Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Виктор Смольцов

Виктор Смольцов фотография

Смольцов Виктор Васильевич

Родился 26 января (8 февраля) 1900 года в Москве.

Заслуженный артист РСФСР (1933).

В 1918 году окончил Московскую балетную школу (ученик Н.П.Домашева и В.Д.Тихомирова). В этом же году был принят в труппу Большого театра (Москва), где дебютировал одновременно в двух партиях - невольник Мутчи и Океан ("Конек-Горбунок" Пуни). Обладал большим лёгким прыжком, выразительной пластикой, совершенной техникой, чувством стиля. Утверждал благородный академический стиль в классическом танце. Танцевал с ведущими балеринами.
В 1921—1923 годах гастролировал с А.М.Балашовой в Европе, в 1922 году — с А.П.Павловой в Париже, в 1929 году с — Л.М.Банк в Париже, Берлине, Риге.
С 1925 года преподавал в МХУ. В 1931—1932 годах - педагог Московского художественного балета.
В 1934-1935 гг. - худрук балетной труппы, балетмейстер и педагог в Баку.
Затем вновь возвращается к преподавательской деятельности в Московском хореографическом училище. В 1960 году ушел на пенсию.

Умер 7 февраля 1976 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 17).

Брат — заслуженный деятель искусств РСФСР Иван Смольцов.
театральные работы
«Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Иванушка, Океан и невольник Мутч
«Эсмеральда» Ц. Пуни — Гренгуар
«Петрушка» И. Ф. Стравинского — Петрушка
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Зигфрид
«Спящая красавица» П. И. Чайковского — Дезире и Голубая птица
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса — Дон Кихот, Базиль
«Баядерка» Л. Ф. Минкуса — Солор
«Жизель» А. Адана — Альберт
«Корсар» А. Адана — Конрад
«Тщетная предосторожность» — Колен
«Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Маркиз де Борегар
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Парис, Лоренцо
«Красный мак» Р. М. Глиэра — Босс и сообщник Ли Шан-фу
«Раймонда» А. К. Глазунова - Жан де Бриен
«Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - Гирей
«Коппелия» Л. Делиба - Франц
«Волшебное зеркало» А. Н. Корещенко - Принц
«Барышня-крестьянка» Б. В. Асафьева - Берестов
«Кавказский пленник» Б. В. Асафьева - Князь
Классический танцовщик "Шопенпана"
Куман (половецкие пляски в опере "Князь Игорь")
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение партии Босса в балетном спектакле «Красный мак» Р. М. Глиэра (1949).
Орден «Знак Почета».

последнее обновление информации: 28.07.17

Семья Смольцовых состояла из 12 человек, и отцу приходилось очень туго. Как театральному служащему, ему удалось определить Виктора в Хореографическое училище, где учителями мальчика стали такие замечательные мастера танца, как Николай Петрович Домашев и Василий Дмитриевич Тихомиров. И вскоре маленький танцор обратил на себя внимание. На выпускном экзамене в Хореографическом училище в 1917 году выдающаяся русская балерина Екатерина Васильевна Гельцер поставила ученику Виктору Смольцову пять с двумя плюсами. Чутье не обмануло ее. Виктор Васильевич Смольцов, который в том же году дебютировал на сцене Большого театра в «Коньке-Горбунке», удивил зрителей необычайной легкостью и артистичностью своего воздушного танца. Он одновременно исполнял в спектакле три партии: Океана, Раба и Иванушки.

В 1919 году в составе концертной бригады он отправляется для обслуживания частей Южного фронта. «Это была горячая, увлекательная работа,— вспоминает артист, — в бригаде принимали участие Ю. Ф. Файер в качестве скрипача, Григорий Пирогов, певица А. К. Матова. Концерты давали по нескольку раз в день, часто под обстрелом». С тех пор Виктор Васильевич — активный и непременный участник военно-шефской работы в коллективе Большого театра. Вот уже сорок лет непрерывно работает в театре этот выдающийся артист балета, который за свою долгую сценическую жизнь исполнил около 30 ведущих партий. В лице Смольцова счастливо сочетаются блестящий танцовщик и драматический артист,— достаточно вспомнить хотя бы мимодраму в асафьевском балете «Барышня-крестьянка», в которой артист проявил высокое хореографическое мастерство, продемонстрировав одновременно необычайно развитую технику мимики.

Виктор СмольцовОн танцевал Колена в «Тщетной предосторожности», Франца в «Коппелии», принца Зигфрида в «Лебедином озере», Жана де Бриена в «Раймонде». Гренгуара в «Эсмеральде», принца Дезире и Голубую птицу в «Спящей красавице», Базиля и Дон-Кихота в «Дон-Кихоте», Конрада в «Корсаре», Принца в «Волшебном зеркале», Альберта в «Жизели» и целый ряд других ведущих партий в классических балетах. Много запоминающихся образов создал Смольцов и в советских балетах. Таковы, например, Князь в «Кавказском пленнике», Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Берестов в «Барышне-крестьянке», Парис и Лоренцо в «Ромео и Джульетте», маркиз де Борегар в «Пламени Парижа». К числу наиболее интересных работ В. Смольцова принадлежат исполненные им роли Босса и сообщника Ли Шан-фу в балете Глиэра «Красный мак». Уже в первой картине, когда задыхающиеся рикши подвозят к портовому ресторану американских и английских офицеров, выделяется американский босс в исполнении В. Смольцова.

Скупыми, но четкими и глубоко продуманными штрихами рисует он этого хищника, твердо уверенного во всемогуществе золота. Вот, заинтересовавшись китайской танцовщицей Тао Хоа, Босс выражает желание познакомиться с ней. С трудом скрывая отвращение, Тао Хоа вынуждена в паре с Боссом принять участие в ресторанных танцах. Изобретательно найденными танцевальными движениями Виктор Смольцов подчеркивает спесивую уверенность американского банкира в своей неотразимости и превосходстве. Мимически выразительно негодует Босс — Смольцов, узнав, как тщательно оберегает Тао Хоа красный мак — подарок капитана советского корабля. И тем омерзительнее выглядит его удовлетворение, когда предатель Ли Шан-фу пронзает кинжалом заветный цветок. Виктору Смольцову одинаково хорошо удаются и героические и характерные роли. Художественная правда всегда является целью его творчества, будь то большая ведущая партия или эпизодическая роль.

Виктор СмольцовВместе с тем техника его отличается законченностью. Четкость и изящество движений, красивый, легкий прыжок сочетаются у него с исключительной силой рук, позволяющей свободно поднимать в воздух балерину. В бытность свою в Париже он с большим успехом танцевал со знаменитой русской балериной А. Павловой. Смольцов был партнером целой плеяды наших выдающихся балерин. Он танцевал с Е. Гельцер, В. Кригер, М. Рейзен, М. Кандауровой, А. Абрамовой, Л. Банк, В. Кудрявцевой, Н. Подгорецкой, Г. Улановой, М. Семеновой, и все они считали его незаменимым партнером в дуэтах.

В. В. Смольцов гастролировал во многих городах Советского Союза и в зарубежных странах. Много лет он вел в Большом театре тренировочный класс артистов балета. В 1933 году ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Он награжден также орденом «Знак Почета» и медалями. В 1937 году Смольцов ездил в составе бригады артистов Большого театра на празднование пятилетия Магнитогорского металлургического комбината им. Сталина. Помимо многочисленных концертов для рабочих комбината, в которых принимал участие Виктор Васильевич, он активно помогал рабочей самодеятельности, организовав там специальный хореографической кружок. Ему было присвоено звание ударника Магнитогорского комбината и вручен значок строителя Магнитостроя.

Воспитанник Большого театра, Смольцов начал творческий путь в год Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда еще только рождалось на свет молодое поколение артистов оперы и балета, имена которых мы видим сегодня на афишах Большого театра рядом с именем Смольцова, передающего им свой богатый артистический опыт. Это убедительный пример творческой преемственности, существующей в Большом театре, бережно хранящем и творчески развивающем великие традиции русского классического танца, одним из талантливых мастеров которого является Виктор Васильевич Смольцов.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники