Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Павел Массальский

Павел Массальский фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театр
МХАТ 1925 - 1979
Фотоальбом
Обсуждение
Павел Массальский: смотреть фильмы онлайн
Павел Массальский:
смотреть фильмы онлайн

Массальский Павел Владимирович

(22 августа) 4 сентября 1904, Москва (по другим источникам — усадьба Липяги) — 15 декабря 1979, Москва

Советский актёр театра и кино, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1948).
Народный артист СССР (1963).

Учился в театральной студии под руководством Юрия Завадского (1922-1924).
С 1925 года — артист МХАТа.
Актёр с прекрасными внешними данными, врождённым обаянием и артистизмом, нотками барской вальяжности, Массальский стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С успехом он исполнял роли в произведениях классических и современных драматургов.

С 1947 года Массальский вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ. С 1961 года — профессор. В 1970 году стал заведовать кафедрой мастерства актёра.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4 участок).
театральные работы
1925 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого — Дмитрий Шуйский
1927 — «Бронепоезд 14-69» — канадский солдат
1934 — «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу — Джингль
1938 — «Анна Каренина» — Вронский
1938 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — граф Альмавива
1938 — «Горе от ума» А.С. Грибоедова — Молчалин
1939 — «На дне» А.М. Горького — Барон
1940 — «Школа злословия» Ричарда Шеридана — Чарльз Сэрфес
1941 — «Три сестры» А.П. Чехова — Тузенбах
1943 — «Последние дни» М.А. Булгакова — Дантес
1943 — «Русские люди» К.М. Симонова — Панин
1945 — «Идеальный муж» Оскара Уайльда — лорд Горинг
1947 — «Русский вопрос» — Гарри Смит
1949 — «Поздняя любовь» А.Н. Островского — Николай
1951 — «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого — Вово; Сталинская премия первой степени (1952)
1956 — «Осенний сад» Лилиан Хелман — Николае Динери
1957 — «Мария Стюарт» — Лейстер
1958 — «Три сестры» — Вершинин
1958 — «Вишнёвый сад» А.П. Чехова — Гаев
1960 — «Чайка» А.П. Чехова — Тригорин
1962 — «Убийца» Ирвина Шоу — Вокэн
1963 — «Без вины виноватые» А.Н. Островского — Муров
1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского — Городулин.
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли Василия Леонидовича Звездинцева в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого.
Орден Ленина (1974).
Орден Трудового Красного Знамени (1948).
Орден Трудового Красного Знамени (1964).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

последнее обновление информации: 22.06.22

трейлер: «Цирк» >>

«Воскресение». Отрывок
«Лёд-3». Отрывок
«Заезжий молодец». ТВ-ролик
Павел Владимирович был доброжелательным человеком, мог пошутить, иногда озорно. Он обладал отменным вкусом и всегда элегантно одевался.

Сосед по даче в Снигирях, знаменитый певец И. С. Козловский, вспоминал, что многие МХАТовцы-мужчины носили одинаковые элегантные галстуки, подаренные К. С. Станиславским, считавшим, что артисты внешне должны быть привлекательны всегда, не только на сцене. В рассказе «Дерево не засохло», опубликованном в «Литературной газете» Козловский писал, как однажды ему говорил Н. П. Баталов: «Да-да, прошу не удивляться — мы все в одинаковых галстуках. Константин Сергеевич заказал и подарил всем мужчинам. Такой галстук не только у меня — и у Н. П. Хмелёва, и у Массальского, и у Ершова. И у многих других». И продолжал воспоминания о П. В. Массальском: «И, действительно, артисты МХАТ были подчёркнуто элегантны в быту. Среди них был и молодой тогда Павел Владимирович Массальский. Так и видится он мне — скромный, доброжелательный, со своей всегдашней светлой улыбкой, с голосом приятного тембра. Припоминается: говорил чуть громко. Думаю, что это бывает большей частью от застенчивости. Мне вообще казалось, что Павел Владимирович всегда боролся с неодолимым чувством смущения, которое он испытывал перед своими великими учителями — Станиславским и Немировичем-Данченко. Видимо, он должен был превозмочь робость, чтобы сказать слово на сцене перед ними — его апостолами в искусстве, перед которыми он преклонялся, которым безгранично верил».

В. Я. Вульф вспоминал о П. В. Массальском (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книги «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8):

«Красивый, роскошно одетый, любил выпить, боялся своей жены, Найи Александровны, превосходно преподавал в Школе-студии МХАТа, был заведующим кафедрой актёрского мастерства. Никогда не отличался особым умом, но был с большим чувством юмора, с ним было легко и весело. В годы, когда Ефремов возглавил МХАТ, Массальский играл немного, на своего бывшего ученика был обижен и в отличие от Прудкина никогда не поддерживал Ефремова. С Прудкиным они часто играли одни и те же роли, но Прудкин был артист более высокого класса. … В доефремовский период играл он очень много, но в семидесятые годы начал болеть и умер неожиданно в 1979 году, когда ему было 75 лет. Его учениками были Доронина, Басилашвили, Евстигнеев, Михаил Козаков, учеников он любил и следил все время, как складывается их судьба. Я подружился с ним, когда он начал репетировать мой первый перевод, шедший на сцене, — пьесу Уильямса „Сладкоголосая птица юности“; он играл Босса Финли, это не было большой удачей, но общаться с ним было интересно». (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книги «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8)

А вот как вспоминал о П. Массальском сам О. Н. Ефремов:

«В ту пору, когда я близко его узнал, сначала в бытность мою студентом Школы-студии, а потом и по совместной работе в Художественном театре, именно Масальский представился мне тем человеком, который вносил в коллектив своеобразный душевный настрой. Внутренний свет, горевший в нём, помогал настроиться на светлый лад другим. В его присутствии, казалось, становилось радостнее и легче. […] Павел Владимирович не стеснял нас ни в чём, не ограничивал наших неумел ещё попыток и сразу вёл на гротеск — линию неимоверную, но оправданную. […] Во время наших занятий был Павел Владимирович неизменно оживлен и остроумен, рассказывал случаи из жизни Художественного театра и своей собственной, откровенно делился с нами сомнениями. Ему удавалось незаметно стереть возрастные границы, существовавшие между нами. Понятно, как нас все это трогало. Может быть, именно тогда я впервые ощутил тот особенный душевный свет, который всегда нес в себе Павел Владимирович, и то сердечное тепло, которое он так щедро дарил людям». (ЕФРЕМОВ Олег. Всё непросто… М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1992).

Евгений Евстигнеев вспоминал о своем учителе:

Павел Владимирович Массальский сыграл огромнейшую роль в моей актёрской судьбе. Если бы не он, все могло бы быть по-другому: я не имел бы и той творческой среды, в которой нахожусь уже много лет, и тех друзей — больших актёров, — которые влияли на меня, помогали определиться моему актёрскому сознанию.

Павел Владимирович обладал редким умением создавать в нашем коллективе такой микроклимат, в котором любой из нас мог полностью раскрыться и каждый чувствовал себя легко и свободно. Мы воспринимали его не как учителя, а как человека близкого: ему можно было довериться во всем. Он внушал нам: служить в искусстве — это значит не просто быть на сцене, а быть художником, который думает о жизни и препарирует её явления, ведет с людьми доверительный разговор. И люди в свою очередь начинают думать не о том, как актёр играет свою роль, а о том, что он хочет сказать ею, начинают понимать его «второй план».

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 22
Natalie-Karina (Рига)   11.10.2021 - 14:19
... Очень хорошо и точно сказано! Полностью - приСоединяюсь.. Царствия Небесного и Светлая память - великому Актёру и замечательному Человеку.. Здоровья и удачи - - всем нам.. читать далее>>
№ 21
Валентина Алефиренко   13.04.2018 - 11:30
Я помню его по фильму "Цирк". Он равен по мастерству Н. Черкасову, Н. Гриценко, Б. Бибикову. Любим, помним, смотрим фильмы с их участием. читать далее>>
№ 20
Римма Марковна (Алма-Ата)   1.04.2018 - 20:11
... Да! И фамилия действительно - красивая, как и сам Актер! Сейчас посмотрела фильм "Цирк" (1936) - в восторге от внешности и игры, хочется смотреть и смотреть на этого человека. Хотя... читать далее>>
№ 19
misha (тверь)   4.09.2016 - 19:16
Актер с таким ярким талантом мог бы сниматься в кино значительно чаще. Павел Владимирович скорее всего на первое место ставил исключительно театр. А с такой аристократической... читать далее>>
№ 18
Иринка Ивановна (Санкт Петербург)   26.12.2015 - 08:24
До чего же я его в детстве ненавидела в фильме "Цирк" ! Не знаю, кого больше, Массальского или Лебедева в образе Ромашки.До чего же могли делать завораживающие образы. Другие роли полны достоинства,... читать далее>>

Павел Массальский: новости >>

Театр на войне...
Театральная хроника
Театр на войне...
В начале лета 1941 года начались традиционные летние гастроли театров. Московский Художественный театр им. Горького привез на гастроли в Минск спектакли «На дне», «Дни Турбиных», «Школа злословия» и «Тартюф».
Кино-театр.ру в Telegram