёл за историей (осмыслением), тоже получил эстраду. Но через эту кажущуюся поверхностную и навязанную нам эстраду мы всё-таки видим героев А.П.Чехова, А.Н.Островского, а также актёрскую, человеческую и душевную гармонию с ними. Ведь театр принадлежит актёрам и только и всего. Только актёры должны нам не рассказывать истории о своей судьбе, а должны проживать жизнь своих героев так, чтобы мы верили этим уже историям жизни героев. А всё-таки главными героями спектакля являются актёры и сам театр. Вот и вся история.
И в заключение.
Театр Ю.Погребничко был бы не театром Ю.Погребничко, если бы не имел свою фишку, как говорят сейчас. Ю.Погребничко всегда ставит два спектакля, сам спектакль и поклоны артистов, как отдельный спектакль. Тут на поклонах нам представили фокус с распиливанием уже не актрисы, а одного из ковёрных. Маленький спектакль, который почему-то всегда заставляет нас уходить их театра «Около дома Станиславского» в хорошем и приподнятом настроении.
обсуждение >>