8(20) марта 1884, г. Новоржев, ныне Псковской области - 1952
Артист оперы (лирический баритон), оперетты и педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1940).
Родился в семье служащего Рижско-Орловской ж. д. Образование получил в начальном училище при Учительской семинарии в Пскове, с 1900 г. — в Рижском реальном училище, где принимал участие в студенческом хоре и одновременно занимался пением в местном музыкальном училище. Вокальное образование продолжил с 1908 (в некоторых источниках 1907) до 1911 года в Петербургской консеравтории (класс С. Габеля), где впервые выступил в ученическом спектакле в партии Ивана-королевича. Студентом консерватории начал выступать в петербургском Народном доме, где пел до 1912 г., а также участвовал в спектаклях оперетты "Палас-театра". В 1912—1936 годах - солист петербургского - ленинградского Мариинского театра (позднее ГАТОБа), в 1918—1949 гг. — МАЛЕГОТа. В 1913—1914 годах совершенствовался в пении в Милане у Оксилиа и Танцини. Обладал красивым голосом широкого диапазона, безупречной вокальной школой. Исполнение отличалось искренностью и лиризмом. "Безукоризненность вокального исполнения, вдумчивость актерской игры, благородство внешнего рисунка роли, правдивость создаваемого сценического образа характеризуют манеру актерской игры Грохольского, продолжающего и утверждающего лучшие традиции русской реалистической оперной школы" (Б. Мазинг).
Партнеры: А. Белянин, Е. Бронская, Р. Горская, М. Каракаш, Л. Липковская, К. Петраускас, Ф. Шаляпин. Пел п/у В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малыш, Д. Похитонова, С. Самосуда, Г. Фительберга, Б. Хайкина.
Выступал с концертами в частях Красной Армии, в госпиталях. Работал руководителем в коллективах художественной самодеятельности Военно-политической школы им. Ф. Энгельса, в ленинградском Дворце культуры им. Горького. В 1950—1951 годах преподавал в Ленинградской консерватории. Среди учеников — Г. Большаков. Записывался на грампластинки.
1-й исполнитель партий:
Король ("Чудо роз" Петра Шенка)
Болотников ("Комаринский мужик" В. Желобинского)
Бухтеев ("Лед и сталь" В. Дешевова)
Митька Коршунов ("Тихий Дон" Ивана Дзержинского)
Надзиратель ("Мать" В. Желобинского)
Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского; сценарий и текст В. Мейерхольда и В. Стенича)
В России — 2-го японского посла ("Соловей" Игоря Стравинского)
Лучшие партии:
Шакловитый ("Хованщина" М. Мусоргского)
Онегин ("Евгений Онегин" П. Чайковского)
Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского)
Веденецкий гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Аполлон Локсий ("Орестея" С. Танеева)
Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини)
Риголетто ( «Риголетто» Дж. Верди)
Эскамилио («Кармен» Ж. Бизе)
Демон ("Демон" А. Рубинштейна)
Мизгирь ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова)
Алеко ("Алеко" С. Рахманинова)
Каленик («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова)
Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова)
Аоррон ("Моисей и Аарон" А. Шенберга)
Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского)
Валентин ("Фауст" Ш. Гуно)
Марсель ("Гугеноты" Джакомо Мейербера)
Фредерик ("Лакме" Лео Делиба)
Жермон («Травиата» Дж. Верди)
Скарпиа («То́ска» Дж. Пуччини)
Шарплес («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини)
Ганс Закс ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера)
Панталоне («Турандот» Дж. Пуччини)
Половцы («Князь Игорь» А. Бородина)
Борелло («Фенелла» Ф. Обера)
С большим успехом исполнял в опереттах партии Маркиза де Корневиля ("Корневильские колокола" Р. Планкета)и студента Яна ("Нищий студент" К. Миллекера)
последнее обновление информации: 18.01.20
обсуждение >>