Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Валерий Алексеев

Валерий Алексеев фотографии
Дата рождения
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение

Алексеев Валерий Иванович

Родился 17 апреля 1948 года в г. Усолье-Сибирское Иркутской области.

Заслуженный артист РСФСР (23.12.1985).
Народный артист РФ (19.11.1997).

В 1967 году окончил актерское отделение Иркутского театрального училища.
Работал в Иркутском театре драмы.
С 1973 года – артист Омского театра драмы.
Профессор кафедры режиссуры ОмГУ им. Ф М.Достоевского.
театральные работы
Лот («Царствие земное» Т. Уильямса)
Коняев («Восточная трибуна» А. Галина)
Илья («Московские кухни» Ю. Кима)
Спирид («Панночка» Н. Садур)
Колесов («Прощание в июне» А.В. Вампилова)
Король Карл («Жаворонок» Ж. Ануя)
Лыняев («Волки и овцы» А.Н. Островского)
Маслобоев («Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского)
Пашка («Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова)
Раскольников («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
Сганарель («Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера)
Сильва («Старший сын» А.В. Вампилова)
Князь К. («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского)
Основа, ткач («Ночь любовных помешательств» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»)
Аттилио («Цилиндр» Эдуардо де Филиппо)
Панталоне, секретарь Альтоума («Турандот» Карло Гоцци)
Дженнаро де Сиа («Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо)
Майор Ковалев («На Невском проспекте» Н.В. Гоголя)
Мэтр Блазиус, наставник Пердикана («Любовью не шутят» А. де Мюссе)
Дзанетто, Тонино («Венецианские близнецы» Карло Гольдони)
Соленый Василий Васильевич («Три сестры» А.П. Чехова)
Эрнан Кортес («Церемонии зари» Карлоса Фуэнтеса)
Филиппо Строцци («Лоренцаччо» А. де Мюссе)
Полковник («Полковнику никто не пишет» Габриэля Гарсиа Маркеса)
Войницкий Иван Петрович («Дядя Ваня» А.П. Чехова)
Евграф Ларионович Ежевикин («Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского)
Чехов Антон Павлович («Танго беллетриста» Натальи Скороход)
Брандо («Натуральное хозяйство в Шамбале» Алексея Шипенко)
Ноздрев («Брат Чичиков» Нины Садур)
Автолик, бродяга («Зимняя сказка» Шекспира)
Антигон, сицилийский вельможа («Зимняя сказка» Шекспира)
Альфред Джингль, мошенник («Пиквикский клуб» Чарльза Диккенса)
Князь Вано Пантиашвили («Ханума» Авксентия Цагарели)
Нил Федосеич Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского)
Барон («Санта Крус» Макса Фриша)
Чарли Айкин, муж Мети Фей («Август. Графство Осэйдж» Трейси Леттс)
Кинесий, муж Миррины («Лисистрата» Аристофана)
Зиновий Борисович Измайлов, купец («Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова)
Гермократ, философ («Торжество любви» Пьера Мариво)
Арган («Мнимый больной» Ж,-Б. Мольера)
Феличе («Голодранцы-аристократы» Эдуардо Скарпетты)
Басов Сергей Васильевич, адвокат («Дачники» М. Горького)
Гаев («Вишневый сад» А.П.Чехова)
Федор Акимыч Ребротёсов, военный («Жена есть жена» по рассказам А. Чехова)
Двуутробников, Рукавов («Чертова дюжина» Аркадия Аверченко)
Соломон Захарович («Время женщин» Елены Чижовой)
Папа («Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» Биляны Срблянович)
Григорий Лукьянович Чарнота («Бег» Михаила Булгакова)
Павел Андреевич Цыцын, глава местного самоуправления («Русский и литература» Максима Осипова)
призы и награды
"Лучшая мужская роль" (1968, 1969, 1971, 1972, 1975, 1976, 1983, 1998).
2001 – областная премия "Лучшая мужская роль второго плана" за исполнение роли Ежевикина в спектакле "Село Степанчиково и его обитатели".

последнее обновление информации: 13.03.15

Эта сладкая несвобода…

Валерий Алексеев настолько огромен как личность, что впору взять диктофон и записывать всё, что он говорит – так, на будущее. И не важно, какой сферы жизни этот монолог будет касаться – театра, жизни, переживаний. Наверное, из таких вот записей и должна состоять летопись наших дней – будничных, не всегда ярких, но всегда очень правдивых. Хотя сам Алексеев при всей публичности своей профессии до сих пор остается тайной. И поэтому каждое общение с ним – открытие.

Вы проникаете в души людей

Свою работу в кино Валерий Алексеев не афиширует. Омский зритель, возможно, даже уверен в том, что артист никогда и не бывал на съемочной площадке. Тем не менее киношный опыт у Валерия Ивановича есть, да еще какой! В 1991 году немецкий кинорежиссер Маргарет фон Тротта пригласила омского актера в свой фильм «Обещание». Вообще, о фон Тротта стоит сказать особо. Она — самый яркий представитель новой немецкой кинематографической волны. Актриса, сценарист, режиссер. Обладатель премии Каннского кинофестиваля за фильм «Свинцовые времена». В 2001 году возглавляла жюри XXIII Московского международного кинофестиваля. На Западе знают ее картины «Роза Люксембург», «Сестры, или Баланс счастья», «Второе пробуждение Кристы Клагес». Сниматься у немки фон Тротта — почти то же самое, что сниматься у датчанина фон Триера. Наивысшая творческая удача!
О чем же фильм «Обещание»? О любви парня и девушки из Западного и Восточного Берлина, которые встретились в Праге. А познакомил их профессор Влади — открытый, обаятельный человек, его и играл Алексеев. Съемочная группа была международной: художник — японец, директор — монгол, актеры — поляки, немцы, евреи, австралийцы, американцы и русский Алексеев.
Репетиции проходили в Берлине, съемки — в Праге. Не знавший языка Валерий Иванович свою роль заучивал наизусть с учетом всех особенностей берлинского диалекта, записывая на листе бумаги русскими буквами немецкий текст.
Олег Меньшиков рассказывал, как в фильме «Восток — Запад» заучивал, словно песню, свою роль на языке Бонапарта. Французы, снимавшие эту ленту, были уверены, что для Меньшикова французский язык — основной. Когда узнали правду — долго восхищались трудолюбием русского артиста. То же самое проделал и Алексеев в немецком фильме. Кроме того, он внес и историческую поправку в сценарий. В фильме есть сцена, где Валерий Алексеев и французская актриса Нулин танцуют твист. По сценарию они должны были исполнять рок-н-ролл, но Алексеев быстро сообразил, что в конце 60-х этот стиль уже начал отходить, а на смену ему пришел другой, более зажигательный. Режиссер сразу же ухватилась за поправку и даже внесла кое-какие изменения в сценарий.
К сожалению, фильм «Обещание», имевший большой успех в Европе, в России так показан и не был. На экраны он вышел в 1995 году — в лихое для нас время, когда прокатчики крутили в уцелевших кинотеатрах «дешевое» американское кино, рядом с которым настоящим фильмам места не находилось. Если хорошо порыться в зарубежных киносайтах, то «Обещание» найти можно — правда, на языке оригинала. На русский язык фильм переведен не был.
Ну, а для Валерия Алексеева международный кинематографический опыт стал настоящим открытием еще одной грани актерской профессии. Он понял, что на киносъемках нужен иной способ работы, чем на сцене. Например, в театре иногда возникает страх: вдруг тебя никто, кроме первого ряда, не услышит? А на съемочной площадке можно говорить почти шепотом. Ведь играешь не на зрительный зал — на камеру. Это как забег на короткую дистанцию, причем, с дублями. А сцена — это уже марафонский бег с препятствиями, когда артист не знает, что его ждет в следующую минуту. Растеряешься — вообще побежишь не в ту сторону.
После показа фильма в Париже Маргарет фон Тротта — или Маргарита, как называет ее Алексеев — приехала в Омск, на премьеру спектакля «Натуральное хозяйство в Шамбале», в котором Валерий Иванович играл главную роль. Ей очень хотелось познакомиться с театром, в котором работает этот русский артист. На встрече с труппой Омской драмы она сказала: «Это мой позор, что я не знала вас. Вы можете многому научить людей на Западе, потому что проникаете в их души».
Годы спустя Валерий Алексеев использовал свой киноопыт уже в российском сериале «Девочка с Севера», в котором у него была одна из главных ролей. Фильм был показан по одному из российских телеканалов, но прошел как-то незаметно. Зато в 2008 году актер стал соавтором киноленты «Я знаю, я старым не буду» об Александре Вампилове. Среди тех, кто снялся в этом биографическом фильме, Олег Табаков, Галина Волчек, Валентин Распутин. Хотя кто, как не Валерий Алексеев, может так пронзительно и трогательно рассказать о человеке, встречу с которым считает судьбоносной для себя!

Нельзя идти по телам женщин и детей

Эту фразу, произнесенную Вампиловым во время одной из последних встреч, Валерий Алексеев помнит до сих пор. С драматургом они были настоящими друзьями.
- Я только сейчас понимаю, что многие высказывания Саши надо было записывать, настолько они у него меткие, с хорошей долей юмора, — говорит актер. — Тогда же никто из нас, его друзей-знакомых, не догадывался, что пьесы Вампилова будут ставить не только в России, но и за рубежом. Когда я, будучи студентом Иркутского театрального училища, познакомился с ним, некоторые не верили, что Саша — драматург. То, что Вампилов — гений, я понял через несколько лет, прочитав его пьесу «Старший сын». И для меня эта пьеса, как маленькая серенада Моцарта, из которой ничего не выкинуть. Как-то мы, два актера и режиссер, мучились, пытаясь ее сократить, и не смогли. Когда же ставили другую вампиловскую пьесу — «Прощание в июне» и автор сам предложил убрать несколько сцен, в них буквально вцепились актеры: «Ни за что не отдадим, хотим это играть!»
Александр Вампилов очень переживал свою семейную драму — расстрел отца в годы сталинских репрессий. И эта тема поиска смысла жизни, поиска сыном отца и главное — что можно, а чего нельзя делать человеку — присутствовала в его пьесах всегда. Как-то он сорвал Алексеева с репетиции: «Срочно надо поговорить. Завтра уезжаю в Москву — там есть договоренность о постановке моей пьесы, цензура разрешила. А здесь, в Иркутске, будут ставить «Прощание в июне». Я бы очень хотел, чтобы ты сыграл главную роль Колесова». И вот актер и драматург сидят на берегу Ангары, пьют сухое вино, и Вампилов убеждает Алексеева в том, что тот сможет сыграть эту роль.
- Я тогда сомневался, боялся подвести его и буквально всё, что только можно, об этом персонаже из него вытаскивал, — вспоминает Валерий Иванович. — Когда же я спросил, что главное в пьесе, он ответил: «Все цели человека прекрасны, но нельзя идти по телам женщин и детей…» Я тогда многое понял и про роль, и то, как играть финал. А саму фразу запомнил на всю жизнь.
Вампилов трудно шел на компромиссы. В «Утиной охоте» он не стал заменять выражения, к которым были претензии у цензоров. Когда иркутский альманах всё же напечатал эту пьесу, говорил: «Редактор протащил меня по лезвию бритвы», хотя был ему очень благодарен. Будто чувствуя неладное — что журнал могут изъять из продажи, обежал несколько газетных киосков, скупил около 20 экземпляров. Сидел и при Алексееве правил в опубликованном тексте: зачеркивал редакторские правки и надписывал сверху фразы, которые были в подлиннике. Однако даже правки не спасли того смелого редактора: из-за публикации «Утиной охоты» разразился скандал, и его сняли с должности. Пьесу тогда не дали поставить даже Олегу Ефремову, который очень хотел сыграть в ней главную роль.
На свой страх и риск иркутские артисты стали репетировать «Старшего сына». И вдруг прошел слух, что спектакль не пропустят: мол, антисоветчина махровая, а все герои — аморальные типы. Чиновники от культуры и прикормленные критики спрашивали Вампилова: «Вы про кого пишете? Разве в Советском Союзе человек может разойтись с женой, тайно выпивать по ночам, быть несчастным?» После одной из репетиций Алексеев и Вампилов, выйдя из театра, обнаружили, что все афиши в округе сняты. А ведь назавтра была назначена сдача…
На той премьере все очень волновались, но первые же реплики вызвали смех в зале, аплодисменты: так весь спектакль и прошел на овациях. Уже за полночь идя домой, артист обнаружил, что плакаты со «Старшим сыном» вновь появились в городе. Он смотрел на них и думал: «Какое счастье, что я сыграл эту роль!» А через несколько дней в одной из газетных рецензий он прочитал о себе: «Алексеев сыграл хорошо, но аполитично».
«Вампиловское счастье» повторилось много лет спустя в Омске, когда Любовь Ермолаева предложила народному артисту России поставить «Старшего сына» на сцене своего театра-студии. Валерий Иванович хорошо помнил все объяснения драматурга о том, как делать постановки его пьес. И всё же сильно переживал — «доброхоты» неистово шептали: «Вампилов уже не востребован». — «Еще как востребован — его всегда будут смотреть», — парировал он, помня пророческие слова своего друга: «Будет перерыв с показом моих пьес, а потом снова начнут ставить». Этот спектакль семь лет с успехом шел у ермолаевцев, а в Академическом театре драмы несколько сезонов подряд не сходила с афиши «Утиная охота». И хотя роль главного героя Зилова играл другой артист, Алексеев в душе искренне радовался очередной победе Вампилова над временем.

Есть упоенье в тишине

Свое детство Валерий Алексеев называет скучным. Усолье- Сибирское, где он родился, нагоняло на него тоску — там было мало красоты. Одна радость — лес. Даже маленькому мать разрешала ему уходить туда одному — мальчонка знал все ближние места и ни разу не заблудился. Вечерами мог кататься в лесу на лыжах. Останавливался, рассматривал деревья, небо, следы животных. Став постарше, начал обучать домашних петухов «смертному» бою. А насмотревшись фильма о тореадоре, надел красную бабушкину кофту и вступил в схватку с местным быком. Тот, недолго думая, рассвирепел и загнал дразнилу на крышу! Были и свои нехитрые домашние обязанности: зимой отгребать снег от дома, а летом — полоть грядки.
Верно говорят, что все мы родом из детства. У Валерия Алексеева это проявилось в огромной любви к природе. Его главное увлечение последних десятилетий — сад. Именно сад, а не дача. Летом, на берегу Омки, среди зелени… Для него это отдушина. Там он встречается с друзьями, показывает свой замечательный цветник и почти английскую лужайку. Три раза ее пересаживал, пока не стала напоминать ту, что украшает Букингемский дворец в Лондоне.
- Когда-то я вообще работал по 18 часов в сутки! — удивляется самому себе Алексеев. — Было время, когда играл по двадцать больших спектаклей в месяц. Одновременно преподавал сценическое движение и фехтование в театральном училище, в пединституте вел факультет общественных профессий, у меня было две передачи на телевидении — в одной я читал сказки, другая была познавательная. Всё успевал! Спал сидя по двадцать минут, как Штирлиц! И мне этого хватало! На самом деле в такой ритм входить хорошо, но постоянно в нем находиться нельзя. Надо знать, когда остановиться. Например, перед спектаклем «Бумбараш» я очень устал. Спать не мог — просыпался от того, что в голове крутились песни. Моя собака Фрося уже слышать не могла, как я их напеваю, пряталась от меня!
Кстати, о Фросе. Эта громкоголосая, разодетая как кукла собачка не зря проедает свой хлеб. Она — полноправная участница спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Ее имя вписано в театральную программку для зрителей. Так и написано: «Собака Мамаевых — Фрося Алексеева». За каждый выход на сцену Ефросинья получает гонорар. Сколько? Это коммерческая тайна.

Репетиция в автобусе

«Когда я начал работать в театре, мне было восемнадцать лет, и в одном спектакле со мной играла умудренная опытом актриса, уже народная артистка. Она мне как-то сказала: «Свобода — это когда ты никому не нужен». С возрастом я понял смысл этих слов. И поэтому пока могу — я работаю! И нигде не прекращаю этого делать. Например, у меня хорошо учится роль в автобусе. Там образуется такое публичное одиночество — вокруг много людей, а ты всё равно одинок. Выключаешься и репетируешь сам с собой! Главное в это время — не начать говорить вслух! Один раз со мной такое случилось… Я вышел из автобуса».

Театральные байки от Валерия Алексеева

Сыграли мы в Иркутске чуть ли не 300 спектаклей «Старшего сына». Надо, думаю, что-то новенькое придумать. Освежить. Реплика Вампилова: «Появляется Сильва в саже, одежда частично сгорела, в особенности штаны, он слегка дымится». И вот я, чтоб никто не видел, подшил кусочек тряпочки и перед самым выходом на сцену чуточку ее поджег. Я и не подумал, что, когда побегу, пламя вспыхнет. Вспыхнуло! «Ой-ой!» — я начал плясать от боли. На сцене все поняли: я их решил удивить и сам попался. И - начался страшный внутренний смех! Заразительнее его на сцене ничего нет.

Играем спектакль «Царствие земное», я — Лот, туберкулезник. Умирая, вспоминаю маму. Поднимаю голову кверху и вижу: в большом окне, где радиорубка, — аквалангист… Думаю: это мираж… А это радист Саша купил себе маску для плавания, надел ее, включил музыку и — свободен… У него, видите ли, публичное одиночество по Станиславскому. Он счастлив: как же, будет плавать! А я… боже мой, как же трудно было взять себя в руки!

Корифей омской сцены народный артист РСФСР Алексей Федорович Теплов на «производственном» спектакле после тягостной сцены собрания говорил по роли такие слова: «Сейчас приму валидол, пойду домой, проветрю комнату и лягу спать». Перед каждым спектаклем артист, шутя, обещал: «Выйду и скажу: «Приму пурген». Все смеялись. Но однажды на спектакле Теплов начал: «Сейчас приму пурген…» Пауза. Партнеры замерли в ожидании. Понимая, что «залетел», Теплов продолжил: «Проветрю комнату… и… пойду…» Зал грохнул от смеха.

Маргарита Зиангирова

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Николай Шадрин (Курск)   25.01.2016 - 22:55
Я видел Алексеева в роли Колесова в туманном, солнечном, убаюкиваемом со всех сторон тёплым морем Владивостоке.В театре давали неизвестную пьесу неизвестного, но очень скоро ставшего, кажется, самым любимым... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники