Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Алевтина Буханченко

Алевтина Буханченко (Мохова) фотография
Дата рождения
Категория
Актриса
Театры
Томский камерный театр с 1991 года
Томский театр драмы 1974 - 1980, 1981 - 1998
Красноярский драматический театр 1980 - 1981

Буханченко Алевтина Николаевна

Мохова

Родилась 14 сентября 1947 года в Новосибирске.

Заслуженная артистка РСФСР (28.11.1991).
Заслуженный деятель искусств РФ (9.04.2007).

В 1974-1980 годах играла в Томском областном театре драмы, в 1980-1981 годах - в Красноярском краевом театре драмы, затем снова вернулась в Томский драматический театр, где проработала до 1998 года.

В 1991 году вместе с мужем (Николай Павлович Мохов, ныне - народный артист России) основала камерный театр «Интим», став его художественным руководителем и главным режиссером.
театральные работы
Липочка, Роксана, Варька, Медея, Джулия, Титания, Кручинина, Екатерина Великая, Серафина.
призы и награды
Лауреат премии Томского комсомола (1976).
Дважды лауреат Губернаторской премии.
Актриса года (2001).

последнее обновление информации: 01.05.14

Актриса, придумавшая интим

Гость этого номера - Алевтина Буханченко, в особом представлении не нуждается. Заслуженная актриса, воплотившая на сцене множество образов. Вот уже 12 лет бессменный директор камерного театра "Интим". Она регулярно попадает в десятку самых популярных людей Томска, хотя никаких усилий для этого не прилагает. А в 2001 году стала "Человеком года". Как говорит сама Алевтина Николаевна: "Не ожидала, но приятно".

ТЕАТРАЛЬНЫЕ БУДНИ

С Алевтиной Николаевной я беседую в ее маленьком кабинете на четвертом этаже. Здесь актриса проводит семь дней в неделю. Обычная комната без намека на евроремонт, стол, заваленный бумагами и пепельница полная окурков.
- Не могу избавиться от этой пагубной привычки, - вздыхает актриса, - Конечно, это вредно. Курю я редко и только "слабенькие" сигареты - Винстон супер лайт. Но бросить совсем - силы воли не хватает. Сами понимаете - привычка, да и работа у меня нервная.
Да, работа театрального директора не сахар. Особенно если театр не получает ни копейки из городского бюджета и выживает самостоятельно. Нет у театра и своего жилищного фонда. Просителям из других театров в областной и городской администрациях "Интим" в пример приводят. Мол, хороший театр. Яркий. И главное ни копейки денег нам не стоит. Учитесь, как работать надо. "Интим" не может держать большой штат сотрудников. Если в Драматическом театре работает 230 человек, то здесь всего 35. А спектаклей поровну. Вот и приходится совмещать несколько обязанностей. И основное бремя забот ложится именно на директора театра. А если директор одновременно и актриса и завхоз - это сложно вдвойне.
- Я, конечно, гвозди в театре сама не забиваю и зарплату актерам не выдаю, - говорит Алевтина Буханченко, - Этим подчиненные занимаются. Но контролировать их работу - моя обязанность. Я ежедневно занимаюсь "бумажными" делами. Это рутина, но за меня это никто не сделает. Без моего ведома не тратится ни единого рубля.
Еще одно направление работы Алевтины Буханченко - педагогика. Несколько раз Алевтина Буханченко набирала студентов и обучала их актерскому ремеслу. Потом они становились полноправными членами труппы. Своими воспитанниками Алла Буханченко гордится. И зрители талант молодых актеров оценивают очень высоко. Гостевая книга изобилует записями: Господи, какие гениальные актеры!", "Какой чудесный спектакль". Да и другие театры берут их с удовольствием.
- Актерскому мастерству можно научить практически любого, - говорит Алевтина Николаевна. - Я не думаю, что опыт приходит с годами. В юности актеры более искренны, чисты. Они еще не прошли через компромиссы. Но проблема здесь в другом. Можно быть рядовым инженером, бухгалтером или дворником, но только не актером. Это не честно по отношению к зрителю, а главное сам актер ежедневно чувствует свою неполноценность. Сколько актеров из-за этого спилось Лучше быть честным перед самим собой - сразу сменить профессию и не мучить себя и других.

ТАЛАНТ НЕ СКРОЕШЬ

Страсть к актерской профессии у Алевтины Буханченко проявилось очень рано. Девочке очень нравилось выступать сначала перед родней, а потом и в школе перед одноклассниками. Бабушка сочиняла стихи, мама очень хорошо рисовала. Первый приз за "актерское мастерство" Алла получила в семь лет за стихи о Ленине собственного сочинения:
Ленин учился, он был трудовой,
Знамя поднял он над всею землей,
Детям открыл он и школы и залы
Только учитесь, так Ленин сказал
Ребята, ребята, ребята всех стран
Только учитесь. Так Ленин сказал.

- Мы тогда жили в Новосибирске. Конкурс проходил в Театре оперы и балета. Я была маленькой девочкой со смешно торчащими бантиками. К тому же букву "Р" не выговаривала. Но стихи читала громко и очень эмоционально. Помню, мне показалось странным, что вся сцена в маленьких дырочках. Это сейчас я знаю, что ковровое покрытие не настилают, а прибивают гвоздями. А тогда я терялась в догадках - что это такое?
Актрисой становиться Алла сперва не хотела. Сначала поступила в Московский институт культуры на режиссерское отделение. Но талант не скроешь. И педагоги посоветовали поступить еще и на актерский факультет. Она попробовала - взяли сразу на второй курс. Так параллельно и училась на двух факультетах.
В то время Новосибирский театр "Красный факел" был одним из лучших театров страны. На его базе и было открыто вечернее обучение в филиале Московского института. Знаменитые, заслуженные артисты преподавали актерское мастерство. Здесь же, на сцене новосибирского театра, студенты получали обширную практику. Именно этому театру Алла обязана знакомством с Никитой Михалковым.
- Я училась на первом курсе, когда он прошел к нам на занятия. Искал интересных актеров. Это был спектакль "Гроза". Я играла Катерину. После спектакля Михалков подошел ко мне и сказал:
- Аллочка, тебе здесь делать нечего. Поехали в Москву.
Но от этого предложения Буханченко отказалась. Михалков предостерегал: "Будешь потом всю жизнь жалеть". Но она была непреклонна. На то были свои причины. Восемнадцатилетняя студентка уже успела выйти замуж и родить дочь Ксюшу. В итоге в Москву уехала другая актриса. Потом Алла действительно жалела.
После окончания института Аллу приглашали во многие театры: в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Одессу. Но она выбрала томский театр драмы. Почему?
- Мне очень хотелось самостоятельности, но вместе с тем не хотелось уезжать далеко от мамы. А от Томска до Новосибирска всего четыре часа на автобусе. В любой момент можно приехать в гости. Да и не думала, что проживу здесь дольше года. Но все получилось совсем иначе.
С личной жизнью не все складывалось гладко. Ранние браки редко бывают счастливыми. Когда жить с мужем стало совсем невмоготу, Алла вместе с ребенком сбежала в другой город. Устроилась на работу в театр. Начинать жизнь на новом месте всегда тяжело. А в одиночку - еще сложнее.
В этом новом городе за Аллой начал ухаживать очень знаменитый актер - Николай Павлович Мохов. Но она держала кавалера на расстоянии. Во-первых, разница в возрасте была ощутимой - 19 лет. Во-вторых, замуж снова не хотелось. Но он был неумолим. Получив квартиру, он сразу же дал Алле ключ со словами:
- Запомни, тебе всегда есть куда пойти. Я буду ждать.
Алла подумала-подумала, да и согласилась. Этому союзу уже 22 года.

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ "ИНТИМ"

- Я давно мечтала о своем театре. Помню, в 1990 году мы сидели в гримерке Драматического театра. Готовились к спектаклю. На восьмое марта мне муж подарил гадание на монетках - У-Шу. Подбрасываешь монетки, рисуешь линии - гексограммы, и потом читаешь: сбудется ли твое желание. Мы решили погадать. Я подбросила монетки и загадала: будет ли когда-нибудь у меня свой театр. Гексограмма гласила: ваше желание сбудется в течение нескольких месяцев, если вы прямо сейчас предпримете решительные шаги. Я никому об этом не сказала. Но придя домой, поставила мужа перед фактом - будем делать свой театр. Муж мое решение одобрил. Мы сняли с книжки все накопленные деньги и начали искать хорошую пьесу.
И такая пьеса нашлась - "Я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано" Эдварда Радзинского. Произведение гениального драматурга, написанное для талантливой актрисы - Татьяны Дорониной. В течение двух месяцев эту пьесу поставили. Конечно, поначалу было очень трудно: нужно было найти актеров, место для репетиций. Но на мощной эмоциональной волне удалось справиться со всеми трудностями. Старый репетиционный зал Драматического театра очистили от хлама, привинтили кресла и начали репетировать там.
Премьеру назначили на 2 мая. Эта дата совпала с приездом в Томск московских гостей. Раньше существовала традиция - дважды в год посылать на периферию хороших театральных критиков. Чтобы провинциальные театры держали планку. Критики отсмотрели 20 спектаклей Драматического театра. И тут случилось чудо. Актерам новоиспеченного театра удалось затащить гостей на свою премьеру. Хотя дирекция Драматического театра этому сопротивлялась.
- Все произошло неожиданно. У нас не было специально сделанных декораций. Но на сцене все это приобрело очень глубокий смысл. Ведь пьеса - об актрисе-неудачнице, выброшенной из жизни. Она талантлива, умна, но реализовать себя не может. Мы играли с полной самоотдачей. Все понимали что это первый, и, возможно, последний наш спектакль. Финальная сцена очень сильная. Главная героиня выбрасывается с 13 этажа. Во время этой сцены произошло ЧП, которое, к счастью никто не заметил. Я "выпрыгивала" из окна и заметила что внизу стоит прожектор. Техники забыли его убрать. Мне пришлось прыгать прямо на прожектор. От удара он лопнул и стекла вонзились мне в ноги. Но на поклон к зрителям я вышла с улыбкой.
На этом спектакле искушенные московские критики рыдали как дети. Рецензии были самые лестные. Писали, что в спектакле заняты гениальные актеры, а Буханченко сыграла в этой пьесе лучше, чем сама Гундарева. Кстати, сразу после этого события Алле Буханченко дали звание "Заслуженная актриса".
Первые три года "Интим" отработал в Драматическом театре на Малой сцене. Потом пришлось уйти. Дирекция театра решила что нахождение частного театра на "государственной" сцене недопустимо.

ЖИВУ НАСТОЯЩИМ

Сейчас Алевтина Николаевна готовится к своему бенефису. Ориентировочно, это радостное событие произойдет в январе 2003 года. А пока - ежедневные репетиции, спектакли и постановочная работа.
Распространенную точку зрения, что актерам учится всему нужно у режиссера, Алевтина Буханченко отвергает. Актер должен учится у мастера. А кто еще может научить актера лучше, чем другой актер: талантливый, умный, успешный. Согласитесь было бы глупо, если бы молодых поваров учили готовить только теоретики. Нужно, чтобы тебя учил именно другой повар. Ведь книжная теория зачастую отличается от практики. И только профессионал может поделится с тобой своими "фирменными" секретами.
Часто в режиссуру идут неудавшиеся актеры. Это самое страшное, что может быть. Практически все талантливые режиссеры были гениальными актерами: Ефремов, Захаров, Табаков, Виктюк, Товстоногов, Райкин.

ТАЛАНТЫ ПЕРЕДАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЕ

Единственная дочь Алевтины Николаевны - Ксюша сейчас живет в Санкт-Петербурге. Воспитывает двоих детей. Сначала она тоже хотела быть актрисой. Поехала поступать в Москву.
- Мы тогда были на гастролях в Харькове. Сначала пришла одна телеграмма: "Ура, прошла первый тур". Потом другая: "Ура, прошла второй тур". А потом вдруг: "Ура, "провалилась". Уезжаю учиться в Санкт-Петербург в художественную академию". Ксюша всегда хорошо рисовала. Окончила художественную школу. Я за нее рада. Талант передается через поколение. Моя мама очень хорошо рисовала. Может быть из моих внуков получатся хорошие актеры. Кто знает? Я буду этому рада.

Анастасия Березовская

"Все для Вас", Декабрь 2002

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники