Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Светлана Скорова

Светлана Скорова фотографии

Скорова Светлана Леонидовна

1 февраля 1936 — 13 января 2010, Северск, Томская область.

Заслуженная артистка РСФСР (23.09.1974).

Училась в музыкальном училище при Московской консерватории.
Актриса Челябинского музыкально-драматического театра (Челябинск-40), ныне - Озерский театр драмы и комедии.
Год работала в одном из лучших периферийных театров оперетты - Свердловском театре музыкальной комедии.
С 1969 года - актриса Томского театра музыкальной комедии (Томск-7), ныне - Северский музыкальный театр.

Супруг - заслуженный артист РСФСР Василий Владимирович Ткаленко (1933-2012).

последнее обновление информации: 22.01.17
"ГОРОД, ГДЕ ОСУЩЕСТВИЛИСЬ ИХ МЕЧТЫ"

«Незанятые актёры, как призраки, которые ищут тело в которое могли бы вселиться»
Гейл Годвин

Когда много работаешь, когда ты чувствуешь, что спектакль прошел хорошо и публика довольна, - это такое великое счастье! Мне кажется, ради этого просто стоит жить. И именно этим мне дорог наш город. Мы с мужем отдали ему свою молодость, самые лучшие годы нашей жизни. И не хочется никуда из него уезжать. Ведь что-то твое, наверное, осталось в этом городе, театре. Может быть, в памяти зрителей, - признается актриса Северского музыкального театра заслуженная артистка России Светлана Леонидовна Скорова, вспоминая то время, когда она играла ведущие роли героинь, а супруг Василий - героев.
Теперь она играет лишь характерные и промежуточные роли - возрастные: бабушек, мамаш. Уже не Сильва, как раньше, а мать героя, бывшая певица кабаре, в нынешней постановке, которая проходит под названием "Королева чардаша". Но до сих пор, случается, к ней на улице подходят пожилые люди - поклонники, которые состарились вместе с ней, благодарят. Иногда она видит в зале давнишних почитателей. Такие же, как и она, только у нее на лице грим, пытающийся скрыть возраст, а они обыкновенные и по-прежнему добрые. Иногда, когда есть возможность, она берет для пенсионеров, которые нынче не могут позволить себе купить билет, несколько пропусков. И они вновь попадают в царство оперетты.
В Северске всегда любили оперетту - искусство не столько простое, сколько доходчивое для всех слоев населения, несущее со сцены радость, шутку. Наверное, именно это и требовалось закрытому городу для отдыха, где тогда много работали, строили, созидали и не имели возможности воочию увидеть заезжих гастролеров. В общем-то, Светлана и Василий и сделали-то свой выбор, окончательный и бесповоротный, в пользу Томска-7, потому что здесь для них было много работы. Именно это обстоятельство в первую очередь привлекло их, а не материальные и бытовые возможности закрытого города. Они уже успели потрудиться в Челябинске-40, тоже закрытом городке, год пели и танцевали в одном из лучших периферийных театров оперетты - свердловском. Но когда им предложили ведущие роли в Северском музыкальном театре, они, долго не раздумывая, согласились. И в 1969 году приехали в город, ставший для них счастливым.
Это было ранней осенью. Симпатичный, уютный Томск-7, как вспоминает Светлана Леонидовна, произвел приятное впечатление. Он сильно отличался от забайкальского города, где она родилась и откуда, комсомол послал ее учиться в Москву, от других провинциальных городков, быт и медленное течение жизни которых могла наблюдать. Здесь иными был не только достаток, но и люди, в основной своей массе образованные, активные, ответственные. По-видимому, сия особенность вообще была присуща закрытым "атомным" городам. Но среди них Северск, как до сих пор считает Светлана Леонидовна, - лучший. "Особенно за последние годы он стал такой красивый, солидный, - говорит она. Эти новые районы с новыми домами, эти проспекты с хвойными деревьями по сторонам! К концу гастролей чувствуешь, что скучаешь по городу, и хочется поскорей вернуться сюда".
В то время музыкальный театр располагался в ДК имени Островского. Уютный зал как раз был опереточным, более всего подходил для этого. И голос Светланы, нежный, мягкий (высокое сопрано), не заглушаемый оркестром, был хорошо слышен повсюду. Случалось, на репетициях она несколько раз срывала его. Обычно такое происходит, если ты сильно занят в спектаклях, если не совсем здоров.
Она берегла свой голос. Когда приходила домой, то вообще молчала. Никаких гостей, подруг (те не понимали и обижались). Ведь если спектакли идут один за другим - это единственная возможность дать отдохнуть голосовым связкам, да и нервной системе. Потому что оперетта - это не только, как кажется со стороны, весело, бодро и громко петь. Бывают нервные срывы, когда что-то на репетициях не получается. И роль - это ведь зачастую и драматическая вещь. Актриса должна говорить, наполнить смыслом слова. На сцене приходится и смеяться, и плакать. И, допустим, чтобы вдруг заплакать, необходимо подготовить всю нервную систему, весь организм. То есть перевоплотиться и жить, любить, страдать.
Искусству правильно петь Светлана училась в училище при Московской государственной консерватории; там же ходила в балетную школу, (ей предлагали место в хоре Большого театра, но она, по-видимому, не поверив в свои силы, отказалась). А основы актерского мастерства ей преподал в Челябинске режиссер драматической труппы музыкального театра (он тогда, как и наш, назывался музыкально-драматическим), когда неожиданно предложил ей заменить заболевшую свою ведущую актрису в спектакле "Барабанщица". Он много с ней работал, добавил в произведение о советской разведчице танец на столе и пение. Молодость, внешние данные, красивые движения - героиня понравилась публике, и режиссер остался доволен. Спектакль был спасен, а для Светланы это стало хорошей школой, рывком вперед.
Она всегда демонстрировала готовность учиться, скрупулезно разрабатывала роли, благо тогда режиссеры с актерами обязательно работали индивидуально - кропотливый, глубокий и очень интересный процесс. И на постановку спектакля тратили не меньше полтора - двух месяцев. Лишняя трата сил и времени? Неискушенная публика не оценит по достоинству? Не скажите.
У зрителя, который часто ходит на оперетту, смотрит и сравнивает спектакли разных режиссеров, музыка, голоса уже "висят на ушах", и действие, разворачивающееся на сцене, ему знакомо. Есть нюансы, которые он не понимает, но хорошо чувствует. И его никогда не обманешь. Если ты дуешь в трубу и фортиссимо поешь на одной ноте, пардон, громко, бодро и весело, такое ведь слушать - долго не выдержишь. А когда певец поет с разными нюансами: то громко, то тихо, используя при этом какие-то "филировочки" и другие украшения, - это приятно ласкает слух зрителя. В Северск Скорова приехала, уже имея десятилетний стаж работы в театрах других городов. Она играла не только героинь, но и субреток - девчонок в симпатичных советских спектаклях-однодневках. Занимали ее и каскадными ролями - женщина-вамп, которая должна хорошо двигаться и быть стервой. Каждый режиссер стремился заполучить Скорову в свой спектакль. И уже после первой своей северской "пятилетки" она получила звание заслуженной.
Быть все время с супругом в одном театре, быть с ним одной театральной крови - каково это? Утром - репетиция, часа три в домашней обстановке, и вечером спектакль. А на сцене муж, которого она обожала, уже воспринимался только как действующее лицо. Работа для творческого человека - это наслаждение, это стержень, который держит его. Сложности во всем начинаются, когда ты почти не занят, когда чувствуешь себя никому не нужным, когда понимаешь, что ты постарел и твое время, как полагают окружающие, ушло.
Когда Светлана Леонидовна выходит на сцену, она на три часа забывает о своих болезнях, если таковые ее одолевают. После спектакля, бывает, придет домой и думает: "Боже мой, как же завтра мои натруженные высокими каблуками ноженьки понесут меня в театр?!" А наутро, как только подойдет к театру, спину выпрямит и уже готова репетировать.
Кажется, о деньгах Светлана Леонидовна говорить не любит. Какой у нее сейчас оклад? Сколько стоит билет на оперетту? Наша героиня виновато улыбается: не знаю. Зато отлично помнит, какая у нее была зарплата в советские времена. В Свердловске получала 150 рублей, в Северске - сначала 175, потом - 200, а став заслуженной артисткой - аж 225. По тем временам это были большие деньги. Семья чуть ли не каждый год ездила отдыхать на Черное море. Светлана могла позволить купить себе красивую дорогую шубу, быть в наимоднейших сапогах. Теперь же о море даже и не мечтает.
Она не любит говорить о политике и политиках. Любит отдыхать за книгой. Конечно, обожает оперу и оперетту. Не обделяет своим вниманием и эстрадные популярные песни. В свое время ей нравилась Валентина Толкунова, с удовольствием слушает некоторые вещи Софии Ротару и Аллы Пугачевой. Хорошо отзывается о теноре Николае Баскове. Нет, Светлана Леонидовна не утверждает, что он оперный певец, но он, как она полагает, нашел свою струю, свое место и на эстраде. Что-то у него лучше получается, что-то похуже.
А приходилось ли слышать томича Николая Савенко, который строил спиртзавод и одновременно учился, кажется, в Новосибирской консерватории? Это такой черненький симпатичный молодой человек? Как же, как же, слышала его. Кто лучше: Басков или Савенко? Ну, знаете, они совершенно разные, потому что нет одинаковых голосов. У Савенко приличный материал. Но мне не очень нравится, как он выстраивает верхние ноты. Но это опять-таки мое личное мнение. А так он красивый парень, фактурный, хороший рост, все при нем. Басков меня устраивает, хотя, наверное, можно прицепиться к любому актеру, певцу. Это все - спорные вещи.
Сын Светланы Леонидовны в свое время окончил ГИТИС. Он - драматический актер, живет со своей семьей (жена и две дочери) в городе Ельце, трудится в местном театре. Зарплата маленькая, но о выборе профессии не жалеет. Старшая внучка учится на втором курсе театрального института.
О чем может мечтать актер, певец в зрелом возрасте? "Подышать воздухом театральным, этой любимой театральной атмосферой", - говорит Светлана Леонидовна. Ей кажется, что у нее еще остались силы, что она еще может. Я слушал ее неторопливый рассказ. О талантливом, трудолюбивом, умном режиссере Павле Михайловиче Саблине, проработавшем в Северском музыкальном тринадцать лет. Несколько лучших спектаклей, которые он поставил, до сих пор идут в нашем театре. О дирижере оркестра Владимире Васильевиче Маймескуле, обладавшем высочайшей культурой и вкусом. И мне показалось, что страстно наша героиня говорит до сих пор о двух вещах: театре и любимом городе, в котором реализовались ее волшебные сны. "Венский спектакль" всегда повторяется в ее душе.

Александр Яковлев

Газета "Диалог" № 31
5 августа 2004 г.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
Moderato   8.12.2016 - 14:10
Дата рождения - 1.02.1936. Настоящая фамилия - Скоропупова. читать далее>>
№ 1
корзникова мария (томск)   29.06.2014 - 19:54
Творчество Светланы Скоровой - яркая страница в истории театра льной жизни города Северска. Её героини были яркими, женственными, искренними. Когда она была на сцене -это всегда был праздник. Самые мои... читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен