Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Виктор Мальчевский

Мальчевский Виктор Николаевич

Віктор Мальчевський

2 февраля 1921, с. Хмельное (ныне - Мошарского района Киевской области, Украина) - 15 декабря 1987, Омск

Заслуженный артист РСФСР (11.02.1972).

Окончил студию при Киевском драматическом театре им. И.Франко (1940) и в этом же театре начал свою сценическую деятельность. Участник Великой Отечественной войны (1941-1943).
С 1946 года работал в драматических театрах Львова, Кировограда, Орджоникидзе.
В 1954-56, 1959-1960, 1964-1978 годах актер Омского театра драмы.
Актер Театра Северного флота в Мурманске (1956-1959).
В 1960-1962 гг. - актер Грозненского русского драмтеатра им. Лермонтова и Саратовского драмтеатра.
В 1978-1981 годах - актер Омского ТЮЗа.
С 1982 года выступал с эстрадными программами в Омске и Омской области.

Похоронен в Омске на Ново-Еврейском кладбище.
театральные работы
Василий Заболотный - «В день свадьбы» В.Розова,
Филипп Круглый - «Гроссмейстерский балл» И.Штемлера,
Ведерников - «Годы странствий» А.Арбузова,
Волохов - «Обрыв» И.Гончарова,
Граф Лейстер - «Мария Стюарт» Ф.Шиллера,
Мастаков - «Старик» М.Горького,
Гулевой - «Конармия» И.Бабеля,
Барон - «На дне» М.Горького,
Владимир Николаевич - «Беседы при ясной луне» В.Шукшина.
призы и награды
Орден Отечественной войны II степени (1986).

последнее обновление информации: 18.08.19
Анна Мальчевская

...Анна с детства обладала умением импровизировать и хорошей музыкальной памятью. Всё, что связано с музыкой, было как совершенная репетиция будущей профессии.

Позади – окончания двух школ, (общеобразовательная и музыкальная) в жизни прилежной дочери наступает трогательный момент – исполнение мечты самого близкого человека… Мама уверена, что Аннушка станет врачом!.. Так и случилось, она успешно поступает в мединститут на терапевтическое отделение, заканчивает первый курс абсолютно престижного по тем временам учебного заведения. Нелегко было потом, когда осознала, что рушатся мечты. И вдруг судьба вновь дарит ей встречу с любимым школьным педагогом по музыке З. Г. Кудрявцевой.

Зная о способностях Ани, учитывая серьезность подготовки, она помогла девушке безболезненно перешагнуть сразу на второй курс училища имени В.Я. Шебалина. Анна играла на двух инструментах (аккордеон, фортепиано), училась очень легко, проявляла огромный интерес ко всему. Вскоре учеба стала и заработком. В юности Анны при каждом институте процветала самодеятельность, существовал хор, и проводились многочисленные конкурсы.

– В своё время в кукольном театре со знаменитым режиссёром Анастасией Варжало работала талантливейший режиссёр Наталья Весловская, а её дочь Клара, окончив хоровое отделение, стала прекрасным хормейстером, – рассказывает А.Н. Мальчевская. – Вместе с ней я и работала сразу в нескольких институтах: машиностроительном, автодорожном, пединституте, мединституте и даже в общеобразовательной школе № 10. Будучи студенткой училища, я с желанием ходила на концерты, где нужно было аккомпанировать, схватывала всё на лету. Это сразу заметила Елена Калугина – создатель Омского хора, в училище она вела дирижирование. Когда мы сидели на репетициях хора, она часто вызывала меня к роялю. Я играла почти все распевки. Очень часто собирались у неё дома, много музицировали, встречались с интересными людьми. Калугина присутствовала на всех конкурсах в качестве члена жюри, знала – кто, как и где работает. Она лично отменяла занятия в день сдач в театрах – это считалось правилом! Именно она научила нас тонкому пониманию различных театральных жанров, поэтому во время учебы я прекрасно аккомпанировала и солистам, и танцорам, и гимнастам, и любому хору. Выпуск состоял из четырёх успешных учеников, в их числе была и я.

Первым местом работы Анны по окончанию учебы становится пединститут. В нем она проработала два года, параллельно продолжала работать во всех институтах. Вскоре ей предложили создать музыкальный кружок во Дворце пионеров в городке нефтяников. Анна вела класс фортепиано по полному курсу, и её ученики поступали в училище к знаменитому педагогу В.Н. Юргенсону. Во дворце энтузиасты, в числе которых была и Анна, создали оперный класс. Начало этому было положено ещё в педагогическом училище. Анна создавала музыкальную основу всех постановок. Это чем-то напоминало домашние театры былых времён. Ставили детские оперы, каждую из которых транслировало телевидение. Самые известные – «Зайка-зазнайка», «Королева – зубная щетка».

В дошкольно-педагогическом училище № 2 Анна Николаевна проработала 33 года. За заслуги в трудовой и творческой деятельности А.Н. Мальчевская в 1975 году была награждена знаком «Отличник народного просвещения». Училище выпускало музыкальных работников детских садов, занимало в соцсоревновании первые места, одним словом гремело. Там создавался ансамбль песни и пляски, которым руководила Г. Кельбас. Анна вхожа во все театры, чаще бывала в драмтеатре…

– Моё знакомство с Сергеем Ивановичем Пономаревым, артистом драмы и художественным руководителем самодеятельности в автодорожном институте, сблизило меня с его женой Сарой, – вспоминает Анна Николаевна. – Крепкая пианистка, но больше как говорят, нотница, она аккомпанировала спектаклям. Я фантазёрка и больше «слухачка», частично помогала ей, в чём-то дополняла. Однажды из-за болезни мне пришлось заменить её даже в спектакле. И в этом театре состоялась моя встреча с Виктором Мальчевским…

1957 год. Их семейная жизнь началась с полного взаимопроникновения в творчество друг друга. Виктор Николаевич Мальчевский с необыкновенным энтузиазмом подключался к работе молодой супруги, несмотря на то, что был плотно занят в театре. В училищном ансамбле песни и пляски программу вели две девочки, причём в стихах, так вот все тексты писал Мальчевский. Виктор Николаевич был фантастически одарённым человеком, в котором целенаправленно мог получить развитие любой из талантов, которым он обладал: артист, художник, скульптор, поэт, музыкант… Единство всех начал означало для него гармонию. Его интересовало практически всё.

– Мы прожили вместе 30 лет и все роли и программы учили вместе, – признаётся Анна Николаевна. – Виктор всегда настаивал на том, что не бывает пустого заучивания роли, что это поэтапное, подробное вхождение в текст и образ. Когда учил роль, перечитывал всё связанное с автором и эпохой, в которой он творил. Существовала целая система по Мальчевскому. Он брал роль, переписывал её от руки три раза. Пишет, рвёт, сшивает – получается книжечка. На каждой страничке – зарисовка персонажа, которого видит. Далее учит, а я подаю реплики. Здесь в ход шли и моя музыкальная память, и умение интонировать. Я напоминала по голосу ту героиню, с которой Виктор намерен играть. Однажды из театра внезапно уехал ведущий артист Банковский, спектакль на грани провала, но вечером роль отдают Мальчевскому. Утром репетиция, а вечером премьера?! Снова в неизменной традиции пишем, рвём, рисуем, зубрим, в итоге – удача! Память его всегда была исключительной, а ум пытливым. В 1983 году я ухожу на пенсию, Виктор чуть раньше. За много лет наша совместная жизнь напоминала музыку, обогащённую, театром… Мы создаём домашний театр, в котором звуки и сцена получают полное слияние. Одна за другой рождаются программы, стоит назвать несколько: И. Бабель «Конармия»; «Боль нужна живым» (по стихам поэтов В. Семенова, А. Твардовского, С. Щипачёва); «Я родом не из детства…» (по стихам поэтов: В. Высоцкого, Н. Матвеевой, К. Симонова, А. Твардовского); «Всерьёз» (по произведениям Р. Рождественского). Мы не успеваем распределить время, Мальчевский фонтанирует, я музицирую. В мае 1987 года каждого из нас от управления культуры за очередную работу в моноспектакле награждают творческой командировкой в Москву…

Там Анна Николаевна заметила плохое самочувствие мужа. Несмотря на это, по приезду в Омск он по традиции пошёл на выступление перед ветеранами с военной программой в Дом актера. Для него это было святым делом. Уже во время тяжёлой болезни, Виктор Николаевич работал над программой по Чехову, даже сам смастерил пенсне.

А в адрес супруги каждый вечер поступали настойчивые замечания по поводу того, что она до сих пор не разучила музыку. Анна периодически доставала ноты, а он серьёзно запугивал: «Вот встану, буду репетировать, а ты врать будешь…» У них были общие вкусы, привязанности, совместный отдых. Когда выпадали два свободных дня, останавливались в Красноярском Доме отдыха, но и там не удавалось полностью отвлекаться от творчества, вечером приходилось выступать…

В доме Анны Николаевны много картин. Автор один – Мальчевский. Все они посвящены местам, в которых они вместе провели время в разные годы. Одна из них названа «Перед грозой» (угасающий костер на берегу Иртыша). Дом, в котором они много лет прожили, окнами смотрит на Иртыш. Это единственная картина, посвященная городу, в котором они встретились, любили и творили… Она была вручена Анне в день пятидесятилетия. В 1987 году, поздравляя свою жену с шестидесятилетием, Виктор Николаевич, как всегда, сочинил теплые строчки, которые вдохновили ее на музыкальную фантазию. Он с большей нежностью дарил ей стихи и не в юбилейные дни.

В сердце Анны Николаевны всегда звучит любимая мелодия «Руки», которую исполняла знаменитая Клавдия Шульженко. Виктор Николаевич считал, что руки отражают человеческую душу. Руки его спутницы служили ему источником вдохновения. «Руки – вы как две большие птицы…»

В 1987 году Виктор Мальчевский ушел из жизни... Опустел домашний театр. Было очень трудно, жизнь, казалось, обрела тусклые краски… И вдруг молодой режиссёр Сергей Рудзинский предложил Анне Николаевне Мальчевской работу в театре, который создавал, о котором мечтал. При этом уточнил, что рад видеть её в должности на выбор. Она согласилась, и «Пятый театр» быстро стал своим и необходимым в жизни.

Марина АВАРНИЦЫНА

Журнал "Омск театральный", декабрь 2007

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен