Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Михаил Глузский

Михаил Глузский (Mikhail Gluzsky) фотографии

Глузский Михаил Андреевич

Mikhail Gluzsky

Родился 21 ноября 1918 года в Киеве.

Заслуженный артист РСФСР (29 сентября 1969).
Народный артист РСФСР (7 января 1977).
Народный артист СССР (30 ноября 1983).

Отец — Гмырёв Андрей Михайлович, родом из крестьян, стал поэтом, журналистом. В середине 1917 года перебрался из Петрограда в Киев, где построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад с множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился.
Мать — Глузская Ефросинья Кондратьевна.
Детство Михаила Глузского пришлось на сложное время. Его семье и ему мальчишкой пришлось пережить калейдоскоп событий и политических формаций: Кайзер Вильгельм, Рада, большевики, Петлюра, поляки, просто бандиты... Их образы навсегда остались в памяти Михаила Андреевича отнюдь не абстрактными, а историческими персонажами.
В 1922 году после смерти отца семья переехала в Москву, однако связь с Украиной и Киевом не прервалась. В Москве семье удалось получить комнату в коммунальной квартире, где жили мать, старшая сестра Людмила и Михаил. Позже Людмила вышла замуж, у нее родилась дочь. В школу Михаил Глузский пошёл в Баку, где ему довелось в течение двух лет жить у своего бывшего отчима (1926-1928).
В 1929 году вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем — учеником электромонтёра и электромонтером в Центральном универмаге Мосторга. В том же универмаге работала и мама продавщицей. Михаил окончил вечернюю школу рабочей молодёжи и пристрастился к драматическому коллективу при клубе Мосторга.

Участие в художественной самодеятельности поселило в душе юноши желание стать актёром. Два года подряд (1935-1936) он предпринимал несколько попыток поступить в различные школы, но везде получал отказ. Совершенно случайно Михаил узнал о дополнительном наборе во вновь созданную Школу киноактёра при киностудии «Мосфильм». Школа эта была организована на базе ВГИКа, поскольку в 1936-1940 годах актёрского факультета во ВГИКе не было. Художественными руководителями школы в те годы были М.М. Тарханов и Г.Л. Рошаль, педагогами по мастерству — Н.С. Плотников и В.П. Баталов. С молодыми студентами занимались также известные кинорежиссёры Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, Б.В. Барнет, кинооператор А.В. Головня — имена, которые не надо специально представлять.
В эти годы Михаил Глузский дебютировал в кино, снявшись в кинофильмах «Девушка с характером» (Пограничник, 1939), «Минин и Пожарский» (Дворовый, 1939), «Семья Оппенгейм» (Гимназист, 1939), «Салават Юлаев» (Абдурахман, 1940).
В 1940 году Михаил призывается в армию, ему, как актеру, выпала служба в команде при Центральном театре Советской армии. В годы войны он участвовал во фронтовых бригадах.

После войны, почти 50 лет, с 1946 по 1995 год, работал в Театре-студии киноактёра при «Мосфильме». На сцене этого театра он сыграл в спектаклях «Бесприданница» (Карандышев), «Старые друзья» (Шура Зайцев), «Остров мира» (м-р Бааба), «Иван Васильевич» (Жорж Милославский), «Бесы» (Верховенский-старший) и многих других.
В 1949—1950 годах — актёр Драматического театра Группы советских войск в Германии.
Работал по приглашениям в Театре «Современник», в Театре имени Ермоловой.
С 1995 года работал на сцене Театра "Школа современной пьесы", где играл в спектаклях «Уходил старик от старухи» С. Злотникова, «Антигона в Нью-Йорке» Я. Гловацкого, «Чайка» А.П. Чехова.
Всенародная известность и популярность М.А. Глузского связаны с кинематографом — первыми заметными работами стали роли в фильмах «Тихий Дон» (Калмыков) и «Тайна двух океанов» (Ивашов, 1955-1956).
За годы многолетней творческой жизни в кинематографе им были созданы разнохарактерные, яркие и глубокие образы: Буркин («Попрыгунья». 1955), Щавель («Ласточка», 1957), Тимофеев («Дожди», 1958), Клячко («Люди и звери», 1961) и многие другие.
Как правило, эти роли отнюдь не главные, а порой даже эпизодические. Магия актёра Глузского позволила сделать их настолько сочными, что их герои воспринимаются миллионами теле- и кинозрителей как народные, почти легендарные. Глузскому было подвластно всё, — и трагические, и гротескные комедийные персонажи. Всего в досье артиста за 60 лет работы в кино более 150 ролей.
Актёр часто работал на радио и телевидении, голосом М.А. Глузского говорит немало персонажей иностранных фильмов. Актёрский талант Глузского признан многими любителями поэзии. Ему принадлежит право первого исполнителя цикла стихов великого российского поэта Н.А. Заболоцкого, которые долгие годы были запрещены в СССР.

Михаил Андреевич был секретарём правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино в Союзе кинематографистов СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными силами СССР, возглавлял Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию города Москвы.
Был профессором ВГИКа, с 1987 по 1998 год руководил двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа, выпустил два курса (таджикский и русский).

Скончался 15 июня 2001 года на 83-м году жизни в Москве от сердечного приступа. Похороны актёра состоялись 19 июня на Ваганьковском кладбище (участок № 12А).
призы и награды
1973 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль Ивана Степановича в фильме «Пришёл солдат с фронта» (1971).
1975 — серебряная медаль им. Довженко за фильм «Пламя».
1989 — Орден Трудового Красного Знамени.
16.11.1998 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
1998 — премия деловых кругов «Кумир» за большой вклад в киноискусство.
1998 — КФ «Созвездие» (Тверь, Приз «За выдающийся вклад в профессию»).
1999 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Приз «Живая легенда российского кино»).
Удостоен премии «Ника»:
1997 — за фильм «Мужчина для молодой женщины».
1999 — в номинации «Честь и достоинство».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Благодарность Президента Российской Федерации (1995) — в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа за заслуги перед государством и большой вклад в отечественную культуру
Нагрудный знак «Отличник кинематоргафии СССР» (1968) — за плодотворную работу в кинематоргафии и в связи с пятидесятилетием

последнее обновление информации: 09.02.24

фрагменты: «Это было прошлым летом». Отрывок >>

«Кровь за кровь». Отрывок
«Затишье». Отрывок
«Поздняя встреча». Отрывок
«Клад». Отрывок
«Вход в лабиринт». Отрывок
"Я РОДИЛСЯ В РАЙОНЕ КАРАВАЕВЫХ ДАЧ, НЕДАЛЕКО ОТ ШУЛЯВКИ"

Сорок дней назад не стало замечательного российского артиста Михаила Глузского. Он умел быть суровым или благородным, мудрым, как в "Монологе", или трогательным - как в "Почти смешной истории". В "послужном списке" Михаила Андреевича - 150 ролей в кино (больше - только у Армена Джигарханяна!).

"В 17 ЛЕТ Я СЫГРАЛ СТОЛЬКО ДЕДУШЕК, ЧТО СТАЛ НЕПОХОЖ НА МОЛОДОГО ПАРНЯ"

Его творческую и личную жизнь без оговорок можно назвать счастливой. Михаил Глузский прожил почти 83 года, из них полвека - в любви и согласии со своей единственной женой Екатериной Павловной, с детьми и внуками, до последних дней жизни не переставая заниматься любимой работой - кино и театром.

Свои лучшие роли Михаил Андреевич сыграл, когда ему было уже за 60. У него как будто открылось второе дыхание. Посыпались звания и награды: народный артист СССР, "Ника" за фильм "Мужчина для молодой женщины", премия "Кумир" - за выдающийся вклад в искусство. И даже в последние годы, когда многие более молодые коллеги вынуждены сидеть без работы, он был завален предложениями.

На театральных подмостках он появлялся реже, чем в кино: разовые спектакли в "Современнике", иногда - работа в антрепризах. На весь Союз "гремел" их дуэт с великой Марией Владимировной Мироновой в спектакле "Уходил старик от старухи" театра "Школа современной пьесы". В том же театре он до последних дней играл в "Антигоне в Нью-Йорке" и чеховской "Чайке".

Так случилось, что год назад мы встретились с Михаилом Андреевичем в Москве в посольстве Украины в России. Он зашел и сказал: "А я у себя дома. Я ведь украинец".

-- Есть корни, от которых нельзя уходить. Если они обрываются -- человек стареет и исчезает. Феллини, сняв свой гениальный фильм "Амаркорд", фактически рассказал о той жизни, которую прожил каждый из нас. Когда я его увидел, то подумал: это же и про мою жизнь, и про жизнь моих родителей, про Киев, про Украину. У меня был свой "Амаркорд", киевский. Я ведь родился в Киеве, страшно сказать, в 1918 году, где-то в районе Караваевых дач, недалеко от Шулявки. В Киеве мы прожили, к сожалению, не очень долго: отец рано умер, и мама со мной и моей старшей сестрой Людмилой переехала в Москву. Но с Киевом взаимоотношения не прерывались, потому что практически все мои родственники жили и живут в этом городе. При первой же возможности стараюсь их навестить. Приезжаем, иногда с женой или сыном, и только успеваем ходить по гостям.

Я до сих пор по паспорту - украинец. Папа был русский, мама - украинка. Когда пришло время получать паспорт, я записался по маминой национальности. Так до сих пор и остаюсь со своей родиной.

-- Кажется, ваша семья была далека от актерской профессии?

-- Абсолютно далека. Но, наверное, мне, хулиганистому парню (я, кстати, так никогда и не был ни комсомольцем, ни членом партии) было предначертано встретиться с хорошими людьми, которые помогли прийти в эту профессию. Сначала у нас во дворе, в старинном доме на Новобассманной улице был самодеятельный коллектив, и что-то меня туда потянуло. Потом, где-то в 33-м году, когда я уже работал электромонтером в ЦУМе (где в отделе игрушек работала и моя мама), был очень хороший клуб. Тогда все активно увлекались самодеятельностью. И я в клубном театре, ТРАМе, играл, в основном, разных дедушек.

-- Это в 15-17 лет?!

-- Ну и что же? А если они у меня хорошо получались? Помню, играл даже в пьесе Корнейчука "Платон Кречет" восьмидесятилетнего земского доктора Бублика. И имел успех! Вместе с тем все эти "дедушки" сыграли отрицательную роль, потому что они заслонили собой того 17-летнего мальчика, которого хотели видеть на приемных экзаменах. Я не был собой, и меня долго никуда не принимали. Только во время дополнительного набора в Школу киноактера при "Мосфильме" меня наконец-то "со скрипом" взяли.

Благодаря первым ролям в кино меня даже взяли в штат "Мосфильма", хотя учился я "вразвалку". Несколько раз хотели отчислить. Но не за профессиональные качества, а за неисправимое пижонство и, как сегодня бы сказали, прикиды. Я пустился во все тяжкие моды того времени. Чего только из себя не делал! Но, тем не менее, перед окончанием Школы я снялся сразу в трех фильмах: "Девушка с характером", "Минин и Пожарский" и "Семья Оппенгейм", где играл не старого, а, наоборот, юного фашиста.

-- Как-то странно формировалось ваше амплуа. Одно время вы играли сплошь отрицательных героев, а потом - как будто "перевоспитались"...

-- Действительно, был в моей творческой жизни такой крен, когда я играл только отрицательные роли. В "Тихом Доне", например, у меня была очень интересная роль белогвардейского офицера, есаула Калмыкова, достойнейшего человека своего времени. Но тогда он считался врагом, а значит - отрицательным персонажем. До сих пор не могу понять, как такой образ советская цензура пропустила. Ведь какую страшную правду кричал красным перед смертью этот человек! "Вы - не партия. Вы банда гнусных подонков. Кто вами руководит? Немецкий генеральный штаб! Ваш Ленин -- каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!"

В свое время был очень популярен фильм "Тайна трех океанов", где я играл отпетого злодея. В "Людях и зверях" играл "негодяя Клячко" - Сергей Герасимов писал эту роль на меня. "Заклеймил" меня кинематограф на такие роли. Но я это изменил.

-- Вы сами? А разве актер не зависим?

-- Да, я сам. Я стал отодвигать от себя роли, повторяющие какую-то ущербность или отрицательность. А вообще, профессия актера вовсе не должна ориентироваться на хорошего или плохого, смешного или грустного. Все должно быть - человек ведь разный. Такой милый, обаятельный, а так тебя запутает, облапошит, что и не сообразишь.

"ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА - ВОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ"

-- Роль академика Сретенского в "Монологе" была для многих просто шоком. Ваши личные жизненные принципы совпадали с принципами вашего героя?

-- Да, наверное, совпадали. А главное, что нас объединяло - это обостренное чувство собственного достоинства. У Булата Окуджавы есть прекрасные строчки, которые я очень люблю:

Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент.

Созидается столетиями, а утрачивается в момент.

Академик Сретенский - это изумительный персонаж. Как бы "сумма" тех хороших людей, которых я встречал в жизни, всего накопленного, увиденного. Поначалу эту роль должен был играть Ростислав Плятт, но он по каким-то причинам не смог. И тогда режиссер Илья Авербах предложил ее мне. Это была полная неожиданность, и, думаю, "увидев" меня в этой роли, он открыл меня с совершенно неожиданной стороны. Сложнее роли, пожалуй, у меня не было. После первых съемок я даже хотел отказаться, но потом как будто что-то "прорвало". Да и не привык я сдаваться. Смешно, но именно в этом фильме я впервые стал "дедом" -- к тому времени у меня своих внуков еще не было, и чувства деда к внучке мне нужно было сыграть, зная о них лишь теоретически. Это сейчас у меня уже четверо внуков.

-- Они, имея такого деда, наверное, мечтают о кино или театре?

-- Нет. Трое старших, Ксения, Миша и Саша, нацелились в юристы. Только младшая Лиза занимается в музыкально-драматической студии и, возможно, продолжит мою профессию. Кстати, так получилось, что мой внук Миша, как и я - Михаил Андреевич Глузский.

"Я ПОЗНАКОМИЛСЯ СО СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ЖЕНОЙ В ДЕНЬ, КОГДА УМЕРЛА МАМА, МЕЧТАВШАЯ МЕНЯ ЖЕНИТЬ"

-- В "Монологе" вы играли с двумя очаровательными женщинами и прекрасными актрисами - Маргаритой Тереховой и Мариной Нееловой. По фильму они - ваши дочь и внучка. А в жизни вы с ними дружны? Может, кто-то из них вам вскружил голову?

-- С Маргаритой Тереховой мы потом редко виделись, а вот с Мариной Нееловой у нас сохранились изумительные отношения. Одно время мы даже вместе играли на сцене "Современника" в спектакле "Мы не увидимся с тобой" (по книге Симонова "Записки Лопатина"). Она играла женщину, которую я любил. То есть мой герой любил. А потом была с ней невероятная встреча во Франции. Там работали мои дочь и зять, и мы были на даче у нашего посла. И вдруг я встречаю Мариночку. Ее муж служил в нашем посольстве, и она тоже жила во Франции. Но мы встретились с тем же чувством, которое у нас было в картине - как дед и внучка.

А что касается "вскружения головы", то я довольно поздно женился. И познакомился со своей будущей женой в тот день, когда умерла моя мама, мечтавшая наконец-то меня женить. Вот такое совпадение. Катя училась на театроведческом в ГИТИСе и была уже замужем. Но, увидев ее, я решил, что женюсь, даже если нужно будет отбить ее у мужа. Решил - и сделал.

"ПО СРАВНЕНИЮ С ГОЛОДНОЙ МОСКВОЙ, В ГЕРМАНИИ БЫЛ ПРОСТО РАЙ"

-- Вы тоже, кажется, за границей работали ?

-- Это было сразу после войны, когда я ушел из Театра Советской Армии и уехал работать в Германию по контракту в театре при Западной группе войск. Условия были идеальные. После голодной послевоенной Москвы там был просто рай. Но я уже был безумно влюблен и, придумав причину, сбежал оттуда домой.

-- Вы переиграли много ролей военных...

-- Это очень деликатная вещь, так как я сам никогда не воевал. Служить в армию пришел в 40-м году, когда был создан Театр Советской Армии и я, по вышедшему тогда приказу, как выпускник театрального вуза, должен был проходить службу там. На фронт выезжал только в составе концертных бригад.

-- Но военная форма в фильмах на вас всегда "сидела" идеально.

-- Расскажу такую историю. Я приехал в Германию сниматься в автобиографическом фильме известного немецкого режиссера Конрада Вольфа "Мне было девятнадцать", где играл роль генерала, командира армии, Героя Советского Союза. Переводчика не было. Меня повели в костюмерную подыскивать генеральскую форму. Все не подходило, не нравилось. Вижу, как раздражается художник по костюмам. По-немецки я "шпрехаю" не слишком и на мигах прошу, чтобы пришел все-таки переводчик и объяснил, что генерала Советской Армии в этой картине буду играть я, и за форму, которую буду носить в фильме, несу ответственность перед зрителями только я. Короче говоря, все кончилось тем, что мне просто сшили новую форму. У меня всегда к военной форме было особо уважительное отношение. Когда вижу на экране сбитые гимнастерки или отсутствующий подворотничок, или - что не так пришиты погоны, всегда возмущаюсь. Неужели художник по костюмам этого не видит? Это же недопустимо!

"ПОСЛЕ ТЕБЯ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ"

-- Известный юморист Александр Иванов написал на вас эпиграмму: "...Нет маленьких ролей, когда большой актер". Вы соглашались на эпизодические роли, уже будучи известным мастером. Почему?

-- Я ни в коей мере не делю свои роли на большие и маленькие. Вот возьмите мою небольшую роль железнодорожника-башмачника в фильме Миндадзе и Абдрашитова "Остановился поезд". Этот Пантелей в фильме появляется всего дважды. Но уберите его из картины, и она развалится. Или роль-эпизод администратора гостиницы в "Кавказской пленнице" с его анекдотом про птичку. Куда бы я ни приехал, везде зрители вспоминают прежде всего этот персонаж. К сожалению, у меня было очень мало ролей в комедиях. Еще разве что в "Почти смешной истории".

С "Почти смешной историей" приключилась целая история. Автор сценария Эмиль Брагинский написал эту роль для меня, можно сказать, по блату - наши дети поженились, и мы стали "родственниками". А режиссер фильма Петр Фоменко не захотел меня снимать, намекая, что я староват, не подхожу главной героине - актрисе Ольге Антоновой. Но потом передумал, и я все-таки сыграл. У меня за всю жизнь всего две главных роли в кино - в этом фильме и в "Монологе".

Я знаю, что такое периоды простоев. Чтобы пережить их, брался за любую работу: озвучивал, дублировал фильмы, соглашался на совершенно крохотные эпизоды, ездил с концертами, играл в Театре киноактера. Работал там, куда звали. Актер - это синоним тяжелого и постоянного труда. После тебя остается только то, что ты сделал.

Выпуск газета Сегодня №162 (914) за 24.07.2001

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 166
Александр Лоскутников   4.02.2024 - 12:54
В кинофильме "Остров сокровищ" Михаил Андреевич озвучивал слепого Пью. читать далее>>
№ 165
Андрей Борисович Моргунов   21.11.2023 - 13:45
Сегодня 21 октября - 105 лет со дня рождения Михаила Андреевича Глузского. Светлая память! читать далее>>
№ 164
Андрей Борисович Моргунов   21.11.2022 - 10:35
Сегодня 21 октября - 104 года со дня рождения Михаила Андреевича Глузского. Во всех своих ролях он незабываем… Замечательной актер. Светлая память! читать далее>>
№ 163
Андрей Борисович Моргунов   21.11.2021 - 13:05
Сегодня 21 октября - 103 года со дня рождения Михаила Андреевича Глузского. Во всех своих многочисленных ролях он незабываем… Даже если бы он снялся только в фильме Петра Фоменко "Почти смешная история"... читать далее>>
№ 162
Арслан Исаевич   16.06.2021 - 05:54
Вечная память великому актёру! читать далее>>

Михаил Глузский: новости >>

Все новости >>
Кино-театр.ру в Telegram