Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Валентина Сперантова

Валентина Сперантова фотографии

Сперантова Валентина Александровна

24 февраля 1904, Зарайск — 6 января 1978, Москва

Заслуженная артистка РСФСР (1946).
Народная артистка РСФСР (1950).
Народная артистка СССР (1970).

Окончила Театральный техникум имени А.В. Луначарского (1925).
С 1925 года — актриса Первого государственного педагогического театра (впоследствии — Госцентртюз), в 1942-1944 гг. — фронтового театра ВТО, с 1944 года — актриса Центрального детского театра.

В кино с 1953 года (первая роль — бабушка Сима — в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). Член КПСС с 1953 года.

За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Около 50 раз выходила в прямой эфир в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
40 лет проработала на Всесоюзном радио, где создала большое количество литературных и сказочных образов.

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (6 участок).
театральные работы
Роли в ГОСЦЕНТЮЗе:
Джо Гарнер («Том Сойер» Н.Векстерн и И.Романовского), 1925
Серега («Самолет» Б.Никифорова), 1925 г.
Нинка-Хромушка («Колька Ступин» С.Ауслендера и А.Солодовникова), 1926
Ши Тао («Желтая собака» С.Маккавеева), 1927
Ягненок, Жена сапожника («Басни» И.Крылова), 1927
Дуняшка («Женитьба» Н.Гоголя), 1928
Немецкий пионер («Так держать» А.Иркутова), 1928
Егорка («Черный Яр» А.Афиногенова), 1928
Франька («Так было» А.Бруштейн), 1929
Ахмет («Винтовка № 492116» А.Крона), 1929
Мишка («Пороги» А.Афиногенова), 1930
Франуэль («Чемодан Коауса Хитльснера» В.Курдюмова), 1931
Бьятта («Джордано Бруно» Т.Голицыной), 1932
Липочка («Свои люди – сочтемся» А.Островского), 1932
Мишка («Ровесники» В.Курдюмова), 1932
Птаха («Клад» Е.Шварца), 1934
Геальмар («Сказки Андерсена» В.Смирновой), 1935
Степок («Бежин Буг» А.Ржешевского), 1936
Дочь мельника («Русалка» А.Пушкина), 1937
Том Кенти («Том Кенти» С.Михалкова), 1938
Елочка («Совершеннолетие» В.Любимовой), 1938
Машутка («Ломоносов» М.Сизовой), 1939
Лиза («Горе от ума» А.Грибоедова), 1939
Панюшка («Единая боевая» А.Бруштейн), 1940
Ганька («Дом № 5» И.Штока), 1941

Роли в Центральном детском театре:
Лена («Далекий край» Е.Шварца), 1944
Герда («Снежная королева Е.Шварца), 1944
Ваня Солнцев («Сын полка» В.Катаева), 1945
Шура Бадейкин («Красный галстук» С.Михалкова), 1947
Кей («Снежная королева» Е.Шварца), 1948
Митя («Дубровский» Н.Волкова), 1949
Анна Григорьевна («Ее друзья» В.Розова), 1949
Володя Дубинин («Володя Дубинин» В.Гольдфельда), 1951
Княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.Грибоедова), 1951
Коробочка («Мертвые души» Н.Гоголя), 1952
Кордула, жена скрипача («Волынщик из Стракониц» И.-К.Тыла), 1952
Кукушкина («Доходное место» А.Островского), 1953
Чиполлино («Приключения Чиполлино» С.Богомазова, З.Потаповой), 1955
Миссис Корни («Оливер Твист» Д.Альмара), 1956
Клавдия Васильевна Савина («В поисках радости» В. Розова), 1957
Миссис Гарпер («Том Сойер» Н.Векстерн и И.Романовского), 1958
Ольга Петровна Шилова («Неравный бой» В. Розова), 1960
Мария Александровна Ульянова («Семья» И.Попова), 1960
Тетя Дуся («Бывшие мальчики» Н.Ивантер), 1960
Старушка (Волшебница) («Цветик-Семицветик» В.Катаева), 1962
Мария Леонтьевна («Пристань «Кувшинка» Г.Карпенко), 1962
Мария Ивановна («Перед ужином» В.Розова), 1962
Анфиса Петровна, бабушка Вани («Один страшный день» Ю.Сотника), 1963
Фекла Ивановна («Женитьба» Н.Гоголя), 1963
Тихоновна («Чудеса в полдень» Г.Мамлина), 1964
Василиса Федоровна,завуч («Гусиное перо» С.Лунгина, И.Нусинова), 1965
Старуха Ставен («Дух Фландрии» А.Ладынина), 1965 г.
Мария Александровна Ульянова («Начало пути» П.Вернадского), 1965
Баба («Сказки» С.Маршака), 1965
Старуха («Сказки» А.Пушкина), 1966
Мать Павки («Как закалялась сталь» Г.Печникова), 1967
Марья, крестьянка («Любовь Яровая» К.Тренева), 1967
Мать («Карусель» по сказке С.Маршака), 1967
Орлова Мария Андреевна, старая учительница («Традиционный сбор» В.Розова), 1967
Бабушка («Девочка и апрель» Т.Ян), 1969
Мария Александровна Ульянова («Удивительный год» по М.Прилежаевой), 1969
Бабушка («Обратный адрес» А.Алексина), 1971
Бабушка («Снежная королева» Е.Шварца), 1971
Бабушка («Звоните и приезжайте» А.Алексина), 1973
Бабушка Вера («Молодая гвардия» А.Алексина), 1974
Директор школы («Последняя четверть» Н.Воронова, А.Горюнова),1977

В 1957 году дебютировала как режиссер, поставив совместно с А. А. Некрасовой "Сомбреро" С. Михалкова.
призы и награды
Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1974) — за исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» А. Г. Алексина.
Орден Трудового Красного Знамени.

последнее обновление информации: 18.02.18

Большинству из нас с детства знаком ее голос: Нильс в мультфильме «Заколдованный мальчик» и Мальчиш-Кибальчиш, герои радиоспектаклей – Тим Талер, Том Сойер… Звонкий мальчишечий голос до сих пор звучит в радиоспектаклях. Звонкий голос Валентины Сперантовой.

24 февраля 2009 г. исполняется 105 лет со дня рождения народной артистки СССР Валентины Александровны Сперантовой.

Валентина Сперантова впервые вышла на сцену в родном Зарайске. Любительскому театру, которым руководила скульптор Анна Голубкина. Для одно из спектаклей нужны были дети. Участники театра, среди которых были и родственницы Валентины Сперантовой, знали, к кому обратиться – в семье Сперантовых было 13 детей. Маленькую Валю (ей тогда было пять или шесть лет) отпустили. Спустя годы Валентина Сперантова вспоминала, что «роль» была простой – выйти, картинно съесть пряник и уйти. Не совсем настоящий театр – летняя сцена была построена на пустыре, совсем не настоящая роль, но в памяти остались огни рампы и гордость от того, что ее, почти как большую актрису, везли домой на извозчике…

Валентина неплохо рисовала и поступила во ВХУТЕМАС, но проучилась там совсем недолго – ее ждала сцена, а не карандаши и кисти. В 1925 г. Сперантова окончила Театральный техникум им. А.В.Луначарского и стала актрисой Первого Государственного педагогического театра, впоследствии переименованного в Госцентюз. Но рисование Валентина Сперантова не забросила: коллеги знали, что Валентина Александровна может их одарить удивительно точной карикатурой. Да и для работы над ролью карандаш пригодился не раз – на первых репетициях актриса делала наброски костюмов, причесок, забавных деталей, которые потом помогали на сцене.

В детском театре Сперантова проработала всю жизнь. Долгие годы Валентина Сперантова играла мальчишек. Травести – тяжелое амплуа, но Валентина Александровна справлялась с ним блестяще – дети в зале верили ей, да и взрослые забывали, что на сцене не Ваня Солнцев, не мальчик-подросток, а взрослая актриса.
Расставание с мальчишками было для актрисы болезненным. «Я отрывала от себя большой кусок жизни, словно прощалась со своими детьми», - признавалась актриса. Но Валентина Александровна нашла себя в новом амплуа – роли матерей и бабушек на сцене и в кино. Но и ее «мальчишкам» осталось место – в радиотеатре, в мультфильмах. Впрочем, ее «бабушки» на экране и на сцене были такими же живыми, как когда-то мальчишки. После премьеры фильма «Большая перемена» Валентине Александровне, сыгравшей уборщицу тетю Глашу пришло письмо: «Вы очень похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет…» Так оценил работу актрисы юный зритель.

Всегда энергичная, веселая, для коллег Валентина Александровна Сперантова была олицетворением ЦДТ – без нее старались не принимать важных решений, к ней шли за советом. Те, кто помнит ее, признаются: когда произносишь ее имя – улыбаешься, ее имя – пароль хорошего настроения.
Валентина Александровна Сперантова родилась 24 февраля 1904 года в Зарайске Рязанской губернии. Семья Валентины Александровны была многодетной и очень любила театр. Они даже соорудили в садике возле дома подмостки и ставили там свои любительские спектакли. В них принимала участие и маленькая Валентина.
Однажды на таком спектакле побывали артисты Зарайского драматического театра, которых восхитила игра маленькой актрисы, и они сразу пригласили её в свой театр на роль Золушки. Девочка тогда ещё училась в школе.
Позднее Валентина перебралась в Москву и поступила в художественную школу, но узнав, что открывается театральная студия, оставила учебу в ВХУТЕМАС и поступила в Театральный техникум им. А.В.Луначарского, который и закончила в 1925 году.
Её театральная карьера проходила в детских театрах. Сначала она работала в Первом государственном педагогическом театре, а в конце войны перешла в Центральный детский театр. Театральным амплуа Валентины Александровны были роли травести. Из-за множества талантливо сыгранных ролей мальчишек в различных спектаклях актрису называли "Ермоловой детского театра" и "главным мальчишкой Советского Союза".
До начала 50-х годов Валентина Сперантова с успехом играла в театре роли подростков, но постепенно возраст давал о себе знать. Однажды режиссер Мария Кнебель предложила ей роль княгини Тугоуховской в постановке "Горе от ума". С этого момента в театральной жизни актрисы начался новый этап. Теперь она с успехом играла взрослые роли.
Несмотря на театральный успех кинематограф долго не обращал внимания на Сперантову, и лишь в 1953 году её пригласили на роль бабушку Симы в детском фильме "Алеша Птицын вырабатывает характер". Следующую роль в кино актриса получила только через семь лет. В 1960 году Анатолий Эфрос экранизировал пьесу Виктора Розова "В поисках радости", которую он поставил в Центральном детском театре тремя годами ранее. Фильм назывался "Шумный день", и в обеих постановках роль матери главных героев - Клавдии Васильевны Савиной - сыграла Сперантова. Только после выхода этой картины началась её экранная жизнь. В 60-ые годы она снялась в десяти фильмах, а в семидесятые уже в тринадцати.
В 1970 году Сперантовой было присвоено звание народной артистки СССР. В 1972 году актриса снялась в фильме Константина Худякова "Страница жизни" - в роли учительницы - и была удостоена за эту роль золотой медали на Всесоюзном телефестивале. В 1974 году, к своему 70-летию, Сперантова была удостоена Государственной премии РСФСР имени Н. Крупской за театральную работу.
В 70-х у Валентины Сперантовой появились проблемы с сердцем и ей посоветовали снизить нагрузки в театре. Но характер актрисы не позволял ей сидеть сложа руки. Она продолжала играть в театре, хоть и реже, преподавала в Театральном училище имени М. Щепкина, работала на радио, которому отдала более 40 лет. В декабре 1977 года, после очередного сердечного приступа Сперантову госпитализировали, а 7 января 1978 года актрисы не стало. Её похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище рядом со вторым мужем Михаилом Семеновичем Никоновым, который скончался ещё в 60-ые на 55 году жизни.
Родилась 11 (24) февраля 1904. В 1925 окончила Театральный техникум им. А.В.Луначарского, стала актрисой Первого Государственного педагогического театра, впоследствии переименованного в Госцентюз. Лучшей работой Сперантовой в этом театре считается роль Ахмета (Винтовка № 492116 А.Крона, 1929). В 1942–1944 играла в Фронтовом театре ВТО (художественный руководитель В.С.Колесаев), в 1944 по приглашению Колесаева пришла в труппу Центрального детского театра. Ее первая роль здесь – Егорка в Черном яре А.Афиногенова. В 1945 Сперантова сыграла роль Вани Солнцева в спектакле Сын полка В.П.Катаева, достоверно передав психологический мир подростка, оказавшегося в сложнейших перипетиях войны. «Меня всегда увлекало героическое в детях... та огромная степень эмоционального напряжения, в которой почти постоянно пребывает 12–13-летний человек», – определяла собственную тему в искусстве сама актриса и признавалась: «Чтобы дать образ мальчика или девочки, я никогда не начинала с того, что воображала себя этим мальчиком или девочкой». От себя, от взрослого ощущения жизни возникал у Сперантовой точный возраст персонажа. Актрисе были чужды внешняя броскость, характерность. Сперантова любила общаться с детьми – своими зрителями, и это общение выработало профессиональную точность манер, повадок подростков. Среди ролей Сперантовой Панюшка (Единая боевая А.Бруштейн), пионерка Птаха (Клад Е.Л.Шварца), Ганя Семушкин (Дом № 5 И.Штока), Шура Бадейкин (Красный галстук С.Михалкова) и др.

В 1949 Сперантова начала исполнять женские роли (Анна Григорьевна в Ее друзьях В.Розова; Коробочка в Мертвых душах Н.В.Гоголя, 1952; Клавдия Васильевна в пьесе В поисках радости В.Розова, 1957; тетя Дуся в Бывших мальчиках Н.Ивантер, 1960). В 1960 сыграла Марию Ильиничну Ульянову в спектакле Семья И.Попова. В 1957 Сперантова дебютировала как режиссер, поставив совместно с А.А.Некрасовой Сомбреро С.Михалкова. Снималась в кино, участвовала в радиоспекталях.
Валентина Александровна Сперантова

Одной из самых ярких актрис
уходящего амплуа травести
посвящается…

В старинном славном городе Зарайске, что уютно расположился на берегу Осетра, около церкви Благовещения на Благовещенской улице стоял «зеленый дом», весь обвитый диким виноградом, да так, что видны были только двери и окна. А осенью дом начинал играть желтыми и красными красками – и от красоты его, наверное, дух захватывало. В этом-то доме и жила семья Сперантовых: отец да мать, да девять детей…

Театр под грушей

Вокруг дома был разбит большой сад. И каждый из ребятишек ухаживал здесь за каким-нибудь деревом. Валюше досталась груша. «Виргулек» приносил такой большой урожай, что запасов хватало на зиму. Сушеные груши распаривали в печи и получившееся лакомство – «глеки» – уплетали за обе щеки лютыми морозными вечерами.

А в летние сумерки под этой самой грушей в свете развешенных по саду китайских фонарей устраивали домашний театр. Мама Матрена Федосеевна шила костюмы – из занавесок, скатертей, старой, а иногда и новой одежды. А вот декорации рисовали все вместе. В семье рисовали почти все дети. Еще при жизни отца принимала участие в таком спектакле и шестилетняя Валя – досталась ей роль без слов в пьесе «Дочь извозчика».

А однажды пришла сестра матери, которая играла старух в общедоступном театре: «Дай нам Валюшку в пьесу». «Вот так, Валюша, пойдешь в эту комнату, там тебе дадут пряник, откусишь его и покажешь публике и дальше будешь есть. А остальные пряники возьмешь домой». Помнила из этого Валентина лишь свет рампы, лицо тетки, Александры Семеновны, и ее наставления, да как потом закутанная в платок ехала домой на извозчике – как первая актриса этого театра.

В гимназии инициативная Валя организовала драматический кружок. И, надо подумать, никто из девчонок не захотел изображать в спектакле кавалера-старика! Так волею судьбы эта роль в водевиле «Танцующий кавалер» стала первой мужской ролью Валентины Сперантовой.

А после революции спектакли кружка стали публичными, Валентину пригласили в труппу местного драматического театра, где и произошла встреча с заезжим московским артистом, определившая дальнейшую ее судьбу. Его обещания устроить талантливую начинающую актрису в столичном театре привели Валентину Сперантову в Москву.

Поиск в ребенке Человека

Как часто бывает в жизни, когда ненадежные и даже, казалось бы, лишние люди приводят нас на новый путь. Артист оказался болтуном и обманщиком. И Валя, потрясенная горем, кинулась было назад – в Зарайск. Но домой ей уехать так и не удалось. Остановила болезнь. Болела тифом, долго и тяжело, и еще в больнице решила, что станет художницей.

Но, будучи уже студенткой ВХУТЕМАСа, она снова связывает свою жизнь с театром – поступает в только что открывшуюся театральную студию «Молодые мастера», ставшую впоследствии знаменитым ГИТИСом. А по ее окончании решается на приемные экзамены в Первый детский театр (будущий ТЮЗ). Почему решается? Да потому что театру требуются актеры, а актрисы… даже не допускаются к испытаниям.

Директор театра Юрий Бонди даже и слушать не хочет эту маленькую хрупкую девушку: в театре и так полно актрис. «А вы посмотрите меня, посмотрите сначала!» …Вечером того же дня Юрий Михайлович, ответивший молодой артистке что-то вроде: «О результатах вас известят по почте», – рассказывал близким, что открыл блестящее дарование!

Поначалу ее вводят в старые спектакли. Но даже первые, еще незрелые ее образы – Джо Гарпера в «Томе Сойере», Нинки-Хромушки в «Кольке Ступине» и беспризорного Сережи в «Самолете» – уже разительно отличаются от образов детей, создаваемых в театре до нее. Валентина Сперантова наталкивает директора на мысль, что не только репертуар может преобразовать театр, но и способ игры для детей. Внешнего рисунка роли ей было недостаточно – он был лишь вспомогательным средством. Главным в ее работе стал анализ воссоздаваемого на сцене образа, поиск будущего Человека в ребенке!

Она наблюдает за детьми везде – в театре, трамвае, на улице. Но цель ее – не подхватить новый жест или интонацию. Важнее всего понять, что происходит в душе ребенка, какова связь его поступка и самочувствия. И тогда и жест, интонация появятся сами собой – как следствие главной причины. Зрительная память и воспоминания детства подскажут точный внешний рисунок, если будет понятен внутренний мир героя.

«… мне досадно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность ребенка, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются сделать угловатыми жесты и говорят петушиными голосами. Мне почему-то их немного жаль, а то, что они делают, кажется лишним, во всяком случае, второстепенным. Надо понять психологию ребенка (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки».

Однажды во время постановки пьесы Никифорова «Самолет» о беспризорных мальчишках, Юрий Михайлович повел артистов к настоящим беспризорникам. Они жили недалеко от театра в больших котлах. Поначалу мальчики встретили их неважно: кукишами и руганью. А потом мало-помалу Юрию Бонди удалось их заинтересовать приглашением в театр, на спектакль. И вдруг артисты увидели, как грозный взгляд сменился наивным, и они услышали бесхитростные детские вопросы… Под впечатлением встречи Валентина Сперантова заказала себе для роли грязную барашковую шапку с выдранным на боку клоком и стала учиться плевать сквозь зубы…

Сложно подобрать слова к этому факту, но роли мальчишек удавались ей лучше всего. И это была не просто способность, предрасположенность. Нет, это была судьба и глубокая взаимная любовь к этим таким разным мальчишеским характерам и судьбам, воссозданным ею за всю ее яркую, незабываемую театральную историю. Егорка, Геальмар, Степок, Том Кенти, Ганька, Ваня Солнцев, Шура Бадейкин, Кей, Митя, Володя Дубинин…. Сколько их было!

«Невозможно передать, как хотелось мне сыграть Ваню Солнцева, – вспоминает Валентина Сперантова. – Я все время повторяла про себя: «Неужели не дадут, неужели не дадут?» А после читки сразу убежала из театра, мысленно прижав к себе этого худенького мальчика, уже ставшего мне близким. Я почему-то была сразу и совершенно убеждена, что смогу воплотить на сцене характер этого ребенка, сочетавший в себе детскую романтическую фантазию и самоотверженность, наивность юного возраста и взрослую ответственность за судьбу страны, родной земли.

На следующий день вывесили распределение. Наконец в руках тетрадка-роль! Беру как драгоценный дар. Репетиция. Работа. Образа еще нет. Но он уже со мной, он где-то рядом. Каждая репетиция открывает что-то новое. Я уже вижу его голубые глаза с большими ресницами. Он не боится врагов, совершая подвиг».

Ваня Солнцев был одной из первых ролей, сыгранных Сперантовой в Центральном детском театре. В наш родной ЦДТ-РАМТ Валентина Александровна попала в самом конце войны – 1944 году. Здесь и увидел ее Виктор Розов, который долго не был в этом театре, но вот уже второй раз он смотрит «Дубровского»:

«Пусть извинят меня исполнители главных ролей, но они крайне смутно, туманно всплывают в моей памяти, иные и совсем забылись. А вот маленький, рыжий, худой, жилистый Митя, который приносит в дупло кольцо, ошеломил меня. Это был не просто мальчишка, это был характер. Характер сильный, отважный, твердый. Я терпеть не могу, когда мальчишек играют актрисы с уже грузной, типично женской фигурой, и юные зрители на свой лад сыплют всевозможные ехидные реплики во время действия в их адрес, но тут, хотя в программе и стояла женская фамилия, ни один зритель не то, что не ехидничал, а, затаив дыхание, ловил каждое слово Мити. Ловил их и я, восхищаясь и движениями и его, и тембром голоса. Я впервые увидел Сперантову. И понял: разве дело в том, кто играет, актер или актриса. Сила в таланте».

«Как бы ни отличались все эти девочки и мальчики друг от друга, – вспоминал писатель Эмилий Миндлин, – обо всех о них можно сказать, что в будущем они превратятся в людей прямых, цельных, целеустремленных, деятельных, всегда готовых биться за правду и непременно бесстрашных». Главной темой творчества Сперантовой было рождение и формирование героического в ребенке. Он не обязательно должен был совершить подвиг, нет. Но он всегда должен был быть готов его совершить.

«Героическое в ребенке ей ближе и понятнее, чем его забавность и наивность, умиляющая взрослых... И даже созданные ею на сцене образы девочек почти всегда были образами мужественными и отважными».

В 1938 году на премьеру спектакля «Том Кенти» по роману Марка Твена попал почтенный драматург Бернард Шоу. После спектакля за кулисами он обнял и потрепал по щеке прекрасного «мальчика-актера», игравшего Тома. «Сэр! Это же дама, и у нее есть дочь!» – этой репликой Шоу был сражен. Он встал на одно колено и … поцеловал Сперантовой руку…

Быть травести до последних дней

«Век травести до обидного короток. А переход на иные, так называемые «возрастные» роли – что ж, хорошо, если он состоится. А если нет? Да и, честно говоря, так ли уж много случаев каждый из нас припомнит, когда блистательная травести становилась столь же блистательной старухой?... Так вот, Валентине Александровне Сперантовой колоссально повезло: благодаря радио, она смогла работать в амплуа травести, данном ей свыше, целые сорок лет», – вспоминал замечательный актер и режиссер радиопостановок Николай Литвинов, имевший счастье работать с актрисой все эти годы («Какое наслаждение было работать с нею!»).

Радио повезло со Сперантовой – актрисой уникального дарования, но и Сперантовой повезло, что ее творческая жизнь пришлась на время расцвета радио-художественного вещания.

Радио позволило сыграть Валентине Сперантовой те роли, которые она уже по объективным причинам не могла играть в театре. А ведь почти до конца жизни голос ее оставался молодым. «И в свои 70 лет она еще вполне могла подходить к микрофону с листками роли Дика Сенда в руках – и мы с вами слышали по радио, у себя дома, задорную, полную энергии и силы речь пятнадцатилетнего капитана. Мы видели за этим голосом необыкновенно интересный мальчишеский характер, тянущийся к необычному. Сердце его напряжено жаждой героического – как стрела, натянутая в тетиве. И это сердце обнажалось перед нами искусством актрисы. И своих собственных детей, их каждодневные дела, поступки и шалости мы воспринимали тогда несколько иначе уже: тоньше, прозорливее, свежее…
Разве это не счастье для актрисы – работать до последнего дня по восходящей, все лучше и лучше – энергичнее, радостнее, окрыленнее?» До самых последних дней ее работы на радио приходили в редакцию такие письма: «Москва, всесоюзное радио. Тимуру», «Москва, радио, капитану Дику Сенду»…

«Я плакала тихо и одиноко…»

А что театральные мальчишки? С ними пришлось больно прощаться. Потом их сменят те самые «блистательные старухи» – театральная судьба Сперантовой сложится счастливо. Но переход к новому амплуа, такой незаметный зрителям, оказался для самой Валентины Александровны одним из самых непростых периодов ее жизни…

Свой первый невыход на сцену в роли мальчишки Валентина Александровна даже спустя много лет вспоминала со слезами на глазах. В телефонном разговоре с помощником режиссера ей пришлось впервые сказать страшное слово «никогда»: «Я никогда больше не буду играть мальчиков»…
«Я отрывала от себя какой-то дорогой кусок жизни. Я как будто прощалась со своими детьми. Больше я никак не могу назвать то состояние, в котором я тогда пребывала». А потом спустя годы она напишет в письме радиорежиссеру Розе Йоффе: «…мои мальчики… я… прощалась с ними, и они ушли безвозвратно от меня, как умершие дети, оставив огромную боль внутри, что они не вернутся, они просто и тихо – ушли – и я плакала, я плакала тихо и одиноко. И Ваня Солнцев, и Ганька, и Егорка, и еще много-много… Они ушли и только в памяти моей они – издалека ушедших дней – тихо, с улыбкой, кивают мне, как матери, родившей их»…

В 1949 году ЦДТ начал репетировать пьесу Розова «Ее друзья». Роль Анны Григорьевны, пожилой женщины, матери главного персонажа, досталась Сперантовой. Драматург вспоминает: «Когда же перешли на сценическую площадку, тут работа осложнилась еще и физически. Валентина Александровна не могла удерживаться от резких подростковых движений, вся посадка ее тела была угловатой, по-детски упругой. Даже тогда, когда она садилась на стул, ставила ноги как-то по-мальчишечьи. И если бы с ней проделали ту же хитрость, что тетя Полли с Томом Сойером, когда он был в женском платье, бросив ему на колени клубок ниток, Сперантова, как и Том, рефлекторно сомкнула бы колени. Смотреть на эту борьбу со своим восхитительным прошлым со стороны было и интересно и трогательно. Но упорство Сперантовой делало свое дело, и от репетиции к репетиции она становилась все мягче, все женственней и превращалась в ту простую, добрую, провинциальную маму, каких миллионы»…

Сперантова совершила почти непосильное, преодолев выработанные и укоренившиеся в ней за десятилетия работы привычки и навыки.

В 1955 году главным режиссером в театр была приглашена Мария Кнебель. Начала она свою работу в коллективе с просмотра идущих спектаклей, первым из которых стал «Приключения Чиполлино». «Валентина Александровна Сперантова была одной из самых талантливых актрис театра, – вспоминает Кнебель. – Маленькие зрители любили ее, радовались ее появлению в любой пьесе, в любом спектакле, но в Чиполлино они ее не приняли… На сценах Чиполлино дети роняли номерки от одежды и переговаривались друг с другом. Зал шумел. У меня сжалось сердце».

Марии Осиповне предостоял один из самых тяжелых разговоров, в котором было не понятно, кто больше волновался. Она должна была предложить Валентине Александровне переходить на другие роли. Сперантовой шел тогда 51 год.

Княгиню Тугоуховскую в «Горе от ума» репетировали трудно. Сперантова упорно придерживалась мнения, что это неинтересная роль, и тогда Мария Осиповна позвала ее вечером на разговор. Они были вдвоем, их никто не слышал и не видел, и Кнебель попросила Сперантову показать ей ее мальчиков и девочек – как они ходят, смотрят, слушают, смеются.
«Передо мной возникала галерея разных, непохожих друг на друга детей… В этих показах пленяла смелость, свобода, естественность, юмор и поразительная наблюдательность. Мне хотелось то плакать, то смеяться. Сперантова по праву считалась непревзойденной травести».

И тогда Кнебель попросила почитать реплики роли княгини.
– Не представляю, что это за старуха!
– Попробуйте сыграть индюшку…
Сперантова весело, озорно сыграла индюшку.
– Теперь возьмите роль, и, не теряя зерна индюшки, почитайте ее…
«Сперантова читала смело. Она почувствовала юмор содержания и, прикинув текст на зерно индюшки, ощутила возможность слияния…
Она попросила вызвать ее на следующий день. Собирались принести с собой длинную юбку, лорнет, сумочку, шаль.
Валентина Александровна поехала провожать меня домой. Контакт был налажен…»

Потом были другие роли – «крепколобой», уморительной Коробочки и чуткой, умной и мудрой матери Марии Александровны Ульяновой и многих–многих других – и совместный поиск их решения. «Она была моей актрисой, – напишет Кнебель в своих воспоминаниях. – Что для меня было пленительным в ее исполнении? Валентина Александровна владела перспективой роли… Актеру, лишенному эмоциональности, предстоит грустное будущее, но развитие в себе тяги к открытому выражению чувств нередко ведет к истерике, к патологии. К сожалению, такая манера игры становится модной. Она напоминает времена, когда актеры с удовольствием подсчитывали количество обмороков в зрительном зале.
Мне ближе другая манера игры, когда второй план роли угадывается, а раскрывается только на мгновение»…

И еще в том, как работала Сперантова, Кнебель восхищало врожденное чувство правды. «Что бы и кого она не играла – ребенка ли, старуху ли, драматическую или комедийную роль – душевные запасы на все были наготове. Казалось, дотронешься до ее души, и сразу что-то откликнется живой, правдивой неожиданностью». Валентина Александровна покорила Кнебель своей истинно творческой природой. Наверное, и Сперантову покорило то же в главном режиссере театра, а еще горячая готовность помочь ее таланту продолжить и как можно дольше продлить сценическую жизнь.

Ни слова о себе

В 1953 году началась ее работа в кино, где она сыграла 25 ролей. После роли тети Глаши в «Большой перемене» Валентине Александровне пришло письмо: «Вы так похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет»… Ей, полжизни играющей детей, сросшейся и сроднившейся с ними телом и душой, удивительно точно удалось подобрать ключ к ролям бабушек, тетушек и матерей, с ней было тепло и надежно даже по эту сторону экрана. Такой она и запомнится нашим поколениями зрителей – по сохранившимся кинопленкам старых любимых лент…

А с каждым, с кем она соприкасалась, осталась своя Валентина Сперантова. Актриса большого внутреннего дыхания, беспокойная внутри, озорница до седых волос, всегда настроенная на волну детства. Она никогда не говорила о своих тяготах и бедах. А ведь она пережила войну, и во время бомбежек дежурила на крыше, сбрасывая на землю зажигалки, когда мать и две ее дочки («У меня двое детей, жалею, что не пятеро») прятались в бомбоубежище. Во время эвакуации в Пожве колола дрова, носила воду из проруби, вышивала кофточки на продажу. Другую половину войны прошла вместе с бригадами Фронтового театра.

В студенческие годы поверила в модную «теорию о вреде аппендицита», тогда-то знакомый студент-медик и удалил им с подругой по аппендиксу. Спайки, оставшиеся после «операции», давали знать о себе многие годы. Она часто приходила на спектакль, испытывая жутки боли, и потому у помрежа были всегда наготове горячий термос и грелка. Но вот ее выход на сцену – преображение – блестящая игра – и снова грелка, и ни слова о себе.
Когда ушел из жизни ее второй муж, Михаил Семенович Никонов, всю жизнь проработавший театральным директором, она не позволила себе не сыграть спектакль и в перерывах между сценами, кричала в кулисах в подушку от боли потери, а потом снова выходила служить своему делу. Она служила ему всю жизнь – преданно, честно, талантливо, самозабвенно и думала о нем до конца своих дней.
«Если спросить меня сейчас, о чем я мечтаю, то я скажу, что мечтаю передать кому-нибудь мою творческую тему – из рук в руки. Передать хорошей актрисе и человеку. Чтобы по этой начатой мной дороге пошел еще один человек…»

Говорят, что незаменимых людей нет. Оказалось, к Сперантовой это не применимо. Повторить ее путь в профессии невозможно. Блестящий, яркий, счастливый путь. Но можно учиться, читая ее немногочисленные воспоминания, и воспоминания о ней. Можно пытаться приблизиться к пониманию профессии, слыша ее голос на старых пленках, очаровываясь и черпая ее мастерство и любовь к профессии в бесконечно теплых ролях.

А нам, дорогие читатели, получать уроки мужества, смелости и чести, которые преподносят ее юные герои. Ведь их сохранили для нас чудесные радиозаписи прошлых лет – такие любимые всеми поколениями беспокойных, ищущих, смело смотрящих вперед людей.

Ольга Бигильдинская

В подготовке статьи использованы материалы книги «О Валентине Александровне Сперантовой. Статьи и воспоминания» (Москва, «ГИТИС», 2003) и документального фильма Натальи Старосельской и Елены Никитан «Пароль: Сперантова» (ГТРК «Культура», 2004).
Благодарим за помощь в создании материала артиста РАМТа Юльена Сергеевича Балмусова.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 95
Александр7981 (Мариуполь)   26.01.2018 - 19:50
... В этом сайте сделали так, что уже можно нажать на четыре беспокойных дня в Кудиновке 1978 года. читать далее>>
№ 94
ОкунЬко (Ангара)   13.12.2017 - 13:08
Может быть свою лучшую роль актриса сыграла в конце жизни в телеспектакле "Четыре беспокойных дня в Кудиновке" 1978 года,где она рассекала по деревне на мотоцикле ИЖ ПЛАНЕТА,на котором свеча... читать далее>>
№ 93
Александр7981 (Мариуполь)   2.12.2017 - 19:37
Очень странно, что на этой странице до сих пор нельзя нажать на фильм четыре беспокойных дня в Кудиновке 1978 года. читать далее>>
№ 92
Александр7981 (Мариуполь)   17.10.2017 - 05:32
Здесь действующее лицо неправильно написано в мультфильме Петя и Красная Шапочка 1958 года, насчёт бабушки. В фильмографию актрисы необходимо добавить мультфильмы - Новогодняя ночь 1948 года, там она Новый... читать далее>>
№ 91
Сказочник   15.08.2017 - 17:56
№90 Спасибо, что не забываете. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники