Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Валентин Никулин

Валентин Никулин (Valentin Nikulin) фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Сайт
Сайт памяти valnikulin.narod.ru
Театр
"Современник" 1960 - 1991, 1999 - 2005
Фотоальбом
Обсуждение
Валентин Никулин: смотреть фильмы онлайн
Валентин Никулин:
смотреть фильмы онлайн

Никулин Валентин Юрьевич

Valentin Nikulin

Родился 7 июля 1932 года В Москве.

Заслуженный артист РСФСР (11.05.1981).
Народный артист РСФСР (26.02.1990).

Родился в семье драматурга Юрия Вениаминовича Никулина и музыканта Евгении Наумовны Брук; племянник писателя Льва Никулина. Родители расстались когда будущему актёру было всего лишь 5 лет.

Окончил юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (1957), затем — Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ (1960, курс П.В. Массальского).
С 1960 года — актёр театра «Современник». В этом театре он сыграл множество характерных ролей в спектаклях по произведениям классики и современных авторов. Основатель театра «Современник» Олег Ефремов называл В.Ю. Никулина одним из самых талантливых мастеров.

В 1991 году Никулин репатриировался в Израиль, прожил там семь лет, играл в театре «Габима». 8 мая 1998 года актёр вернулся на Родину и в 1999 году был принят обратно в театр «Современник».
Выступал на различных сценах в музыкальном моноспектакле по стихам русских поэтов «Друзей моих прекрасные черты» (существует телеверсия спектакля).

В последние девять месяцев жизни он тяжело болел и уже не выходил на сцену. Артист страдал остеопорозом — заболеванием, поражающим костную ткань, вследствие чего кости становятся очень хрупкими. За месяц до трагедии состояние Никулина достигло критической стадии — актёр перестал ходить.
Скончался 6 августа 2005 года. Похоронен актёр 9 августа на Донском кладбище Москвы (4 участок). В июле 2007 года на могиле установлен памятник.
театральные работы
Актер - «На дне», М.Горький;
Отец Принцессы - «Голый король», Е.Шварц;
Иван Романович Чебутыкин - "Три сестры", А.П.Чехов;
Скрипач Базильский - "Провинциальные анекдоты", А.Вампилов;
Бах - «Возможная встреча» (1995, реж. Михаил Козаков).

последнее обновление информации: 05.01.24

фрагменты: «Душечка». Отрывок >>

«Путь к причалу». Отрывок
«Клоун». Отрывок
«Три толстяка»
«Русалочка»
«Горячая точка». Трейлер №2
«Неродная дочь». ТВ-ролик
«Адмирал Кузнецов»
«Зонтик для подруг». ТВ-ролик
"Я - другое дерево"

Валентин Никулин родился на Арбате и прожил там больше 30 лет. Литературно-музыкальная среда, к которой принадлежали родители, сформировала особый круг общения. Но выбор жизненного пути определился не сразу. Прежде чем быть зачисленным в Школу-студию МХАТа, Никулин отучился на юридическом факультете Московского университета. Потом оказался в блестящей компании основателей Современника, возглавляемой Олегом Ефремовым. Театру этому не изменяет до сих пор, хотя был в жизни Никулина достаточно крутой вираж. В январе 1991 года актер неожиданно для многих уехал в Израиль. Спонтанная эмиграция растянулась на семь лет. В 1998 году Валентин Никулин вернулся. 7 июля артист отметит свое 70-летие.

- В театре действительно не понимали, почему я уехал. Я не хочу бросить никакой тени, но вот, например, отъезд Миши Козакова пытались как-то объяснить: нужно кормить семью. "Но ты, Валя, ты? Человек абсолютно московский, арбатский, переделкинский. Как это могло случиться с тобой?" Вот случилось как-то. Я, вероятно, был не столько даже очарован этой безумной идеей, сколько находился в состоянии наркоза. И он начал отходить очень быстро, еще в самолете.
А 8 мая 1998 года я прилетел в Москву по каким-то практическим делам. Желание вернуться внутри меня уже созрело. Но произнесено это было уже здесь - я остаюсь. И остался буквально в чем был - с незатейливым летним гардеробом. Меня предупреждали: "Валя, ты вернешься в совершенно другую страну". Так и вышло. Другая страна и другой театр.

- В каком смысле "другой театр"?
- Ну хотя бы в формальном. Оказалось, что две трети труппы Современника мне незнакомы.
- Хотя времени прошло не так уж и много, семь лет?
- Дело ведь не в количестве времени, а в том, что происходило. Здесь случился август 1991-го, потом октябрь 1993-го, еще много чего, вы все это знаете. Естественно, это проецировалось и на театр, и на состояние духа. Но главное даже не в этом. Поколение уходит. Я это замечаю. Я не каждую секунду об этом думаю, но сегодня все чаще, потому что "снаряды ложатся все ближе и ближе".

- Ближе становятся воспоминания, нежели новый круг общения?
- Да, в большей степени я уже живу воспоминаниями. Мне хочется говорить о том, из чего я соткан. А это круг музыкантов, композиторов, поэтов, еще в детстве существовавший в моей жизни, поскольку папа был писателем, а мама - пианисткой. И дальше все это откликнулось. Возникла моя собственная, очень нежная дружба с Булатом Окуджавой, Юрием Левитанским, Арсением Тарковским. Мне посчастливилось последние два года его жизни общаться с ним в Переделкине. А Тарковский - это ведь естественное продолжение ветви, идущей от Мандельштама, Пастернака, Цветаевой. Я успел еще до отъезда быть на панихиде по Давиду Самойлову. У меня были очень нежные отношения с Александром Володиным. Я повидал его за какие-то считанные недели до его ухода из жизни. Все это уже органически не вычеркнется из моей памяти. И все это укладывается в строки того же Левитанского:

Все уже круг друзей. Все уже круг
Знакомых лиц и дружественных рук.
Все шире круг потерь...

- И все же есть у вас и сегодня близкие вам по духу люди? Остались такие?
- Осталось другое поколение, чуть моложе - те, кого называют "шестидесятниками": Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. До сих пор дружим с Фазилем Искандером, Борисом Васильевым, Юрием Карякиным. Но нет тех, кого я называл своими старшими друзьями. И тяготею я все-таки в эту сторону.
- Манера сегодняшнего общения творческих людей вас устраивает?
- Я совершенно в этом не участвую. Не знаю, почему. Помните, как у Григория Поженяна: "Я - другое дерево". Мне несвойственно существовать в этих знаках времени. Хотя часто спрашивают: "Валя, как ты насчет тусовок?" Да никак. И силы уже не те. Но внутренне я мало изменился. Если не считать, что не та уже мобильность в смысле передвижения. Как медики говорят: есть некоторые проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но я остался таким же. Приглашения? Есть какие-то случайные, необязательные. А так я играю по договору в своем родном театре. В одном спектакле, как сейчас говорят, ремейке чеховских "Трех сестер", роль Чебутыкина. Роль, которую Галина Волчек очень любила в моем исполнении. Надеюсь, что и зрители. И я любил. Но окружение мое там изменилось.

- Как вы ощущаете себя рядом с "детьми"?
- Ну как сказать? Раньше я был абсолютно на равных со всеми. Но должен вас удивить, ощущаю я себя нормально. И у меня нет даже подсознательных стремлений как-то себя противопоставить. Вот если бы для сравнения были и другие спектакли. Как прежде, когда я считался репертуарным актером.
- Вас тревожит, что работы так мало?
- Но ведь сменилась труппа, уже другой репертуар идет. Вот, слышите, на сцене Димочка Жамойда, наш молодой актер, репетирует чеховскую "Дуэль"? С молодыми. На них, вероятно, больше и рассчитывает наш главный режиссер. Так я думаю.
- Но хотя бы на перспективу предложения есть?
- Пока что нет. Хотя Галина Борисовна ко мне очень хорошо относится. Я верю в это. И понимает, что я собой представляю, всегда понимала. Ведь нужно, вероятно, мне не просто предложить хоть что-нибудь, но найти нечто "на Никулина", как это у нас говорят. Специально взять какой-то материал и увидеть в этом материале актера Никулина.

- В Израиле вы часто работали вместе с Михаилом Козаковым. Сегодня у него в России своя антреприза, почему же ваше сотрудничество прервалось?
- У каждого из нас своя стезя. Там это было продиктовано положением вещей и возникло, наверное, не от хорошей жизни. Здесь мы не ссорились, но и особой тяги друг к другу нет. Так изначально повелось, еще когда Миша работал в Современнике. Это опять к вопросу о том, что "я - другое дерево". Не хорошее и не плохое, просто - другое. Мы разные. Его актив, мгновенное зондирование почвы - и моя не слишком к этому приспособленность. Другая ситуация, как модно сейчас говорить. Вот и все. Выбор богаче - он может пригласить и Гаркалина, и Мигицко, и Олега Басилашвили. Никаких в этом смысле претензий у меня к Мише нет.
- Но ситуация как раз предполагает этот самостоятельный актерский актив.
- Этим занимается смелое поколение новых людей.
- Не скажите. И опытные мастера не менее активны.
- Ну, наверное, это так. Значит, дело в индивидуальности. Понимаете, Ира, я всю жизнь себе не доверял. Даже когда случалась удача, всегда переспрашивал: а вы уверены, что это действительно так? Это моя беда. Вот мне Алексей Баталов предлагал делать что-то по линии слова во ВГИКе. С одной стороны, я обрадовался, с другой - безумно испугался. Потому что я в себе не чувствую внутреннего права на это. Понимаю, что это ошибочно, наверное. Уже многие из моего поколения преподают или еще чем-то занимаются.
- Книги пишут, например.
- А я вот пока не пытался, как говорил Пастернак, "заметки делать на полях". Опять же не кажется, что у меня есть право слагать даже прозаические строки. Вот разговор - это другое дело. Хотя, в конечном счете, в нашей жизни очень много призрачного. Вот и вы сейчас скажете: тем более важно, чтобы настоящее осталось запечатленным.

- Скажу, потому что идет поток мемуарной макулатуры. Смакуются те вещи, о которых хорошо бы промолчать.
- Вы абсолютно правы. Очень много именно этого. Да, наверное, я мог бы сказать о состоянии духа, о том, из чего соткан этот дух, о ценностной шкале. Она же меняется невероятно. И в то же время циклически появляется недоверие к самому себе: Боже мой, что я говорю, неужели это кому-то интересно?
- Есть ли у вас контакты с современным российским кино?
- Получил недавно предложение от Димы Брусникина сняться в сериале "Сыщики". Правда, в одной серии и в небольшой роли - странноватого ученого, чудака в хорошем смысле слова. А так, вы же видите общее состояние нашего кино. У меня за спиной более 60 фильмов, которые в основном были сняты тогда, в "совке". Но это были роли, пусть и маленькие. И мне говорили: вас всегда было видно, даже если это пунктирный эпизод. Алексей Баталов когда-то написал обо мне статью в "Советском экране" и назвал ее "Свое, никулинское".
Конечно, с одной стороны, безумно досадно. Я начинаю забывать, что такое дик, наезд, панорама. С другой - очень важно, чтобы все было доброкачественно, чтобы я не изменял "своему, никулинскому".

- То есть вы не ставите перед собой жесткой задачи - вписаться в новые реалии, отчасти изменив этому "своему"?
- Специальной задачи такой нет. И пока, честно говоря, я не очень вписываюсь. Так, какими-то отдельными искорками, свечечками, в связи с моими поэтическими, музыкальными проявлениями. Хотя вот недавно мне предложили стать членом национальной Академии киноискусства. Канал "Культура" снял мой моноспектакль, который я назвал по строчке Беллочки Ахмадулиной "Друзей моих прекрасные черты".
Я только теперь, оборачиваясь назад, понимаю, что тратился совершенно без огляда. Без какой-то расчетливой бережливости по отношению к себе. Вообще недооценивал, что годы бегут быстро. Как это все промелькнуло, невероятно совершенно! Замечательно сказано у Давида Cамойлова:

О, как я поздно понял,
зачем я существую,
Зачем гоняет сердце
по жилам кровь живую.
И что порой напрасно
давал страстям улечься.
И что нельзя беречься,
и что нельзя беречься.

Ну, не берегся. Да это вообще многим свойственно из нашего актерского цеха, я думаю. Это так...

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА, Портал "Культура"

Занавес

Он окончил престижный юридический факультет МГУ. На два курса старше его учился Михаил Горбачев. Но ни юрист, ни президент из Никулина, к счастью, не получился - по специальности он не проработал ни дня. Потому что на роду ему было написано стать замечательным актером и добрым сказочником. Кумиром детства, одним из самых добрых и самых сказочных персонажей нашего кино и - самым неприкаянным героем нашего театра...

Он был из интеллигентной семьи. Настолько интеллигентной, что особую мягкость и благородство манер Никулина, привитых с детства, с трудом удавалось вытравить режиссерам из кадров. Особенно если играть ему приходилось Смердякова в "Братьях Карамазовых"... Его мама - Евгения Брук-Никулина была музыкантом, отец - писателем, и при знакомстве отец сказал ей, еще ученице 7-го класса: "Обратите внимание, Женечка, как ранний Скрябин похож на Рахманинова!" В такой атмосфере и рос будущий Андерсен и доктор Гаспар из "Трех толстяков"...

После юрфака, по желанию мамы, Валентину Никулину пришлось окончить Школу-студию МХАТ. Затем, по воле судьбы, в 1960-м стать актером "Современника", а в 1961-м начать сниматься в кино. Спеть в телесериале "День за днем" "Ты припомни, Россия, как все это было..." и - стать знаменитым сначала в узком элитарном кругу, а потом и просто знаменитым. Сыграть более чем в 60 фильмах. В чеховской "Душечке", в "Крахе инженера Гарина", в "Братьях Карамазовых", в "Девяти днях одного года"...

В 1990-м - получить звание народного артиста России, после чего в 1991-м уехать в Израиль. Там работать в антрепризе Михаила Козакова, пытаться открыть двери израильских театров "Габима" и "Гешер", мотаться с концертами и моноспектаклями по стране, выступая перед русскоязычной диаспорой... А затем в 98-м применить к себе шутливое звание "дважды еврея Советского Союза", то есть того, кто эмигрировал и приехал обратно.

Когда он вернулся из Израиля, пришлось хорошо помыкаться, прежде чем найти достойную работу в "Современнике". А хотелось во МХАТ, к Олегу Ефремову... Во МХАТе он начал репетировать пьесу под названием "Интимные наблюдения". Пьесу написал психотерапевт из Барнаула. Олег Ефремов, приглашая Никулина на роль, прокомментировал его первую предстоящую постэмиграционную работу не лучшим образом: "Киндинов отказался, Мягков отказался, Славочка Любшин отказался..." "Сотый сезон, пьеса с тараканами... Один я согласился", - вспоминал потом Никулин.

Но даже из-за спасения творения барнаульского психотерапевта в штат театра его не брали. Он звонил в разные известные коллективы. Как правило, главные режиссеры были очень любезны, но работу не предлагали...

На помощь пришел "Современник". Чебутыкин в "Трех сестрах" стал для него реинкарнацией. А для зрителей - настоящим театральным шедевром. О Чебутыкине Никулина после спектакля говорили больше, чем о всех трех сестрах вместе взятых... А потом пошли эпизоды в сериалах, озвучание мультфильмов, сказок... "Я очень устал, поверьте мне. Я теряю себя. У меня такое ощущение, что я не очень вписываюсь в сегодняшнюю Москву, как она ни похорошела, - рассказывал он в одном из своих последних интервью. - На это мне интеллигентные люди говорят: "Валька, какое это имеет значение, что не вписываешься. А ты думаешь, мы вписываемся?" Но я ничего не потерял, ибо я - нищий..."

Итак, сорок лет в "Современнике". Семь лет в Израиле. Девять месяцев тяжелой болезни, когда любимый герой всех детей оказался практически неподвижным и не мог выходить не только на сцену, но даже из дома. 6 августа в 22.15 все это прекратилось.

Ирина Корнеева

Сайт: Российская газета

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 126
Спиолто   13.12.2023 - 00:17
Светлая добрая память Артисту!.. читать далее>>
№ 125
Ярослав Емельяненко   25.08.2023 - 19:12
Замечательный актёр, а какой чарующий тембр голоса... читать далее>>
№ 124
Ирия Гай   7.07.2023 - 09:56
Светлая память Замечательному Артисту в день рождения. читать далее>>
№ 123
AnneMarie   14.12.2022 - 20:12
Для меня этот актёр из тех, ради кого хочется пересматривать кусок с их участием по несколько раз. А его голос чудесный... просто завораживает. Очень люблю его Лебедева в Сицилианской защите. Такой получился... читать далее>>
№ 122
Геннадий Иванович Гончаров (Кривой Рог. Украина)   19.07.2022 - 17:49
Прекрасный, своеобычный актёр, и душевнейший певец с красивым тембром голоса. В сериале "День за днём" песня "Припадаю Россия к твоей красоте" исполняется три раза разными певцами,... читать далее>>

Валентин Никулин: новости >>

Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен