Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Надежда Богатова

Надежда Богатова фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Театр
Фотоальбом
Обсуждение

Богатова Надежда Георгиевна

Родилась 30 августа 1924 года в городе Уральске (ныне - Казахстан).

Заслуженная артистка РСФСР (19 октября 1970).
Народная артистка Республики Хакасия.

Участница трудового фронта во время войны.

С 1951 года - актриса Хакасского русского драмтеатра им. Лермонтова.
В последние годы вела архив театра.

Ушла из жизни 14 января 2015 года.
театральные работы
«Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» (по пьесам А.П. Чехова), «Мышьяк и старинные кружева» Д. Кессельринга.

последнее обновление информации: 15.01.15

– Надежда Богатова: «Я играла невест, любовниц, жен и бабушек…»

Профессия актера окружена каким-то ореолом загадочности, избранности. На них смотрят с восхищением, им завидуют: «Есть мы - обычные люди, зрители, а есть они... Наша жизнь обыкновенна, а их - ярка и прекрасна». Типичный стереотип, сформировавшийся исходя из образа зарубежных артистов или российских звезд театра и кино.

На самом деле профессия актера, в частности актера провинциального театра, - это не только овации и букеты после премьер. Но и труд, изматывающий морально и физически, часто бытовая неустроенность, большие амбиции при маленькой зарплате и ожидание хороших ролей. Однако, несмотря на все это, люди, выбравшие служение зрителю, очень преданы своему делу и любят его всем сердцем. Они получают радость от работы и помогают нам острее, тоньше чувствовать жизнь вокруг.

Надежда Георгиевна Богатова как раз из тех, кто всю жизнь посвятил искусству. Она - живая легенда Русского республиканского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова. Будучи на пенсии, она занимается архивом театра, а еще несколько лет назад блистала в главных ролях и пользовалась огромной любовью зрителя.

Многое изменилось с тех пор: и в стране, и в театре. И сегодня Надежда Георгиевна с ее воспоминаниями, оценками, мнениями - настоящая находка для собеседника. У нее до сих пор огонь в глазах и очень красивые жесты. Когда говорит, вскидывает голову, и в ушах пританцовывают серебряные серьги. Сухонькие ручки перебирают одну за другой пожелтевшие фотокарточки. Мы сидим в тесноте театрального архива, в кружках остывает чай, а я ловлю каждое слово этой удивительной женщины, женщины из другой эпохи.

Это сегодня гастроли - выезд в другой город, проживание в гостинице и фуршет в конце. В далекие пятидесятые годы русский драматический гастролировал... по колхозам, сельским клубам и деревням.

- Тогда гостиниц не было, спали прямо в клубе, где только что отыграли спектакль, - рассказывает Надежда Георгиевна. - Чтобы нести «культуру в массы», возили с собой матрацы, раскладушки... Конечно, местные жители всегда радушно приглашали переночевать у них. Но практика показывала, что, оказавшись в гостях, артистам почти до рассвета приходилось отвечать на многочисленные вопросы, как до жизни такой докатилась, и отдыха не получалось. Возили с собой все, в кузове грузовика: декорации, реквизит, костюмы, одеяла, керогаз и даже... собственных детей. Их не с кем было оставлять, приходилось брать в поездку.

Да, многое из того, что рассказывает Надежда Георгиевна, в наше время кажется просто немыслимым.

- Как-то играли зимой в одном клубе, - вспоминает актриса, - а там все стены во льду, куржаке. Я по сценарию выхожу в одной сорочке, босиком... и должна была задушиться собственной косой, упасть на пол и пролежать так всю следующую мизансцену. Один из актеров прямо во время спектакля не выдержал и, нарушив порядок сцен, выскочил на сцену и вынес меня на руках. Зритель даже не заметил, что это было не предусмотрено. Артисту, конечно, нагорело. А я все равно заработала воспаление легких, правда в легкой форме. Страшно представить, чем все могло бы кончиться. Сейчас бы спектакль в таких условиях отменили, а нельзя было даже подумать, что это возможно. Или вот еще случай.

Поехали мы на выезд. Мороз минус тридцать, а я в резиновых сапогах (обувь тогда была в дефиците). Посредине каких-то полей заканчивается бензин. Вечер. Водитель уходит на огоньки ближайшей деревни, а ноги мои уже звенят, как колотушки: сидим под брезентовым тентом в кузове. От холода и от боли я не выдержала, разрыдалась. И Вельяминов, мой партнер, успокаивал меня: «Ну, что ты плачешь? Давай, суй мне свои ноги под телогрейку». Спас от обморожения. Да, в те годы было очень трудно, но люди переносили невзгоды стойко. И знаете, как мы радовались, когда чувствовали отдачу от своего зрителя!

Приезжаем в Туим, и вдруг начинается дождь. Все до нитки промокли, и декорации залило. Хотели отменить спектакль, но зритель уже собрался и не отпускал нас. Люди говорили, что готовы ждать. И вот нам натопили печь, отогрели, только после этого спектакль состоялся, ровно в полночь. А вообще в деревнях народ собирался только после того, как придут с пастбища коровы. Так что время выхода на сцену зависело от того, вовремя ли буренки вернутся в свои стайки.

В этом году Надежда Богатова праздновала 65-летие своего служения театру: с 1951 года она работает в абаканском драмтеатре. А родилась актриса в городе Уральске в Казахстане. Как и многие девочки тех лет, мечтала стать артисткой. А потом началась война. Надежда уехала в Орел, город лежал в руинах. Работала там связисткой и вместе с местной молодежью участвовала в разборке завалов. Узнала, что объявили набор в студию орловского театра, прошла отбор и была откомандирована в Тихорецк. Там в это время как раз жил ее отец, и они вместе встретили Победу. Потом была первая роль в спектакле «Дети Ванюшина», а в 46-м папа умер.

- Годы летят, дорогая, - после паузы произносит Надежда Георгиевна. - Можно сказать, молодость наша пропала, были мысли только хорошо работать и чего бы покушать. Но я счастлива, что прожила такую жизнь, и ни о чем не жалею. Приходят новые люди, прошлое как песок уходит. Я не могу допустить, чтобы те, кто сейчас уже стали историей, оказались забыты.

На протяжении многих лет Надежда Богатова вела фотолетопись театра. В молодости она увлеклась фотографией, брала уроки у Кранинского. Освоила пленочный ФЭД-2, легко разобралась с понятиями «диафрагма», «выдержка», «проявитель», «закрепитель»... Ночью запиралась в туалете с красным фонарем. Муж проснется - уже пять утра, спрашивает: «Ты еще не ложилась?» Такая была увлеченная. Если бы не энтузиазм, сегодня в истории русского драматического театра было бы ой как много белых пятен. Богатова работала с настоящими асами, мастерами сцены, многих из которых уже нет в живых. П. Вельяминов, А. Шварцман, В. Рубинова, С. Медведский были ее партнерами. Сегодня в фотоархиве множество снимков, на которых запечатлены яркие моменты спектаклей и репетиций, выездов, прекрасные портреты и кадры почти репортажной съемки.

- Виктор Шлык сделал большое дело, написал книгу «Загадка русского театра в Хакасии». За что я ему очень благодарна, - признается Надежда Георгиевна. - Когда он работал над ее созданием, брал у меня материал. Перед юбилеем в фойе драмтеатра прошла большая выставка грамот, подарков, тех самых фотографий. Люди смогли увидеть многое из того, что уже стало историей. Например, мало кто из молодой аудитории знал, что тогда спектакль начинался с гонга. В театре висел кусок рельса, и по нему ударяли - бом-м-м-м. И лишь через несколько лет стали давать звонки.

- Я мечтаю, чтобы в фойе нашего театра размещалась постоянная выставка, чтобы зритель в ожидании спектакля не шарил глазами по пустым стенам. Не знаю, реально ли это. Ведь у нас в здании, увы, постоянно проводят какие-то совершенно далекие от театра «экспозиции» - то самоцветов, то пирожков, то стройматериалов. Я за то, чтоб наш театр процветал, чтоб зритель любил его. Это храм искусства, в нем должна быть такая атмосфера, чтобы зритель с первого шага понимал, что он пришел сюда для познания собственной души.

- Да, энтузиасты мы были, знали, для кого работали. Осознавали, сколько горя люди пережили в войну, и поэтому играли так, чтобы в душе у них оттеплилось, - говорит актриса. - Это была большая ответственность. Когда начинала работать, было много идеологических спектаклей о Ленине и с Лениным, позже репертуар менялся. Играла сначала девочек, потом невест, любовниц, жен и бабушек, прошла все стадии, так сказать. Муж мой часто играл генералов, а мне довелось играть красавиц, разведчиц, королев, и даже отравительниц. Старость - это ужасно несправедливо.

Ей пошел девятый десяток, однако это не мешает ей часто восклицать: «Жизнь - интересная штука! Интересная!..» Богатова заботится о восьми своих кошках, выписывает «Независимую газету», интересуется политикой. Сейчас закладка лежит у нее в книге «Кто мы?» Виктора Ра. Философские вопросы, гибель Атлантиды, космос - нынешний ее круг чтения.

- Приходит жизненный опыт, и все видится с другого ракурса, нежели в молодости, - убеждена моя героиня. Она считает, что человека и человечество спасут знание, умение, честность и духовность. И доброта, добавляю я.

Шубникова Антонина

8.09.2010

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 4
Лёша Волков 1983 (Ярославская обл., Рыбинск)   16.01.2015 - 03:48
Светлая память актрисе театра - Надежде Георгевне Богатовой! читать далее>>
№ 3
чнв (красноярск)   15.01.2015 - 20:45
Какая была красавица! Светлая память! читать далее>>
№ 2
lidia44 (Санкт-Петербург)   15.01.2015 - 11:53
Господи! Упокой душу новопреставленной Надежды! Прости ей все грехи вольные и не вольные, Даруй Царствие Небесное! читать далее>>
№ 1
Никита Никитин (Калуга)   15.01.2015 - 03:54
Ушла из жизни 14 января 2015 года в г. Абакан. https://ru.wikipedia.org/wiki/Богатова,_Надежда_Георгиевна #RIP читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
«Лицо»
Ролики фильмов

«Лицо»

Провокационная притча о деревенском красавце от режиссера Малгожаты Шумовской. Гран-При Берлинале-2018.