Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

«ДОКер»-2018: Судьба человека

С 12 по 17 апреля в Москве пройдет международный фестиваль документального кино «Докер», и мы рекомендуем всем, у кого есть ноги интерес к окружающей реальности, добраться до киноцентра «Октябрь» хотя бы в один из этих дней и погрузиться в кино, которое вы нигде больше не увидите. Программа «Докера» – это обсуждаемые во всем мире свежайшие фильмы, неоднократно показанные на крупных мировых кинофестивалях текущего и отчасти прошлого года – в Каннах, Амстердаме, Шеффилде, на «Санденсе» и других престижных смотрах. Редкая, на самом деле, не оцененная в полной мере возможность посмотреть лучший мировой док в оригинале, с русскими субтитрами.

Мы выбрали из конкурсной программы пять фильмов. Их объединяет творческий метод – неотступное, пристальное наблюдение за героями, постоянное нахождение в кадре объекта наблюдения. А также работа на крупных планах, позволяющая в полной мере ощутить борьбу человека с обстоятельствами. Все пять волнуют, удивляют, дают богатую пищу для размышлений, а главное – глубокий опыт личного сопереживания незнакомому человеку. Обстоятельства же, сопутствующие нашим героям, очень разные, с одной стороны – понятные и вполне реальные, с другой – настолько далекие друг от друга, что кажется, не могут они происходит на одной и той же планете. И последнее сходство: все эти ленты были показаны в программе Амстердамского фестиваля 2017 года – самого престижного события для документалистов всего мира.

Все фильмы демонстрируются в рамках фестиваля только один раз.




ЖЕНЩИНА В ПЛЕНУ, реж. Бернадетт Туза-Риттер, Венгрия

«ДОКер»-2018: Судьба человека

Дебютная работа режиссера Бернадетт Туза-Риттер засвидетельствовала парадоксальный факт современного рабства. Встретив как-то женщину, которая похвасталась, что имеет слуг, Бернадетт попросилась к ней в дом немного поснимать и так познакомилась с Мариш – героиней фильма. Мариш работает и подвергается физическому и эмоциональному насилию более 10 лет в доме, где она живет и выполняет все прихоти хозяйки Еты, не получая за это оплаты, если не считать еды и табака. Она также вынуждена отдавать Ете все деньги, которые зарабатывает на заводе. Ей запрещено что-либо делать без разрешения и куда-либо выходить. Ее 16-летняя дочь не выдержала и сбежала несколько лет назад, а Мариш продолжает жить в страхе и смирении. Жизнь оставила на ее лице серьезные следы – у нее не хватает передних зубов, а кожа покрыта такими глубокими морщинами, что невозможно поверить, что женщине только 53 года. Мы не знаем, при каких обстоятельствах Мариш попала в такую чудовищную ситуацию, как не видим лиц ее обидчиков – Еты и ее бессовестных сыновей, а только слышим их голоса, и эта невидимость делает их еще чудовищнее.

По ходу фильма режиссер и героиня сближаются, Бернадетт пытается посеять в голове у героине сомнения, о том, что так жить нельзя. Они переговариваются заговорщицким шепотом, обсуждая возможный побег из плена. Так, стоя за камерой, автор без колебаний вмешивается в жизнь своего героя, нарушая правило, что, наблюдая за событиями, документалист не должен их конструировать.

Драматический эффект нарастает по мере того как Мариш укрепляется в мысли, что настала пора бежать... Фильм заканчивается титром, что в современной Европе 1,2 млн человек содержатся в рабстве, а по миру эта цифра составляет 45 млн.

Дата показа: 15 апреля, 20:30
Купить билет




ЗОВИТЕ МЕНЯ ТОНИ, реж. Клаудиуш Хростовски, Польша

«ДОКер»-2018: Судьба человека

Интимный портрет 18-летнего Конрада, старшеклассника, который пытается убежать от несовершенства современного мира, проблем с родителями и одноклассниками. Парень чувствительный, но обычных талантов и немножко «гадкий утенок». Он мечтает об актерской славе, как у Аль Пачино, благодаря которой он наконец-то станет заметным, будет оценен как миром, так и собственным отцом. Чтобы добиться желаемого внимания и признания, Конрад все свободное время с одержимостью качает мускулатуру, готовясь к конкурсу бодибилдеров, а параллельно ему приходится готовится к выпускным экзаменам, а также посещать актерские и танцевальные классы. Но вопреки амбициям и стараниям, плодов его усердие не приносит. Наоборот, мир словно разваливается, обнажая внутренний конфликт между тем, кто он есть на самом деле, и тем, кем он пытается стать.

Портреты подростков в поисках жизненного пути – не редкая тема в кино, однако польский документалист находит для своего героя необычные интонации, очень нежные, показывая Конрада попавшим в ловушку стереотипов о мужественности и успешности. В прошлом году в программе «Послания к человеку» мы смотрели «Нежную кожу» - картину про мнимую мужественность бодибилдеров, которые слишком много времени вынуждены проводить перед зеркалом, в солярии, кабинете эпиляции – традиционно женских заведениях. Также и герой «Зовите меня Тони» пытается скрыть под мускулами собственную слабость, они никак не могут защитить его от переживаний, неизбежно сопутствующих взрослению.
Картина получила приз ARRI IDFA за лучший фильм в конкурсе студенческих фильмов.

Дата показа: 15 апреля, 18:40
Купить билет



АЛИСИЯ, реж. Маша Оомс, Нидерланды

«ДОКер»-2018: Судьба человека

История о голландской девочке, которая с года воспитывалась в приемной семье, а в пять попала в детский дом, когда ее приемный отец умер. Спустя четыре года она все еще находится в нем и ждет новых родителей. При этом у Алисии жива-здорова мать, она имеет другую семью и навещает дочь лишь изредка. «Мать не может о ней позаботиться», – вот и все, что мы узнаем о причине того, что девочка не живет с мамой. Ни слова, ни взгляда осуждения. Не может и все.

Режиссер Маша Оомс, которая сама первые годы жизни провела в приемной семье, а затем попала в детский дом, документирует мучения Алисии на протяжении трех лет. Месяц за месяцем она пытается проникнуть во внутренний мир девочки, которая все это время мечтает о новой семье. Но ее не берут. Отчаянно переживая вместе с ребенком ее надежды и болезненные разочарования, мы видим, как параллельно растет ее неконтролируемая агрессия, направленная как на других детей, так и на персонал учреждения. Алисия грубит, дерется, впадает в истерики. Сама Алисия, конечно, не понимает, как устроена система, и от этого ее переживания лишь усугубляются. Она не может понять, почему так трудно подыскать ей новую семью. «Тебя не берут, потому что ты особенная девочка»,– объясняют опекуны. «Я обычная девочка», – плачет та в ответ. Самые душераздирающие сцены связаны, конечно, с появлением матери Алисии и тем, как девочка липнет к ней, не хочет отходить. Конечно, хороший уход и внимание участливого персонала не в состоянии заменить ребенку материнскую любовь. Взрослые беспомощны, не могут ничем помочь, даже проявляя безусловное терпение и заботу, и девочку переводят с места на место, попутно усиливая меры безопасности – заборы вокруг становятся все выше, охраны больше, а шкафчики теперь запираются на ключ.
Картина получила специальный приз жюри на фестивале в Амстердаме.

Дата показа: 14 апреля, 12:00
Купить билет



КОГДА БОГ СПИТ, реж. Тилль Шаудер, США-Германия

«ДОКер»-2018: Судьба человека

Действие этой напряженной рок-драмы разворачивается в Европе на фоне террористических атак 2015 года в концертном зале Батаклан и европейской праворадикальной реакцией, направленной против ближневосточных беженцев. Герой фильма – свободолюбивый иранский музыкант Шаина Наджафи, изгнанник, чьи песни, ставшие языком молодежи, объявлены в Иране вне закона. Наджафи вынужден скрываться даже в Европе, опасаясь, что радикальные силы найдут и убьют его в Кельне, где он живет уже несколько лет. Выступления перемежаются с интимными подробностями из жизни музыканта и политического активиста, в частности, мы видим, как его одолевает внутренняя паранойя. В начале картины Наджафи показывает пистолет для самообороны, вскоре после этого он заставляет друга выпрыгнуть из машины, подозревая, что в нее заложена бомба. Страхи эти во многом обоснованы, поскольку после каждой новой песни на него сыпется колоссальное количество угроз. Наджафи задается вопросом, какова цена свободы самовыражения, но не может ответить, особенно если впереди турне по Европе, где рисковать придется не только своей жизнью, но и жизнями коллег и поклонников.

Безбашенность героя дополняет пикантный факт – он влюблен в глубоко религиозную внучку первого премьер-министра Исламской Республики, и та отвечает ему взаимностью. А что еще более удивительно – когда-то по молодости он стремился стать муэдзином, поющим с минаретов Коран своим прекрасным голосом. Теперь, глядя на то, что происходит в мире, он уверен – Бог есть, но он спит.

Дата показа: 14 апреля, 22:45
Купить билет



МАКАЛА, реж. Эммануэль Грас, Франция-Конго

«ДОКер»-2018: Судьба человека

Совершенно невероятный, мистический опыт ожидает того, кто захочет увидеть фрагмент жизни скромного угольщика из Демократической Республики Конго. Сперва парень по имени Квабита из небольшой деревни в одиночку изготавливает древесный уголь (Макала – «уголь» на суахили). Он выбирает огромное дерево, срубает его, разрубает на части и превращает в уголь в печи, построенной тут же, на склоне. Но этот тяжелый труд – лишь начало испытания, самая малая его часть. Далее Квабита складывает уголь в мешки, привязывает ношу к велосипеду – наверное, около 15-ти мешков – и отправляется за 50 км в город, чтобы продать там плоды своего труда.

Изнурительный и небезопасный путь – вторая часть фильма, где мы видим, как из дорожной пыли выползают точно такие же, идентичные странники, толкающие в одиночку другие перегруженные мешками велосипеды – по песчаной дороге, то в гору, то с горы. Но и это еще не конец мытарств. Квабита приезжает в город, где на вырученные с продажи угля деньги ему нужно купить 15 листов жести, чтобы укрепить крышу своего дома, защитить молодую жену и ребенка. Город встречает шумом, грязью, недоброжелательными людьми, и путешествие мужчины окончательно превращается в крестный путь.
Фильм получил Гран При на неделе кинокритики в Каннах.

Дата показа: 17 апреля, 18:00
Купить билет

обсуждение >>

№ 4
khazad_dum   11.04.2018 - 21:20
Кстати, в наши времена продавать права на своё произведение - верх легкомыслия. Ведь существует же краудфандинг, если уж нужны деньги. А если нет денег, то уж лучше творить на коленке и отдавать забесплатно,... читать далее>>
№ 3
khazad_dum   11.04.2018 - 20:11
... Спасибо, Екатерина! Про авторские права и продюсеров я в курсе, конечно, т.к. сам кое-что снимаю (не хочу открывать карты). Только не знал, что для того, чтобы снять документальное (!) кино... читать далее>>
№ 2
Королева Мытищ (Мытищи)   11.04.2018 - 19:43
... Спасибо за вопрос, он довольно серьезный и требует написания большого объяснительного материала. Очень многие задают этот вопрос. Я когда-нибудь разрожусь текстом, а пока отвечу: права на прокат... читать далее>>
№ 1
khazad_dum   11.04.2018 - 11:43
"погрузиться в кино, которое вы нигде больше не увидите" - Почему? До каких пор? Неужели в странах, где сняли эти фильмы, до сих пор не провели интернет? Или им жалко отдать свой фильм, снятый,... читать далее>>

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен