Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Тамара Сёмина

Тамара Сёмина (Тамара Бохонова) фотографии

Сёмина Тамара Петровна

Тамара Бохонова

Родилась 25 октября 1938 года в г. Льгове Курской области.

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка РСФСР (2.01.1978).

В 1961 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (актёрская мастерская О.Пыжовой).

С 1961 года — актриса Театра-студии киноактёра.

В 2014 году вела ток-шоу "Дело ваше" на 1 канале.
призы и награды
Лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран» (1961).
Лауреат премии ФИПРЕССИ на XV международном кинофестивале в Локарно (1962).
Лауреат Приза за лучшее исполнение женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983, за фильм «Вечный зов»).
Обладатель титула «Народное достояние Страны восходящего солнца» в Японии.
Орден Трудового Красного Знамени (02.08.1990) — за заслуги в развитии советского киноискусств.
Орден Почёта (07.04.2005) — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

последнее обновление информации: 08.03.24

фрагменты: «Коллеги». Отрывок >>

«Две судьбы». ТВ-ролик
«Убийство свидетеля». Отрывок
«Зойкина любовь». ТВ-ролик
«Время, вперёд!». Отрывок
«Воскресение». Отрывок
Тамара Семина родилась 25 октября 1938 года в городе Льгове Курской области, в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Федоровича Бохонова. В детство Тамары трагически ворвалась война - на фронте погиб отец. В 1942 году мама, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, позже приехала к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу.

В 1946 году произошла встреча Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, который усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. Как знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.

Вскоре Тамара Васильевна и Петр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе к его матери. Тамара училась здесь в школе до 8 класса, затем встал вопрос устройства на работу ,так как в старших классах обучение было платным . Тамара очень хотела учиться, чтобы поступить в вуз, и она решила пойти в школу рабочей молодежи. В школе рабочей молодежи № 2 она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, и секретарем.

Учителя очень любили Тамару и удивлялись тому, как она все успевает. С учителями ей тоже повезло: литературу, например, преподавал сам Булат Шалвович Окуджава. Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. Она поступает в Калужский пединститут, но потом забирает документы и уезжает в Москву, приняв твердое решение стать актрисой.

В Москве с Тамарой Семиной произошла почти мистическая история - троллейбус привез ее, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актерского факультета все же упросил комиссию сделать для Тамары исключение.

Вот как о своем поступлении во ВГИК вспоминает Тамара Семина: «У меня был тоненький голосочек, и говорила я очень быстро, почти скороговоркой. Приемная комиссия подыхала со смеху. Попросили спеть. Дали аккомпаниатора. Играет вступление, смотрит на меня, я - никак. Она второй, третий раз. Говорю: «Можно без вас? Вы мне мешаете». Никакого волнения, наив полнейший! Пока пела, члены приемной комиссии стали переговариваться. Я замолчала. «Ну что ж ты не поешь?» - «Сами сказали: пой, а сами разговариваете. Ну что, петь дальше?» - «Хватит. Прочти стихотворение». - «Не буду. Плохое стихотворение. «Наш герб» называется». Тут вообще все легли». Туры Тамара прошла успешно, и в 1956 году она стала студенткой мастерской О.И. Пыжовой.

Среди своих красивых однокурсниц она казалась гадким утенком. Ее это не смущало. Семина покоряла неистощимой выдумкой. Вот она изображает шестилетнего мальчишку, который сидит на окне и не позволяет стащить себя оттуда, вот играет третью жену в пантомиме «Троеженец» - темпераментно, увлеченно, весело. Она вносила элемент игры и в жизнь - разыгрывала, подшучивала, сочиняла.

Знакомство с кино произошло быстро - уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссеров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась ее встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Федора»; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Все начинается с дороги» В. Азарова.

Во время учебы во ВГИКе Тамаре Семиной почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комедийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. И первым, кто открыл ее в этом амплуа, стал режиссер Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил ее на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Л. Толстого «Воскресение».

На съемках М.А. Швейцер и С.А. Милькина, его жена и незаменимый помощник, постоянно опекали актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, заметив, что Тамара слишком худа, поинтересовался, читала ли она роман Толстого: ведь Катюша Маслова – женщина довольно крупная, даже дородная. И тогда всё вгиковское общежитие бросилось «спасать» Тамару: ей постоянно носили еду, так что она быстро набрала необходимую для роли физическую форму. По этому поводу - и не только по этому - Тамара Петровна замечала: «Я счастлива, что на моем пути всегда были добрые люди».

В фильме Тамара Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актерской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. И - величайшая редкость в кино тех лет - ее Катюша была по-настоящему чувственной, но без какой бы то ни было пошлости. Сразу, после исполнения роли Катюши, на актрису тут же обрушился целый поток предложений сыграть всевозможных падших женщин. Но она сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного «амплуа», и все эти предложения отвергла.

За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей - как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне как лучшей актрисе был присужден приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины.

При этом роль в «Воскресении» была... дипломной работой Т.П. Сёминой. Экзаменационная комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на «отлично», и в 1961 году Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактера.

После «Воскресения» Тамара Сёмина снялась в нескольких интересных ролях - в фильмах «Коллеги» режиссера А. Сахарова, «Порожний рейс» режиссера В.Венгерова (оба - 1962), «День счастья» -1963, режиссера И. Хейфица. А в 1965 году Михаил Швейцер пригласил Тамару Петровну на роль в своей картине «Время, вперед!», где она, как писали критики, «вырвалась на простор открытого актерского темперамента» и блистательно проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора. В «Крепостной актрисе» съемки были - ежедневный праздник: снег, дворец, танцы, тройки! За героиню Тамары Семиной пела знаменитая Тамара Милашкина. А Тамара Семина занималась дома, работала над дыханием, под запись училась петь. Тамара Милашкина потом хвалила Тамару Семину.

Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди ее героинь были и современницы, и женщины из других эпох: «Человек, которого я люблю», реж. Ю. Карасик, «Совесть», С. Алексеев, «Чистые пруды», реж. А. Сахаров, «Любовь Серафима Фролова», реж. С. Туманов, «Один из нас», реж. Г. Полока, «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе», реж. С. Микаэлян.

В 60-е годы Тамара Семина, помимо кино, играла и на театральной сцене - в Театре-студии киноактера. Там ею были сыграны несколько ролей, среди которых: Катерина в «Грозе» А.Островского, Валя Онищенко в «Русских людях» К.Симонова и др.

Тамара Семина и в 70-е годы продолжала активно сниматься в кино и была очень популярна у зрителей. Особенно бурный успех выпал на ее долю в 1976 - 1977 годах, когда на экраны страны вышли сразу несколько фильмов с ее участием. Это телевизионная эпопея В.Краснопольского и В. Ускова «Вечный зов», в котором Тамара Семина сыграла роль Анфисы. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, и актеры Вадим Спиридонов, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, снявшиеся в главных ролях, тут же превратились в национальных кумиров.

О своей работе в «Вечном зове» Тамара Петровна говорила так: «Роль Анфисы - это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни - с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».

В те же годы на широкие экраны вышли еще три фильма, в которых Тамара Семина сыграла женщин с драматической судьбой. Это: «Безотцовщина» В. Шамшурина, «Трактир на Пятницкой» А. Файнциммера и «Матерь человеческая» Л. Головни.

Съемки в «Матери человеческой» отняли меньше времени, но были гораздо более изнурительными, чем работа в «Вечном зове». Фильм снимался в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное - нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своем роде монофильм. Трудность актерской задачи усугублялась еще и тем, что у Тамары Петровны по роли почти не было слов. Остается только удивляться, что эта грандиозная актерская работа осталась недооцененной современниками.

В 80-е годы предложений сниматься в новых фильмах Тамаре Семиной поступало значительно меньше, чем прежде, поэтому актриса компенсировала свои простои частыми гастрольными поездками. Обладая чрезвычайно выразительным, красивым низким голосом, прекрасно работала на дубляже иностранных фильмов: наиболее значительные ее роли ) - дублирование польской актрисы Кристины Янды в картине «Любовники моей мамы», Анни Жирардо в «Руфи», Эдит Пиаф в фильме «Эдит Пиаф» и другие.

После ряда драматических ролей Тамара Петровна в одном из интервью конца 1970-х годов призналась, что ждет съемок в комедии. Ждать достойной роли, однако, пришлось несколько лет, пока актрису не пригласили сниматься в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» (1983, реж. С.И. Самсонов). Комедийно-гротесковая роль воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары Петровны одной из самых любимых и дорогих.

Замуж Тамара Семина вышла на 2-м курсе ВГИКа за своего сокурсника Владимира Прокофьева и оставалась ему верна всю жизнь, до конца его дней ( актёр уже ушёл из жизни). Редкое явление в актерской среде. Правда, в отличие от своей жены, Владимир Прокофьев не стал широко известен в кинематографической среде, однако зрителям хорошо знаком его голос. В течении более чем тридцати лет Владимир Прокофьев дублировал фильмы на киностудии имени Горького.

В последние годы Тамара Семина мало снималась в кино, в середине 90-х годов тяжело заболел муж.

В юности Тамара Петровна дружила с Н. Крючковым, Б. Андреевым, В Санаевым, М. Бернесом. Она называла их любя – «мои подружки». Продолжает дружить с некоторыми сокурсниками. Но самая хорошая дружба с соседями, с людьми совершенно другой профессии.

Очень любит слушать музыку. Среди любимых певцов Ф. Шаляпин, В. Агафонов, Е. Камбурова.

В одном из последних интервью на вопрос: «Почему любовь зрителей к вам не тускнеет с годами, хотя звездой вас никто не называл?» Тамара Петровна Семина ответила: «Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография - в семейном альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». Не великая. Не знаменитая, нет - высокая. И, честно говоря, не ожидала, что мое скромное появление в сериале «Участок» зрители примут так восторженно. Вообще, когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы - кусочек их жизни».

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000;
Федор Раззаков, «Тамара Семина» («Досье на звезд», 1998);
Тамара Семина на сайте Международного Объединенного биографического центра;
М Невзорова, «Тамара Семина. Возвращение актрисы» (Аргументы и факты.)

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 272
serj 777 (москва)   10.01.2024 - 14:01
... Невозможная! читать далее>>
№ 271
Тina (Минск)   10.01.2024 - 11:37
Невозможная красавица! Кумир моего детства. Помните, как клеили фото любимых артистов и певцов в песенники? Конечно, Тамара Семина там была в обязательном порядке. Спасибо Вам за замечательные роли.... читать далее>>
№ 270
Альфия из Ижевска   31.10.2023 - 10:02
Великолепная, восхитительная артистка. Поздравляю Вас с Юбилеем. Желаю Вам исполнения желаний, добра, благополучия. Обожаю Вас, Ваши роли в кино. Вы- несравненная артистка. Вы такая разная. Иногда не верится,... читать далее>>
№ 269
Критиканша (СПб)   25.10.2023 - 10:40
С Юбилеем замечательную актрису, подарившую нам столько ролей! Здоровья, здоровья и ещё раз здоровья! читать далее>>
№ 268
Кубанка   25.10.2023 - 08:20
Уважаемая, Тамара Петровна с юбилеем Вас. Здоровья и благополучия. В каждой роли любуюсь талантом и красотой. Спасибо за творчество. читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен