Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Степан Вах

Степан Вах фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театр
Фотоальбом

Вах Степан Пантелеймонович

14 февраля 1932, село Михал, Волынская область, УССР, СССР — 13 марта 2006, Новосибирск

Оперный певец (драматический тенор), педагог.
Заслуженный артист РСФСР (19.02.1971).

В 1958 году окончил вокальный факультет Киевской консерватории им. П.И. Чайковского (пелагог - Н.Г. Зубарев).
С 1958 года - солист Новосибирского театра оперы и балета.
Работал с режиссерами: В.В. Багратуни, А.Н. Киреев, Л.Д. Михайлов, Э.Е. Пасынков, Р.И. Тихомиров и дирижерами: М.А. Бухбиндер, А.И. Жоленц, И.А. Зак.
Составляли вокальный дуэт с И.М. Кругловым.
театральные работы
Владимир Игоревич («Князь Игорь» А.П. Бородина)
Водемон («Иоланта» П.И. Чайковского)
Иван Сергеевич Лыков и Бомелий («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)
Князь («Русалка» А.С. Даргомыжского)
Князь Андрей Хованский и Кузька («Хованщина» М.П. Мусоргского)
Самозванец и Шуйский («Борис Годунов» М.П. Мусоргского)
Синодал («Демон» А.Г. Рубинштейна)
Царь Гвидон ("Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова)
Сполетта («Тоска»)
Горо («Мадам Баттерфляй»)
призы и награды
Медали «За освоение целины» (1974) и «За доблестный труд» (1970).

последнее обновление информации: 04.04.20
Степану Ваху - семьдесят

Артист до сих пор выходит на сцену

О Степане Пантелеймоновиче Вахе коллеги говорят: «Он единственный человек в театре, кто знает наизусть весь оперный репертуар, все мизансцены до мельчайших деталей». Вот уже много лет он с присущей ему энергией сочетает свою творческую деятельность ведущего солиста театра с не менее творческой - ассистента режиссера. Процесс подготовки молодых солистов к выходу на сцену требует огромных физических и моральных усилий, но Степан Пантелеймонович умеет найти подход к каждому. Педагог он не деспотичный, можно даже сказать мягкий, зато дело свое знает твердо. И можно только позавидовать жизненной энергии, неутолимой жажде деятельности и веселому блеску глаз этого молодого душой человека.

Родился Степан Вах на Украине в маленьком селе Михале на берегу Буга. Его родители руководили поселковой самодеятельностью, так что песни в семье звучали всегда. Юбиляр до сих пор помнит, как мальчишкой бегал каждый день по четыре километра до школы и при этом всю дорогу пел. Не до песен ему было только в оккупации, когда расстреливали односельчан, сжигали хаты. После войны он снова запел, стал сам руководить сельским хором. На одном из смотров, который проходил в Киеве, талантливого паренька приметили и порекомендовали ему поступать в Киевскую консерваторию. И Степан поступил. Азам оперного вокала он учился у Николая Зубарева. Тот в свое время был одним из лучших баритонов, приходилось петь с самим Шаляпиным - чем он очень гордился.

- Здоровый, лысый, крепкий, а показушник какой!.. - вспоминает своего педагога Степан Пантелеймонович. - Он вместо того, чтобы стул к роялю подвинуть, рояль к стулу двигал. Мы первые годы от удивления рты не закрывали.

В 1958 году Степан Вах закончил Киевскую консерваторию и получил на выбор два предложения: либо остаться стажером в Киевском оперном театре, либо стать солистом новосибирской оперы. Певец, к негодованию родителей, выбрал последнее.

- Не только родители были в шоке, - вспоминает юбиляр. - Перед отъездом в Новосибирск нас с Алексеем Левицким вызвал министр культуры и пригрозил, что если мы уедем, то он нас обратно не возьмет.

Но молодые артисты на уговоры не поддались и поехали в Сибирь искать счастье. Говорят, что нашли. Для того, чтобы дебютировать на сцене новосибирского театра, друзьям пришлось переучить с украинского на русский язык оперу «Русалка» Даргомыжского, в которой Левицкий с блеском исполнил партию Мельника, а Вах - Князя. Степан Пантелеймонович шутит - дескать, за сорок с лишним лет перепел весь театральный репертуар: от князей и царей до зайца, петуха и черта. Очень хотел спеть обезьяну, но, видно, уже не судьба. Вообще он до сих пор обожает детские спектакли и иногда даже выходит на замену. Говорит, приходится гримироваться и летать. Это в семьдесят-то лет! Что же касается серьезных ролей, то по-прежнему в его репертуаре Сполетта («Тоска»), Горо («Мадам Баттерфляй»), Кузька («Хованщина»), Бомелий («Царская невеста»).

- Однажды заболел Валерий Егудин, который пел Самозванца в «Борисе Годунове», - вспоминает Степан Пантелеймонович. - А у нас, как на грех, на спектакле гости - американская делегация. Мне говорят: «Степан, надо выручать театр. Будешь петь и Самозванца, и Шуйского». Пришлось мне за один спектакль шесть раз перегримировываться и семь раз переодеваться. Зато, когда американцам открыли эту нашу маленькую хитрость, они не поверили. Говорят: «Не может быть, они же разными голосами поют...»

Одна из любимейших партий певца - Князь в «Русалке». Партия сложная и в вокальном, и в психологическом плане, теноры обычно ее недолюбливают, а юбиляр, наоборот, получал от нее наслаждение.

Степан Пантелеймонович всегда бережно относился к голосу. Может, потому он и не потерял до сих пор своей былой силы. А еще певец никогда не курил и не злоупотреблял спиртным, что тоже немаловажно.

- Своей творческой жизнью я доволен, - говорит юбиляр. - Нам было у кого учиться, а теперь есть что передать молодым... У нас в театре талантливая молодежь с великолепными вокальными данными. Конечно, порой в работе над образом приходится убеждать, даже навязывать свое мнение. Это происходит оттого, что молодые в силу возраста уверены в своей правоте, имеют свой взгляд на вещи, увы, не всегда правильный. Сейчас в труппе нет ни одного солиста, с кем бы я не работал, кого бы не вводил в спектакли.

Кстати, пробовать свои силы в качестве ассистента режиссера Степан Вах стал еще при Эмиле Пасынкове, когда тот однажды заметил: «С такими помощниками, как Степан, можно поставить спектакль за полмесяца». С тех пор Степан Пантелеймонович может спеть любую партию в любой опере и детально рассказать и показать любую мизансцену. Что и говорить - память у него великолепная.

Работая с молодыми певцами, он не устает повторять, что выучить ноты - это еще не все, надо «нутром вникнуть в образ своего героя». Только тогда можно выходить и петь...

Борис БАРЫШНИКОВ

14.02.2002

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен