(22 августа) 4 сентября 1904, Москва (по другим источникам — усадьба Липяги) — 15 декабря 1979, Москва
Советский актёр театра и кино, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1948).
Народный артист СССР (1963).
Учился в театральной студии под руководством Юрия Завадского (1922-1924).
С 1925 года — артист МХАТа.
Актёр с прекрасными внешними данными, врождённым обаянием и артистизмом, нотками барской вальяжности, Массальский стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С успехом он исполнял роли в произведениях классических и современных драматургов.
С 1947 года Массальский вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ. С 1961 года — профессор. В 1970 году стал заведовать кафедрой мастерства актёра.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4 участок).
Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли Василия Леонидовича Звездинцева в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого.
Орден Ленина (1974).
Орден Трудового Красного Знамени (1948).
Орден Трудового Красного Знамени (1964).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».
Павел Владимирович был доброжелательным человеком, мог пошутить, иногда озорно. Он обладал отменным вкусом и всегда элегантно одевался.
Сосед по даче в Снигирях, знаменитый певец И. С. Козловский, вспоминал, что многие МХАТовцы-мужчины носили одинаковые элегантные галстуки, подаренные К. С. Станиславским, считавшим, что артисты внешне должны быть привлекательны всегда, не только на сцене. В рассказе «Дерево не засохло», опубликованном в «Литературной газете» Козловский писал, как однажды ему говорил Н. П. Баталов: «Да-да, прошу не удивляться — мы все в одинаковых галстуках. Константин Сергеевич заказал и подарил всем мужчинам. Такой галстук не только у меня — и у Н. П. Хмелёва, и у Массальского, и у Ершова. И у многих других». И продолжал воспоминания о П. В. Массальском: «И, действительно, артисты МХАТ были подчёркнуто элегантны в быту. Среди них был и молодой тогда Павел Владимирович Массальский. Так и видится он мне — скромный, доброжелательный, со своей всегдашней светлой улыбкой, с голосом приятного тембра. Припоминается: говорил чуть громко. Думаю, что это бывает большей частью от застенчивости. Мне вообще казалось, что Павел Владимирович всегда боролся с неодолимым чувством смущения, которое он испытывал перед своими великими учителями — Станиславским и Немировичем-Данченко. Видимо, он должен был превозмочь робость, чтобы сказать слово на сцене перед ними — его апостолами в искусстве, перед которыми он преклонялся, которым безгранично верил».
В. Я. Вульф вспоминал о П. В. Массальском (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книги «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8):
«Красивый, роскошно одетый, любил выпить, боялся своей жены, Найи Александровны, превосходно преподавал в Школе-студии МХАТа, был заведующим кафедрой актёрского мастерства. Никогда не отличался особым умом, но был с большим чувством юмора, с ним было легко и весело. В годы, когда Ефремов возглавил МХАТ, Массальский играл немного, на своего бывшего ученика был обижен и в отличие от Прудкина никогда не поддерживал Ефремова. С Прудкиным они часто играли одни и те же роли, но Прудкин был артист более высокого класса. … В доефремовский период играл он очень много, но в семидесятые годы начал болеть и умер неожиданно в 1979 году, когда ему было 75 лет. Его учениками были Доронина, Басилашвили, Евстигнеев, Михаил Козаков, учеников он любил и следил все время, как складывается их судьба. Я подружился с ним, когда он начал репетировать мой первый перевод, шедший на сцене, — пьесу Уильямса „Сладкоголосая птица юности“; он играл Босса Финли, это не было большой удачей, но общаться с ним было интересно». (ВУЛЬФ Виталий. Преодоление себя. Из книги «Серебряный шар» // Октябрь. 2002. № 8)
А вот как вспоминал о П. Массальском сам О. Н. Ефремов:
«В ту пору, когда я близко его узнал, сначала в бытность мою студентом Школы-студии, а потом и по совместной работе в Художественном театре, именно Масальский представился мне тем человеком, который вносил в коллектив своеобразный душевный настрой. Внутренний свет, горевший в нём, помогал настроиться на светлый лад другим. В его присутствии, казалось, становилось радостнее и легче. […] Павел Владимирович не стеснял нас ни в чём, не ограничивал наших неумел ещё попыток и сразу вёл на гротеск — линию неимоверную, но оправданную. […] Во время наших занятий был Павел Владимирович неизменно оживлен и остроумен, рассказывал случаи из жизни Художественного театра и своей собственной, откровенно делился с нами сомнениями. Ему удавалось незаметно стереть возрастные границы, существовавшие между нами. Понятно, как нас все это трогало. Может быть, именно тогда я впервые ощутил тот особенный душевный свет, который всегда нес в себе Павел Владимирович, и то сердечное тепло, которое он так щедро дарил людям». (ЕФРЕМОВ Олег. Всё непросто… М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1992).
Евгений Евстигнеев вспоминал о своем учителе:
Павел Владимирович Массальский сыграл огромнейшую роль в моей актёрской судьбе. Если бы не он, все могло бы быть по-другому: я не имел бы и той творческой среды, в которой нахожусь уже много лет, и тех друзей — больших актёров, — которые влияли на меня, помогали определиться моему актёрскому сознанию.
Павел Владимирович обладал редким умением создавать в нашем коллективе такой микроклимат, в котором любой из нас мог полностью раскрыться и каждый чувствовал себя легко и свободно. Мы воспринимали его не как учителя, а как человека близкого: ему можно было довериться во всем. Он внушал нам: служить в искусстве — это значит не просто быть на сцене, а быть художником, который думает о жизни и препарирует её явления, ведет с людьми доверительный разговор. И люди в свою очередь начинают думать не о том, как актёр играет свою роль, а о том, что он хочет сказать ею, начинают понимать его «второй план».
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге. Будем очень признательны за помощь.
... Очень хорошо и точно сказано!
Полностью - приСоединяюсь..
Царствия Небесного и Светлая память - великому Актёру и замечательному Человеку..
Здоровья и удачи - - всем нам.. читать далее>>
№ 21
Валентина Алефиренко13.04.2018 - 11:30
Я помню его по фильму "Цирк". Он равен по мастерству Н. Черкасову, Н. Гриценко, Б. Бибикову. Любим, помним, смотрим фильмы с их участием. читать далее>>
№ 20
Римма Марковна (Алма-Ата) 1.04.2018 - 20:11
... Да! И фамилия действительно - красивая, как и сам Актер!
Сейчас посмотрела фильм "Цирк" (1936) - в восторге от внешности и игры, хочется смотреть и смотреть на этого человека. Хотя... читать далее>>
№ 19
misha (тверь) 4.09.2016 - 19:16
Актер с таким ярким талантом мог бы сниматься в кино значительно чаще. Павел Владимирович скорее всего на первое место ставил исключительно театр. А с такой аристократической... читать далее>>
До чего же я его в детстве ненавидела в фильме "Цирк" ! Не знаю, кого больше, Массальского или Лебедева в образе Ромашки.До чего же могли делать завораживающие образы.
Другие роли полны достоинства,... читать далее>>
В мае 1927 года на экраны Страны Советов вышел "художественный боевик" "Солистка Вего Величества", снятый на студии Госвоенкино (Государственное военное фотокинопредприятие).
В начале лета 1941 года начались традиционные летние гастроли театров.
Московский Художественный театр им. Горького привез на гастроли в Минск спектакли «На дне», «Дни Турбиных», «Школа злословия» и «Тартюф».
обсуждение >>