Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Анна Балина

Анна Балина биография
Дата рождения
Категория
Актриса
Театр
Обсуждение

Балина Анна Чекчеевна

Родилась 15 апреля 1938 года в с. Усть-Куга Усть-Канского района Ойротской АО.

Заслуженная артистка РСФСР (24.06.1982).

Окончила в 1963 году ГИТИС (Москва).
В 1957-1959 годах — солистка ансамбля песни и пляски Горного Алтая.
В 1963-1977 годах — концертно-эстрадная деятельность.
С 1977 года — артистка Национального театра Республики Алтай.
Является художественным руководителем театра.
театральные работы
Баланка ("Чейнеш" П. Кучияк)
Василуца ("Каса маре" И. Друцэ)
Мать ("Бэмби" Ф. Зальтена)
Настена ("Смешной день" В. Покровского)
Прокурор ("Вагончик" Н. Павловой)
Танкабике ("В ночь лунного затмения" М. Карима)
Толгонай ("Материнское поле" Ч. Айтматова)
Фелиция ("Сокровище Сильвестра" А. Вагенштайна)
призы и награды
Награждена медалью "За трудовую доблесть" (1981).

последнее обновление информации: 15.01.15
«Всегда театр, только театр…»

Она не перестанет беспокоиться о нашем театре никогда. Актриса, которая знает о нем больше других, связанность с ним – ее судьба. Судьба, которую Анна Балина прожила бы, сыграла так же, как уже прожито и сыграно. «Всегда театр, только театр…» – говорит она. С ним росла и болела ее душа... Заслуженная актриса России Анна Чекчеевна Балина сейчас репетирует в спектакле «В ночь лунного затмения» Мустая Карима. Эта постановка планируется к юбилейному вечеру актрисы. А недавно она встречалась со зрителем на творческом вечере «Лицом к лицу», где вспоминала о своем детстве, ролях, жизни…

- Анна Чекчеевна, а почему выбрали именно спектакль «В ночь лунного затмения» М. Карима к юбилейному вечеру?
- Театр выступил с этим предложением. В нем – одна из моих любимых ролей. В любое время не смогла бы отказаться от нее. Этот спектакль – хорошая, благодатная работа, и она «ложится» на нашу труппу. Из прежнего состава буду играть только я, а все остальные – наши молодые актеры. В 1978 году этот спектакль поставил Ногон Шумаров - как дипломный. Роль Танкабике я играла в нем параллельно с Жанной Эндоковой...
По линии нашего республиканского отделения Союза театральных деятелей есть также идея поставить силами актерского товарищества комедию «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика. Планирую сыграть в ней, и, если все будет, как задумано, зритель сможет посмотреть спектакль осенью.

- Какие чувства остались после творческого вечера в проекте «Лицом к лицу»?
- Была не совсем выздоровевшей после гриппа. Не хотелось подводить организаторов, пригласительные были почти все розданы, и я вышла на сцену. Рассказывала о своей биографии, вспоминала детство, родителей, бабушку с дедушкой… Исполнила несколько стихотворений…
- И сцена помогла забыть о неважном самочувствии?
- Это – ответственность перед зрителем. Выходишь на сцену, и зритель не должен видеть твоих проблем, поэтому стараешься забыть обо всем. Я и сейчас выхожу на сцену и волнуюсь.
- В одном интервью вы сказали, что если бы был шанс заново прожить судьбу, вы бы все повторили…
- Наверное… Поскольку я любила и люблю театр, у меня все было подчинено в жизни ему. И вся семейная, личная жизнь – тоже. Всегда театр, только театр… Переживания, чтоб только спектакли и гастроли не сорвались, чтоб коллектив состоялся. Весь смысл был в этих тревогах. Я бы все повторила.
Правда, жалею иногда вот о чем. Когда окончила ГИТИС, мой педагог, Иосиф Моисеевич Раевский, сказал: «Если хочешь – езжай во Фрунзе, работай там, отправлю тебя с сопроводительным письмом. Будешь жить как у бога за пазухой...». А я выбрала родину. Я так верила нашему руководству, что театр состоится. Мне казалось, что это произойдет быстро. А он открылся только через 15 лет. Если б я знала, что столько времени буду без театра, конечно бы я поехала во Фрунзе, копила бы актерский опыт, росла бы по мастерству.
За эти 15 лет без театра я поработала почти во всех учреждениях культуры. А меня все считали своим долгом спросить, почему я не уехала куда-то работать, если окончила театральный институт в Москве. «Что же вы тут делаете?! Что в этой «дыре» делаете?» – недоумевали некоторые. А я… верила, что театр будет!
В 69-м я поехала в Алма-Ату, к подруге. Она актриса, муж у нее режиссер. Они предложили остаться у них, работать в театре. Я тоже отказалась.

- За последние пять лет какие постановки в театре вам особенно запомнились?
- Постановок много было. Запомнились более массовые. «Восхождение…» А. Борисова, «Ханума» Э. Иришевой. Поставлено было много. Но спектакли до конца не «эксплуатируются». Кроме детских, которые хорошо идут на праздники. С остальным же репертуаром сложнее…
- Вы продолжаете переживать за театр?
- У меня всегда были переживания и напряжение по поводу того, чтоб наш театр состоялся. В общем-то, можно предугадать какие-то вещи… Главное, чтоб театр был! Когда у нас проходил Международный фестиваль «Желанный берег», подумала, что можно отпустить тревоги о театре. А дальше уже – забота молодежи, как его держать на достойном уровне. Их задача – развивать театр. Теперь за театр пусть борются другие, а я буду спокойненько сидеть.
- Вы умеете «спокойненько сидеть»?
- Конечно, волнует и обидно, когда что-то не так делается. Когда молодые актеры от роли отказываются. Я знаю жизнь. Нельзя отказываться от работы, потому что неизвестно, что и как завтра сложится. Если ты актер, надо делать свою работу, потому что с каждой ролью растет мастерство!
- А звезды кино иногда говорят, что сознательно отказываются от ролей, если они их не устраивают, если персонажи негативны, например…
- Не в таком изобилии мы живем… Если было бы много режиссеров, много спектаклей. Мы рады каждой постановке и каждой роли! Однажды было, правда, что и я отказалась от роли. Когда приехал из Москвы режиссер В.Г. Ильин, привез пьесу об Эдит Пиаф и предложил мне играть главную роль. Я отказалась категорически. Есть же всему мера, и я понимаю как человек с нормальным восприятием, что какие-то вещи не могу сделать. Ни по фактуре, ни по голосу не подходила. Нет, не мое…
А был период, когда меня держали пять-шесть лет без ролей за мою активность. За то, что боролась все время, как общественница. В это время «голода» играла только старые спектакли. А потом у меня созрел моноспектакль «Мать. Очаг. Огонь». Принялась за него…

- Вы благодарите звезды, под которыми родились?
- Сегодня астрология очень популярна. И прогнозы, и взаимоотношения, и характеры – на всё у нее есть ответы… Раньше мы об этом не знали. А теперь… когда мне говорят про мою напористость, я говорю: «Это не я виновата, это звезды!». А что вы хотите – Солнце, Марс!
- Овны не любят окольных путей, наступают открыто, что думают, то и говорят…
- Я люблю говорить открыто, прямо. Чтобы до человека сразу дошло. Пусть он и обидится, но поймет. Каждый по-своему это воспринимает. Дипломатия у овнов идет позади. Наверное, потом где-то и жалею о своей прямоте. Но… потом. Одна астролог в Москве, ученица Тамары Глобы составила мой гороскоп. И сказала, что в прежней жизни я, наверное, была военным диктатором, настолько у меня активные звезды: «Вы не понимаете, что вы людей обижаете… Вам надо говорить, и вы говорите!».
- А с другой стороны – «тихого омута» от вас не ждут…
- Да, я не люблю этого сама. Считаю, надо говорить напрямую. Я воспринимаю людей такими, какие они есть.

- Оглядываясь назад, какие счастливые моменты вспоминаете?
- Самые счастливые мгновения связаны с природой, с родиной. Детство… Когда из дома выбегаешь, и – на речку, взбираешься на кедр, поднимаешься на гору. Вот в детстве доводилось ли испытывать такое чувство, когда прыгаешь, и тебя будто держат в полете? Или такое состояние, когда сидишь на горе, смотришь вдаль, и перед глазами все плывет как в живой картинке, такое благостное состояние…
Когда я уже взрослой стала, моя мама под тайгой на стоянке жила. С учебы приедешь: бабочки, солнце, свежий воздух, рядом ручей… Бежишь к ручью. Ощущение беззаботности и счастья... Понимаешь, ты – среди родных, на родине…
Счастливые мгновения детства… Целый день на речке. Возвращаемся вечером с Петке-таай, все вымазанные… Теленок у коровы уже молоко высосал, а мы должны были за ним следить, караулить! Я иногда смеюсь, вспоминая, как бабушка ругалась на нас. «Чертенята! Целый день в воде шарятся за червяками безногими!». На алтайском это звучит так красиво…
Бабушка нас ругает, а мы притихнем за забором, ждем захода солнца – чтоб оно пониже село. У алтайцев после заката нельзя ругать детей, нельзя чтобы они плакали. Мы это знаем, и стоим, ждем. Солнце садится, мы приходим, неприкаянные, сидим. «Подожди, я тебе дам!» - ворчит бабушка…
А однажды за то, что единственное платье порвала, прыгая с дерева, мама с ремнем ко мне подступилась. Вечером не тронула, я думала, прошла гроза, а утром все-таки была наказана…
- Запретов много было в детстве?
- Если были, то от деда. Он нас учил. Очень требовательный человек был. Когда война началась, ему было около пятидесяти, его в армию не взяли, он табунщиком работал в колхозе. Бывало, утром проснешься, бежишь из избушки в юрту, к огню. Он расспрашивает, откуда пришла, что видела, и требует все в подробностях рассказать. «Лошадей видела? А сколько их? Иди посмотри!». Вот идешь, лошадей считаешь. Все надо было увидеть, услышать, чтобы ему рассказать. Он был очень мудрым человеком и нами гордился, когда выросли мы – старшие дети его детей: я закончила ГИТИС, Николай Алексеев стал главным ветврачом в своем селе, а Байрам Сандин – первым алтайским пилотом международного отряда в «Шереметьево-2»... Дед участвовал в гражданской войне. В 80 лет ездил на коне как молодой, такой крепкий был.

- Когда я спросила о счастливых моментах, Вы не сказали о театре…
- В театре каждая премьера – радость. Помню, со спектаклем «Бесталанная» И.К. Карпенко-Карого (Тобилевича), когда еще работали в межрайонной концертной бригаде, поехали в Чойский район. Утром пошли в столовую, и одна женщина, которая видела накануне спектакль, как напустилась на меня! Кричит – «Вы зачем эту стерву возите с собою?!». Сначала было неприятно слушать, а потом я обрадовалась. Поняла, что женщина очень уж впечатлена спектаклем, и она поверила всему, что происходило на сцене! В пьесе главная героиня погибает от нечаянной ссоры с мужем. А его любовница, которую я играла, конечно, становится виноватой! Поэтому у зрительницы такая реакция была. Значит, мне удалось так достоверно передать образ… И это радость, ведь главная актерская задача – донести свою игру до сердца зрителя!
- Вы и сегодня остаетесь женщиной, умеющей подать свою красоту… Это способно воодушевить тех женщин, кто опасается возраста…
- Актерская работа, конечно, подтягивает. Выходишь на люди, к зрителю, и должен быть в форме! Я не очень верю в чудодейственную косметику. Считаю, что просто не нужно входить в рамки возраста, который называют старостью. Если об этом не думаешь, то чувствуешь себя иначе. Возраст ощущаю, когда болею… А так… просто воспринимаешь жизнь, как видишь: вот солнце светит, и все прекрасно!

Екатерина Сергеева

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Moderato   11.07.2023 - 14:43
С 2000 по 2007 годы была художественным руководителем Республиканского национального драматического театра. В 2021 г. получила российскую национальную премию «Золотая маска». http://www.strast10.ru/node/4749 читать далее>>

Анна Балина: новости >>

Кино-театр.ру в Telegram