Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Леонид Луккер

Луккер Леонид Викторович

Родился 26 августа 1905 года в семье потомственного кузнеца (деревня Ольговка, ныне - Волновахский район Донецкой области).

Работал жестянщиком, учеником пекаря. Закончил вечернюю гимназию, профессионально-техническую школу, стал слесарем на заводе в Таганроге. Там же начался его путь в театр – от художественной самодеятельности до режиссера. С 1927 года на профессиональной сцене: актер, режиссер, директор театров.

Работал в театрах Владикавказа (1927-1928), Краснодара (1929-1930), Курска (1935-1936), Днепропетровска (1944-1945), Ташкента (театр Красной Армии Туркестанского военного округа; 1945-1946), Тулы (1946-1949), Красноярска (1953-1955), Куйбышева (1958-1959), Мукачева (1959-1960), поставил более сотни спектаклей.

В 1933 году создал Свердловский театр музыкальной комедии и был его первым руководителем в течение двух сезонов.
В 1936-1938 и во время Великой Отечественной войны (1940-1944) был художественным руководителем Николаевского русского драматического театра им. В. П. Чкалова.
Главный режиссер Мичуринского театра с 1949 по 1952 гг.
В 1955-1958 годах - главный режиссер Новосибирского ТЮЗа.
В 1960-1963 годах - художественный руководитель Ереванского русского театра драмы.
Главный режиссер Псковского областного драмтеатра имени А. С. Пушкина (1963-1968).

В 1997 году вместе с женой, актрисой В. П. Шмаковой уехал в США к дочери. Скончался в сентябре 2001 года.
театральные работы
«В поисках радости» В. Розова (1958, Новосибирский ТЮЗ)
«Миллионерша» Б. Шоу
«Украденное счастье» И. Франко
«Традиционный сбор» В. Розова
«Дорога через фронт» И. Виноградова
«Трибунал» А. Макаенка
«Дочь России» П. Е. Чередниченко

последнее обновление информации: 13.12.14
Первый директор Театра

Леониду Луккеру было всего 28 лет, когда весной 1933 года первый секретарь Уральского обкома партии Иван Кабаков вызвал его к себе и поручил сформировать труппу создающегося в Свердловске театра музыкальной комедии. Задачу коротко сформулировал так: "Кадры для театра ищи по всей стране. Приглашай всё лучшее, что сумеешь найти. Помни, театр создается для такого могучего края, как Урал".

И Луккер отправился в путешествие. Был он вообще-то актером Свердловского драмтеатра, проявлявшим склонности к режиссуре. В Свердловск его пригласил такой крупный театральный деятель, как заслуженный артист РСФСР Владимир Константинович Татищев, организатор театральной студии в Одессе и театра "Красный факел", ныне работающего в Новосибирске. Под руководством Татищева Луккер успешно работал в Краснодаре в качестве актера и молодого режиссера. И в 1932 году, переехав в Свердловск, уже в качестве художественного руководителя драмтеатра Татищев пригласил своего ученика и ассистента к себе.

Это он, Луккер, сформировал первую труппу нового коллектива. Договорился о переезде на Урал колесившей по Украине оперетты, которая числилась за Смоленским управлением зрелищных предприятий. Пригласил группу выпускников Московского хореографического училища: первый спектакль взялся ставить их педагог - балетмейстер Виктор Цаплин. В Ленинграде уговорил взяться за режиссуру премьеры такого авторитетного режиссера, как Алексей Феона, который не только приехал сам, но и привез с собой несколько молодых актеров, а также художников В.Ходасевич и В.Басова.

Вместе с Луккером молодой театр пережил первые радости. На его сцене в 934 году Луккер поставил одну из первых советских оперетт - "Миллион терзаний" И. Дунаевского.

ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО
5 декабря 1999 г.

...Прошло много времени. Произошло столько перемен. Познакомимся.

Я, Луккер Леонид Викторович, первый директор и художественный руководитель нашего театра музыкальной комедии. Последний раз по приглашению театра я принимал участие в праздновании его 50-летия.

...Театр Свердловской музкомедии прошел через всю мою жизнь. Мучил, мучит, и жжет по сей день. Не откажите в любезности - написать несколько слов о театре. Хочется узнать о его жизни и людях. Услышать о "стариках", оставшихся в живых...

Письмо удивило и обрадовало - это был голос из прошлого, который раздался неожиданно осязаемо близко. На конверте стоял обратный адрес: Лонг Бич, Калифорния, США.

Память тут же услужливо высветила строки из книги "Вас приглашает оперетта", выпущенной к 50-летию театра: "В апреле 1933 года Леонида Луккера, в то время молодого (ему только исполнилось 28) актера и режиссера свердловского драматического театра, вызвали в обком партии. Первый секретарь нарисовал перед ним картину грандиозного будущего столицы Урала и, сделав акцент на культурной жизни Свердловска, сказал: "У нас есть уже театры, но этого мало. Нужна еще оперетта! Нужен руководитель. Учти, ничего нет. Ни людей, ни здания. Есть только необходимость. Начинать надо с колышка... Возьмешься?". Неужели письмо из Америки прислал сам Леонид Луккер - автор эмоциональных воспоминаний о первых днях Свердловской музкомедии? В конверте, кроме письма, были и фотографии - энергичный пожилой человек с удивительно молодыми глазами и открытой обаятельной улыбкой. Как судьба занесла его за океан? Что вместила в себя его богатая событиями творческая жизнь? И, вообще, что мы знаем о Леониде Луккере кроме того, что сам он писал в своих воспоминаниях? Ответы на эти и многие другие вопросы - в его письмах, письмах из Прошлого...

6 марта 2001 г.

... "Отвечая на Ваши вопросы...

Из Свердловска я уехал в связи с личными обстоятельствами, с сожалением оставив многочисленных друзей, среди которых были А. Васильев (директор театра, которого я сам и рекомендовал на это место), Г. Новицкий - главный администратор, актеры Сергей Дыбчо, Николай Мягкий, Макс Биндер, художница Валентина Ходасевич... Все они помнили меня и еще не раз звали вернуться, но... жизнь часто решает за нас, не считаясь с нашими желаниями. Все годы, прошедшие с тех далеких времен, Свердловский театр оставался частью моей жизни, куда бы ни заносила меня судьба.

В Калифорнии мы с женой, Валентиной Шмаковой, поселились три года назад. Там у меня дочь и внучка. Очень трудно нам стало одним в Пскове. Конечно, я уже не работаю, ведь мне уже 96, а жене - 80. К тому же, я не говорю по-английски..."

Удивительно, сколько замечательных историй, как оказалось, может рассказать один человек! И, признаемся справедливо, лишь малая их часть связана с театром музкомедии - ведь, если быть документально точными, то Л. Луккер, создав в Свердловске театр, оставался его директором и художественным руководителем лишь два первых сезона. Но зато, какое это было время! Тогда год шел не за два, а за все четыре! Судите сами: труппу для будущего театра Л. Луккер, как известно, нашел в Полтаве. Переговоры были позади, и почти счастливый директор, подготовив все для приема актеров, немного расслабился, но...

"Четыре вагона, посланные в Полтаву за актерами, возвратились пустыми...

Что же случилось? В Полтаве в это время был голод. Сборы в театре резко упали. Пригласили гастролеров (Днепрова и других) - не приехали. В довершение, взбунтовались квартирные хозяйки. Потребовали полного расчета за проживание. Из квартир не выпускали... Этот "Полтавский бой" мне запомнился навсегда."

И этот "Полтавский бой" был не единственным!

...Сегодня премьера "Гейши". Но кто это движется мне навстречу? Викс, Мария Густавовна! Но что это?
- Мария Густавовна, что с Вами?
- У нас премьера "Гейши", - заикаясь, отвечает она.
- Знаю. Я спешу туда. Маша, да у вас на глазах слезы! - Невероятно. У нашей могучей Викс слезы! - Да что случилось? - И опять слезы. Градом. Я обнял ее, начал расспрашивать, что же все-таки случилось.
- Украли все костюмы "Гейши"! Что же будем делать?
- Делать буду я, а Вы... "Будь Гейша вечно весела, со всеми ты мила, резва..."

Память Леонида Викторовича - настоящая сокровищница театральных баек, грустных и уморительно смешных, курьезных и мудрых, но главное - все они подлинны. Имя Л. Луккера значится в Театральной энциклопедии, его личный архив хранится в театральном музее им. Бахрушина. А начиналось все с "горьковских университетов", на сцену юный комсомолец-активист попал случайно - заменил заболевшего актера в самодеятельном спектакле, да так и остался - в плену у театра навсегда. В 21 год он уже возглавил свой первый театр, за долгую жизнь в искусстве работал в более 10 российских театрах, поставил более сотни спектаклей. Ровесник века, он был знаком со Станиславским и Мейерхольдом, пил пиво с самим Буденным и однажды, при весьма интересных обстоятельствах, встречался с Владимиром Маяковским...

20-е годы. Таганрог. Приходит как-то к Луккеру человек, представляется импресарио Маяковского, который, проездом на Кавказ, остановился на день в Таганроге и просит сдать ему на вечер театр для публичного выступления. Луккер согласился, но импресарио не хотел платить нужную сумму, и они расстались, не сговорившись. Через полчаса Луккер услышал широкий бас и увидел большого красивого господина с полированной тростью в руках. "Здравствуйте, я - Маяковский! Вы же понимаете, город должен быть заинтересован во мне". Луккер стал объяснять поэту, что, отменив спектакль, театр понесет убытки. Тогда снова зазвучал бас: "Ну, хорошо. Я сниму здание клуба - рядом с вашим театром, и у меня будет весь ваш зритель." С тем и ушел, поигрывая тростью.

Вспоминая эту историю, Леонид Викторович признается: "Конечно, сегодня я бы принял другое решение. Но тогда Маяковский не был так знаменит на периферии. Я пригласил к себе руководителя репертуарной части и предложил на этот вечер объявить убойной силы спектакль - "Цыганка Аза".

Вечером, "Цыганка Аза" собрала полный аншлаг, а Луккер с друзьями пошли полюбопытствовать, как дела у Маяковского, и увидели заполненный не более чем на шесть рядов зал...

"На следующий день я уезжал в командировку, - вспоминает Леонид Викторович. - Раннее утро. Вокзал. Пассажиры в ожидании поезда пьют чай. И только Маяковский, как лев в клетке, аршинными шагами ходил во всю длину зала ожидания. Я пытался с ним поздороваться, но он поклон не принял, возможно, не увидел..."

А вот одна из театральных "мелочей", которая кажется особенно трогательной, потому что в ней, пожалуй, символично отразилось личностное отношение Леонида Викторовича к чуду театра.

"Я отлично себя чувствовал, когда подошва ощущала ковер сцены. Сразу наступал творческий подъем, уверенность в себе и нужное настроение... Может быть потому, что в жизни не ходил по коврам, сценический ковер давал мне ощущение, которого не было в реальной жизни? Я до сих пор помню это чувство: переступил границу, ощутил под ногами ковер и начал жить другой жизнью - по законам театра. У меня чувство сцены осталось на подошвах..."

Что это? Причуды старых мастеров? Да, все меняется с течением времени. Вот уже много лет ковер, устилающий сцену, зовут прозаически - "половик", а сейчас используют для него современный, красивый и удобный линолеум...

В одном из писем Л. Луккер прислал нам необычный подарок - шарж, у которого, как оказалось, есть своя история.

"Когда я был художественным руководителем русского драматического театра в Ереване (1960-1963), мне часто приходилось бывать в правительственной ложе театра. Иногда члены правительства приводили с собой именитых гостей. Так, однажды, один из них, неизвестный мне художник, раскрыл свой большой блокнот и попросил меня повернуть к мену голову. Я ответил, что ничего у него не получится. Художник заверил: "Ничего, у меня получится". Не прошло и пяти минут - шарж был готов. Много лет прошло с тех пор. Я ценю этот шарж-портрет и храню его. Я думаю, он в жанре нашего театра..."

Рассказать целую жизнь Л. Луккера не хватило бы и толстой книги - не то, что газетной статьи. Но письма из-за океана по-прежнему приходят в театр, который он создал. Так пусть звучит его голос, как живой лучик, пробившийся к нам сквозь саму историю...

В канун Международного дня театра мы получили от Леонида Викторовича поздравление, которое заканчивалось такими словами.

РОССИЯ, Екатеринбург, Лучшей музкомедии страны

Родные! Слежу за вашими успехами и говорю СПАСИБО! Сердечно поздравляю Театр и его зрителей с Днем театра. Дальнейших творческих и жизненных побед всем.

С любовью, ваш Леонид Луккер, "строитель театра".

P.S. Вот уже восемь лет, как не приходят письма из-за океана. В сентябре 2001 года после продолжительной болезни сердца Леонида Викторовича не стало. Ему было 96.

В том, что Свердловский театр был особенной страницей в его жизни, сомнений нет. Дочь Луккера продолжала переписку с театром в течение нескольких месяцев, пока Леонид Викторович болел, и скорбная весть тоже пришла в Екатеринбург буквально в тот же день.

Е.Обыденнова

Автобиографическая справка

Родился я 26 августа 1905 года, года не только первой русской революции, но и погромов. Родители, желая меня спасти, спеленали и спрятали в клеть из-под кур, а клеть заставили в сарае домашним скарбом. Сами рассеялись по окраинам села. Детский плач был заглушен криком напуганных птиц.

Я был спасен.

Итак, место рождения Украина, деревня Ольговка, Волновахский район Донецкой области.

«Мои Университеты» начались в 1912 году в народной школе г.Бахмута, ныне г.Артемовск. С 12 лет трудился в частных слесарных мастерских. Там же, в 1918(19)году, совмещая работу на городской электростанции, поступил в вечернюю гимназию.
Во время гражданской войны гимназия была закрыта.

В условиях голода и сыпняка, вновь пришлось перебиваться случайной работой.
С 1920 года учился в профессионально-технической школе в г. Бахмуте, а с 1922 в г. Таганроге в профессионально-технической школе механико-металлургической специальности, которую закончил в 1924 году. С этого же года по 1926 работал в качестве слесаря на заводе компаут-пресса «Строитель» (бывший Кебер и Кº).
Все детские и юношеские годы был связан с художественной самодеятельностью. Постановку Гиньоля С. Третьякова «Слышишь, Москва!» в 1926 году можно считать началом моей творческой работы.

На профессиональную сцену в г. Владикавказе вступил в 1927 году.
Моими учителями по режиссуре являлись заслуженный деятель искусств Александр Игнатьевич Канин, заслуженный деятель Искусств Иван Алексеевич Ростовцев, заслуженный артист Владимир Константинович Татищев.

Основными театрами, в которых я работал, считаю: Краснодарский драматический, Красноярский Драматический театр, Свердловский драматический и музыкальной комедии, Николаевский им. В. Чкалова. С работой в этом театре совпали годы Великой Отечественной войны, эвакуация театра. Театр был «отпущен» без содержания до особого распоряжения.

Надеясь на помощь свердловских товарищей по прошлой работе, местом эвакуации был избран Урал. Эвакуация Николаевского театра на Урал – это в моей жизни большая ми самостоятельная тема. Здесь только скажу, что обстоятельства сложились так, что нам пришлось вывозить людей из-под бомбежки г. Николаева. Сложный переезд в Свердловск, трудоустройство актеров, поиски базы для восстановления театра.

Базой стал город Алопаевск, Свердловской области. Театр обслуживал г.г.: Алопаевск, Нижнюю Салду, Верхнюю Салду и нижний Тагил.

Этот период я работал как руководитель театра, совмещая должность директора и художественного руководителя. Все годы моей жизни были напряженными. Наибольшего напряжения из всех театров потребовала организация Свердловского театра музыкальной комедии, и в годы войны эвакуация Николаевского театра, его стационирование.

Силы были на пределе, и в это время меня постигло личное несчастье. Немецкая армия, быстро продвигаясь по Украине, застала в г. Гадяче (Полтавская область) моих родителей. Отец, мать и бабушка были расстреляны фашистами. Как смириться с мыслью: «Они меня спасли, я - нет».

В июле-августе 1944 года руководство вызвало меня в Николаев для подготовки и реэвакуации театра. Возвращенный театр им. Чкалова поднял свой занавес в Николаеве 3 сентября 1944 года.

Это была победа искусства накануне большой Победы нашего народа.

В Псковский театр им. Пушкина я был принят на должность главного режиссера в 1963 году, а в 1968 году вышел на пенсию.

Более детально моя биография отражена в документах, переданных музею им. Бахрушина, а также имеется упоминание в театральных энциклопедиях по г.г. Еревана и Пскова.

Г. Псков
2 июня 1992 г. Леонид Луккер

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram