Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Ефим Лишанский

Лишанский Ефим Яковлевич

1905, Киев – 1982, Киев

Режиссер, педагог.
Заслуженный артист Украинской ССР (1938).

В 1925 году окончил 3-ю студию МХАТа (мастерская Е. Вахтангова, затем Р. Симонова). В 1925–1926 годах работал в Киевском театре «Березиль», в 1927 году – в Театре им. И. Франко, в 1927–1932 годах - режиссер в различных театрах Киева.
Основатель, художественный руководитель и режиссер Театра Красной Армии Киевского особого военного округа (1931–1941) и Оперной студии при Киевской консерватории (1938–1981, с перерывами).
В 1941–1942 годах работал в Кустанайском театре.
В 1942-1943 гг. художественный руководитель Алтайского театра драмы, затем - в Днепропетровском театре им. Горького.

В оперных и драматических спектаклях стремился к созданию органичного целого на основе единства драматургии, оформления, музыки. Уже в начале 1930-х гг. он использовал неожиданные ракурсы, кино- и полиэкраны. В постановку опер внедрял принципы драматического спектакля, отвергая статику. Лучшие работы – поставленные в Киевском театре оперы и балета оперы Дж. Пуччини и М.П. Мусоргского, а также «Северный ветер» Л.К. Книппера, поставленный в Оперной студии. Был режиссером-постановщиком первой украинской советской оперы «Дума черноморская» Б.К. Яновского (Киевский театр оперы и балета, 1929).

В 1934–1941 годах - заведующий кафедрой режиссуры Киевского театрального института. В 1947–1982 годах - на кафедре оперной подготовки Киевской консерватории (в 1947–1952 годах - заведующий кафедрой, с 1950 - профессор). Среди учеников: Л.А. Руденко, Д.М. Гнатюк, Е.С. Мирошниченко. В 1974–1976 годах вел курс радиолекций по мастерству актера и режиссуры для народных театров.
театральные работы
Барнаульский драмтеатр
«Осада Лейдена» И. Штока
«Генерал Брусилов» И. Сельвинского

Киевский театр Красной Армии
«Доходное место» А.Н. Островского
«Продолжение следует» А.Я. Бруштейн
«Интервенция» Л.И. Славина
«Дни Турбиных» М.А. Булгакова

последнее обновление информации: 27.05.13

Новатор драмы и оперы

Как-то на спектакле Киевского театра оперы и балета «Травиата» обычно сдержанные иностранцы утирали слезы, потрясенные исполнением главной роли Евгенией Мирошниченко. Говорили: редко увидишь в опере такую великолепную драматическую игру...
Считают, что избравшим оперный путь труднее, чем драматическим актерам. Ведь те могут проговаривать свои роли, а оперные — должны выпевать текст, преодолевать двойную условность игры в предлагаемых обстоятельствах. А не справившиеся с этим всю жизнь слышат упреки, что они статичны на сцене, жесты их преувеличены и смешны, текст понять невозможно...
Е. Мирошниченко, Д. Гнатюк, Л. Руденко, А. Мокренко и другие учились актерскому мастерству, искусству движения на сцене и сценической речи в Оперной студии Киевской консерватории у великолепного театрального режиссера профессора Ефима Яковлевича Лишанского, столетие со дня рождения которого отмечалось в сентябре. Много лет после окончания alma mater они посылали ему свои буклеты с надписью «Дорогому Учителю», а он помнил всех своих учеников.
Имя режиссера Лишанского отмечено в отечественных и зарубежных энциклопедиях (в том числе «Енциклопедії українознавства» В. Кубиевича, Нью-Йорк, 1953). Его творчество оставило яркий след в культурной жизни украинского общества, а традиции формирования оперного мастерства живы и сегодня.
Когда-то юный киевлянин, окончивший коммерческое училище, театрал и меломан, был потрясен спектаклем Е. Вахтангова «Турандот». И это определило выбор профессии. Е. Лишанский поступил в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Е. Вахтангова, затем Р. Симонова и окончил ее в 1925 г. В студии уважали молодых, они быстро расцветали и формировались, были готовы к самостоятельной работе. По возвращении в Киев в театре Леся Курбаса, где в 1925—26 гг. он работал и стажировался в режиссерской лаборатории творческого объединения «Березіль» вместе с М. Крушельницким, Л. Верхацким, В. Василько, Б. Тягно, он встретил стремление строить новое искусство, ломку стереотипов, новаторство. В марте 1925 г. лабораторию переименовали в «штаб», куда входили «станции» (фактически направления деятельности театра: разработка нового революционного репертуара, систематизация опыта, создание театра для села и т.д.).
В 1927—32 гг. Ефим Яковлевич ставил спектакли в различных киевских театрах, читал лекции в театральном вузе Харькова, руководил передвижным театром для села. Известная киноактриса Н. Гебдовская («Джальма» А. Курдюма, «Иван», «Земля» А. Довженко) вспоминала, как на гастролях театра в Березани именно Е. Лишанский заприметил ее и посоветовал учиться в Киеве. Затем она работала в передвижном сельском театре, потом в труппе театра им. И. Франко в Киеве. Возможно, такой «мобильный» стиль жизни режиссера в то время спас его от репрессий, постигших многих курбасовцев.
В 1931 г. Е. Лишанский стал основателем, худруком и главным режиссером Театра Красной армии (КВО), где проработал 10 лет. Здесь ставили классику и современные пьесы («Доходное место» Островского, «Интервенция» Славина, «Дни Турбиных» Булгакова). «Женитьба» Гоголя шла на украинском языке. Зрители полюбили театр. Критики писали: «В режиссерской работе над «Женитьбой» Н. Гоголя в украинском Театре Красной армии много свежих интересных моментов» («Литературная газета», 1934). «Режиссерская работа Лишанского носит в себе признаки серьезной вдумчивости, хорошего вкуса и отказа от заезженных сценических приемов» («Пролетарская правда», 1935). Отмечали оригинальные мизансцены, неожиданные ракурсы, использование кино- и полиэкранов в постановках. На пятилетие театр приветствовали К. Тренев, Иванов, В. Вишневский, Ф. Панферов, многие другие. Е. Лишанскому присвоили звание заслуженного артиста Украины.
Молодой режиссер был темпераментным, увлекающимся человеком. Для сценических «связок» в спектакле он иногда считал необходимым ввести от себя пару реплик, но честно испрашивал на это разрешение у М. Булгакова, Л. Шейнина, братьев Тур. Они разрешали.
29-летнего режиссера пригласили заведовать кафедрой режиссуры в Киевском театральном институте.
Лишанский страстно любил музыку, хорошо играл и импровизировал на фортепиано (в юности шутя разыграл меломанов, исполнив «новые произведения Скрябина». Все поверили...) Это привело его наряду с Театром Красной армии на подмостки оперного театра в Киеве, где он режиссировал постановки опер Дж. Пуччини и Мусоргского и стал режиссером-постановщиком первой украинской советской оперы «Дума Черноморская» Б. Яновского о национальном герое Самийле Кишке, где пели Гайдай и Шумский (как писала пресса, они исполнили роли с неподдельным драматизмом).
Критики отмечали, что Лишанский доказал: оперный актер — не манекен с голосом, а активный художник; судьбу оперы решают не примы, а весь актерский ансамбль. Постановки режиссера несут в себе четкие тенденции ломки оперных традиций и поиска новых форм оперного искусства. Режиссер придавал большое значение и художественному оформлению спектакля. (Ряд его постановок оформлял Н. Тряскин, ассистировала Татлина.)
В военное время Е. Лишанский ставил в Кустанайском, Алтайском, Днепропетровском театрах пьесы, зовущие к борьбе («Мстислав Удалой», «Нашествие» Л. Леонова) и классику. Успех был огромный, писали местные газеты, у людей появилось повышенное внимание к театру. Труд режиссера в годы войны отмечен множеством почетных грамот. С 1938-го (исключая годы войны) по 1982 г. (до самой смерти) Лишанский «ковал» оперные кадры в Оперной студии при Киевской консерватории.
И сейчас особенности режиссерской системы, традиции, заложенные мастером, живы в постановках Оперной студии при Киевской консерватории под руководством известного мастера оперы А. Мокренко.

Елена Новикова

14 октября 2005

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники