Дагестанские любители театра хорошо знают заслуженного артиста Республики Дагестан, актера Русского драматического театра им.Горького Юрия Колчина.
Свою творческую судьбу с этим театром он связал в 1962 году совсем молодым актером – после завершения учебы в Новосибирской театральной студии «Красный факел». А вообще актер работал в разных театрах бывшего Советского Союза: Белоруссии (Могилев), Хакасии (Абакан) и на Тамбовщине (Мичуринск). Где бы ни работал Юрий Александрович, там оставлял добрый след. Его помнят не только по зрелым образам на сцене, но и как трудолюбивого, дружелюбного человека. Да и у самого актера остались хорошие воспоминания о тех, с кем он работал, жил напряженной творческой жизнью.
Но в основном театральная деятельность актера и режиссера Юрия Колчина проявляется на сцене Русского драматического театра им. Горького в Махачкале: это его сцена, именно здесь Ю. Колчин полно проявил свои способности и как актер, и как постановщик. В Дагестане он сыграл много завидных ролей. Его герои достоверны, колоритны.
У каждого актера бывают особо любимые герои. Есть они и у Колчина. Это старик в «Старике» и Пропатей в «Егоре Булычеве и других» М.Горького, Герман в «Тане» и Родик в «Иркутской истории» А.Арбузова; Незнамов в «Без вины виноватые» А.Островского; Фадинар в «Соломенной шляпе» Лабиша; Фердинанд и Миллер в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, Пантиашвили в «Хануме» А.Цигарели.
Для любого актера важное значение имеет не только роль сама по себе – ее проблематичность, идейность и игровая особенность, но и вся драматургия спектакля как целостный литературный текст, так как каждая роль тесно связана с художественной концепцией всей пьесы. Поэтому же у актеров бывают особо любимые драматурги, пьесы которых более привлекательны остротой проблем, напряженностью конфликта, композиционной завершенностью и экспрессивностью языка.
Н.Колчину больше нравится классическая русская драматургия – А.Островский, М.Горький. Современная драматургия не столь привлекает нашего героя: по его мнению, хороших пьес мало. Юрий Александрович считает хорошей ту пьесу, которая учит актера и режиссера чему-то новому – и в эстетическом плане, и в идейном смысле.
Талантливый актер не имеет права быть посредственным режиссером. Первые же опыты постановщика Ю.Колчина в положительном смысле привлекли внимание и зрителей, и критиков. Актер и режиссер в одном лице – это трудная эстетическая задача, требующая большой ответственности. И Юрий Александрович уверенно утвердился в новом амплуа.
Талантливо воплощает на сцене и детскую драматургию, и драматургию для взрослых. Ю.Колчин поставил более тринадцати детских спектаклей – сказок и сюжетных спектаклей. Во всех жанрах режиссер оригинально проявил свой талант. Спектакли осуществлялись по таким художественным принципам, которые придавали театральному действию зрелищность, индивидуальную выразительность. К каждому драматургическому тексту у режиссера свой конкретный подход, отчего его режиссерские решения оригинальны и притягательны в каждом случае. Кроме спектаклей, Ю.Колчин режиссирует композиции и театрализованные представления для детей, приуроченные к различным датам. И эти постановки отличаются краткостью и выразительностью средств воплощения.
Большим успехом пользуются и спектакли для взрослых: «Ханума», «Лекарство от любви», «Ограбление в полночь», «Квартира в три комнаты» - это яркая палитра режиссерского таланта Юрия Колчина.
Юрий Александрович неустанно совершенствует свое режиссерское мастерство. Этому способствуют стажировки в свое время у народного артиста СССР Андрея Гончарова и знаменитого Анатолия Васильева.
Ю.Колчин неслучайный человек в театральном искусстве. Его детство прошло в далеком Южно-Сахалинске: мальчик рос в семье военного, посещал драматический кружок в Доме офицеров. Это увлечение, к счастью, переросло в большую любовь к драматическому искусству, чему всю жизнь верен заслуженный артист Республики Дагестан Юрий Колчин. «Если бы вновь начал жизнь, то пошел бы в театр – иной судьбы не хочу», - лаконично сказал актер и режиссер Юрий Колчин.
Гапиз Нурмагомедов
11.04.2009
обсуждение >>